«Как составить эффективный маршрут реабилитации?»

Это тема очень важная для каждой семьи в чьи двери постучало не здоровье ребенка. Тема стоит очень остро, потому что она является отправной точкой в помощи ребенку.

Особенное детство. Пути помощи.

Особенное детство. Что это? Особенный психолог. Кто это? Особенный специалист. Кто это?

Термин особенное детство очень образный, очень собирательный,  и под собой не имеет ни какой терминологической основы. Почему? Потому что этот термин не нужен науке, не нужен специалистам, он нужен родителям. Для чего? Для того чтобы очень простым языком объяснить общественности, что у их ребенка есть некоторые заболевания, которые не позволяют ему развиваться нормотепично. Так что же это за заболевания, которые делают ребенка особенным?

Дети имеющие заболевания, связанные с нарушением и развитием нервной системы и ее функций:

  • Нарушение развития двигательных функций. Это собирательный образ ДЦП.
  • Пороки нервной системы. Здесь принято говорить о прогидроцефалии, микроцефалии, дефекте мазолистого тела, уменьшенного, увеличенного количества извилин.
  • Нарушение развития функций восприятия. Здесь мы говорим о зрении и о слухе.
  • Нарушение развития интеллектуальных функций. Это задержка психического развития, умственная отсталость и олигофрения.
  • Нарушение развития речи. Здесь принято говорить о дизартрии, дислексии, алалии.
  • Нарушение развития коммуникативных функций. Здесь мы будем говорить о заболеваниях аутического спектра и о грубых расстройствах связаных с СДВГ.

Особенные специалисты – это специалисты, которые работают с последствиями этих заболеваний, с последствиями которые вызывают нарушение развития. К ним относятся особенные психологи, особенные логопеды, дефектологи, реабилитологи.

Пошаговая инструкция эффективной реабилитации при посещении центра «Надежда».

  1. Обратиться к квалифицированному психологу, реабилитологу с целью определения структуры нарушения, сферы наибольшего поражения (ментальная, регуляторная, аффективная).
    2. Пройти диагностику, составить «Профиль развития», который приобретает особое значение при психоневрологических заболеваниях. Профиль четко определяет вид отставания, его тяжесть и характер особенностей отклонений. Этот вид исследования помогает не только объективно оценить уровень и степень развития ребенка, но и проследить за его динамикой в период реабилитации и без нее.
    3. Пройти «Нейропсихологическую диагностику», которая позволит выяснить, на каком этапе онтогенеза остановилось или задержалось развитие ребенка. Определение возраста или времени нарушения развития психоневрологических функций позволит составить коррекционные, реабилитационные мероприятия именно с точки «остановки развития» нарушенной, поврежденной или патологичной психической функции или процесса.
    4. Обозначить специалистам схему лечения у неврологов, психиатров.
    5. Совместно со специалистами-кураторами вести «Карту синхронного наблюдения», которая позволит определить эффективность лечения, коэффициент эффективности в разных сферах психики, поможет увидеть возможные недостатки (расплатой за ментальное развитие, может служить аффективная расторможенность, ритуалы и т.д.), покажет время и активность влияния препаратов или стимуляции на заданные или непредполагаемые зоны воздействия.
    6. Составить «Карту реабилитации» .В карте специалист отмечает занятия и услуги, наиболее эффективные для реабилитации, коррекции вашего ребенка. Этот набор занятий не ограничивает Вас в выборе дополнительных услуг, а создает приоритетное направление в развитии и помощи ребенку.
    7. Произвести запись выбранных занятий у администратора(уточнить время и кабинет, получить развернутую информацию по виду предлагаемой услуги, по методам работы выбранного специалиста).
    8. Осуществлять системное посещение реабилитационных, коррекционных мероприятий.

Эффективная реабилитация.

Шаг 1. Консультация, обследование невролога, психиатра.

  • Уровень квалификации и опыт имеют значение. Увидеть признаки нарушения идентифицировать их, определить к определенному заболеванию в период детства не так просто. От более раннего и эффективного отслеживания этих симптомом и будет зависеть качество вашей реабилитации.
  • Цель консультации или обследования – подтвердить или исключить неврологическую, психиатрическую основу имеющихся симптомов. Такое право есть только у врача. Воспитатель в детском саду не имеет права поставить диагноз – аутизм и СДВГ.
  • Врачи производят оценку основных неврологических функций адаптивных к возрасту ребенка, т.е. они составляют мнение и судят о не соответствии, о патологии, о недоразвитии, о задержке.
  • При системном посещении врачей, вы будете отслеживать динамику симптомов и соответственно проходить медикаментозное сопровождение.
  • Медикаментозное сопровождение. Если мы говорим о медикаментозном сопровождении в неврологии и психиатрии важно понимать, что препараты подбираются. И качество этого подбора будет зависеть от вашей обратной связи.

Карты синхронного наблюдения нужно вести обязательно. Где вы как родитель и специалист становятся синхронными наблюдателями.  Что это позволяет сделать?  Это позволяет определить эффективность лечения, определить возможные недостатки, карта покажет время и активность влияния лечения или стимуляции, покажет оказывается лечение  заданных, необходимых зоны или это стимулируются те зоны, которые   вы не предполагали и считаете это негативным эффектом.

Шаг 2. Психодиагностика.

Это обращение к команде специалистов. Оно всегда начинается с входной диагностики. Она предполагает исследование ребенка, на основании которых, будет строиться эффективный маршрут реабилитации. Из чего же состоит входная диагностика?

  1. Психофизический скрининг развития.
  2. Нейропсихологическое исследование психических функций.
  3. Составление «Профиля развития».
  • Нейропсихологическая диагностика позволяет выяснить на каком этапе онтогенеза остановилось или задержалось развитие ребенка. Определение возраста и времени нарушения психоневрологической функции позволит составить реабилитацию таким образом, чтобы она начиналась с точки «остановки развития» нарушенной, поврежденной или патологичной психической функции или процесса.

Что исследует психолог?

  • Кинестетический праксис (сформированность основы движения, организации движения, инертность-активность, межполушарное взаимодействие)
  • Пространственный праксис(зрительно-пространственная организация движений, осознание схемы тела, произвольную регуляцию)
  • Динамический праксис(динамическую организацию движений, инертность-активность, сохранение пространственной организации, реципрокную организацию, автоматизацию-дезавтоматизацию)
  • Слухо-моторные координации(сформированность слухового восприятия, инертность-активность движений, силу акустических следов, произвольность регуляции)
  • Стереогноз (тактильные функции, мнестические функции, сенситивный гнозис)
  • Зрительный гнозис(зрительное восприятие,активность-инактивность восприятия, мнестическую составляющую гнозиса, сформированность лицевого гнозиса, целостность-фрагментарность ,выявление фактов зеркальности, односторонности восприятия)
  • Речь
  • Слухо-речевая память(акустико-мнестические характеристики,активность-тормозимость, инертность речевых следов,избирательность мнестической деятельности, скорость запоминания,удержание порядка элементов,объем памяти, нарушение мышления).

В каждом подразделе исследования есть множество под исследований.

Так же психолог исследует:

  • Рисунок (сформированность конструктивной деятельности, пространственного восприятия, активности-инертности движений)
  • Зрительная память(скорость запоминания, объем памяти, удержание порядка элементов, пространственное восприятие, двигательные стереотипы, их активность, активность-тормозимость следов)
  • Чтение(определение сформированности, выделение дислексических нарушений)
  • Письмо (сформированность сенсорной, кинестетической функции речи, двигательных стереотипов, выделение дисграфических нарушений)
  • Счет (выявление признаков акалькулии, сформированности пространственных представлений, активности-инертности речевых следов)
  • Задачи (сформированность мышления, мнестические процессы, проблнмы акалькулии)
  • Мышление ( сформированность вида мышления, относительно актуального возраста ребенка)

Произведя все эти исследования, составляется профиль развития. Одна из самых важных бумаг, которая должна у вас быть в медицинском портфолио. Профиль развития составляется некоторым графиком. Где указывается хронологический возраст и актуальный возраст развития той или иной функции, сферы. Что он позволяет сделать? Он позволяет увидеть вид, тяжесть отставания, оценить уровень и степень развития ребенка, отследить динамику ребенка в периоде реабилитации или в периоде ее отсутствия.

Шаг 3. Составление маршрута реабилитации.

Кто его составляет? Когда начинать реабилитацию? Как увеличить эффективность? Куда направить наибольшую энергию семьи?

Маршрут составляют  реабилитологи, коррекционные психологи и дефектологи. Самостоятельно необходимо начинать реабилитацию  с момента определения трудностей в развитии ребенка,  а вот обращаться к команде специалистов можно с 1,5- 2-х лет. Для того чтобы знать куда направить наибольшую энергию семьи, нужно знать и понимать какие есть направления в коррекции и реабилитации.

На слайде представлены 3 основных сферы психической активности.

  • Регуляторное обеспечение психической активности
  • Аффективная организация поведения и сознания
  • Ментальные структуры.

В зависимости от того какое нарушение у ребенка, что показала психодиагностика, будет выбираться наиболее актуальное направление которое будет работать с наибольшей сферой поражения, и эта сфера станет объектом накопления реабилитационной энергии.

Первой мишенью будут становится регуляторная и аффективная сферы. Наведение порядка в этих двух сферах будет позволять занять достаточно хороший уровень развития в ментальной сфере.

Составление маршрута.

Маршрут, его направленность будут зависеть от дефицитарности одной из сфер базовой психической активности. Рассмотрим пример маршрута ребенка 4-х лет с тяжелым нарушением развития, имеющем пороки нервной системы.

  • Кинестетическое поле. (Индивидуальное занятие психолога, педагога реабилитации , педагога арт-студии. Группы: Нейростимуляция (1 уровня), предметно-игровая деятельность, бытовая самостоятельность, сенсо-ритмическая координация, просторанственно-кинетическая ориентация).
  • Ментальное поле.(индивидуальное занятие)
  • Поле экспрессии. (Предметно игровая деятельность, режиссерская игра, эмоциональная азбука).

 50-60% всей энергии в реабилитации,  я бы отдала в кинеститеческое поле. Это и индивидуальные и групповые занятия. 30-40%  я бы отдала полю экспресии, и только 10%  - ментальному полю. Почему? Почему я начинаю  с кинестетического поля? Почему в этом поле скапливается столько энергии в первый период реабилитации?  Потому что ребенку сначала нужно понять, что ощущает его тело, что его тело может делать, как его тело может реагировать, как его тело может интерпритировать, как пользоваться ему этими знаниями для научения. В этом поле ему будет нужно овладеть огромным количеством навыков, которые станут основой для навыков обучения.

Немного меньше энергии, но тоже очень значимая сфера - это поле экспрессии. Здесь ребенку важно овладеть аффективной пластичностью и достаточным количеством аффективных стереотипов, для того чтобы адаптироваться, адаптироваться к новым условиям.  Что такое  адаптация? Это научение новому, т.е. мы через поле экспрессии научаем ребёнка научатся новому и присваивать новый опыт себе.

Благодаря качественной работе в кинестетическом поле и поле экспрессии, мы можем иметь результаты в ментальном поле. В ментальном поле остались только индивидуальные занятия психолога, педагога. Для чего? Для того, чтобы находится в позиции накапливания информации, которая возможно пока сейчас не понадобится, а понадобится немного позже, и тогда мы будем здесь увеличивать количество энергии.

В нашем центре используется метод поля. Этот метод разработала я, и мы уже несколько лет качественно с ним работаем. Почему метод поля? Потому что поле является основой, средой, в поле ребенок находится, в поле ребенок живет. Если мы говорим о ребенке младенце, то он живет в этом поле с мамой, а задержанный ребенок живет в этом поле очень долго. Актуальное для ребенка «поле», определяется дефицитарной функцией, или желаемой к развитию функцией. Полноценное погружение, межмодальное погружение дает эффективный и устойчивый результат, который влияет на многогранное развитие психики ребенка и его личности.

В методе поля мы выделяем 3 поля: Кинестетическое поле, Поле экспрессии, Ментальное поле.

Кинестетическое поле – уровень тела, с чего мы все и начинаем в реабилитации. Это поле кодировки и декодировки ощущений, которые мы непосредственно получаем на выходе от контактных рецепторов тела при прямом воздействии на них окружающего мира. Оно начинается чаще всего с программы базовой осведомленности. Группы по уровням: Базальная стимуляция, Базовые навыки контакта, Контактно-соматическая осведомленность, Навыки контакта, Контактная импровизация. Т.е. мы вышли из ощущения, и пришли в полноценный контакт.

Поле экспрессии – это поле трансляции,  а у задержанных детей трансляция страдает в большей степени.

В коррекционной работе нашего центра, мы используем работу с «полем» в разных направлениях- это первичное поле экспрессии театральное поле, арт-поле,  кинезеологическое поле, музыкальное поле, каждое из них является, как отдельным «полем», так и частью «поля экспрессии».  Что значит отдельным полем и частью поля? Если нам нужно развивать какую-то экспрессивную функцию, экспрессивную часть психики – мы сами выбираем поле в котором хотим развиваться. Если мы говорим о том, что нужно совершить реабилитацию экспрессии – то мы качественно работаем со всем полем. Работа в поле экспрессии идет по определенной схеме.

Представляю вам схему работы в поле экспрессии.

  • Формирование первичной эмоциональной осведомленности. Т.е. ребенок просто встречается с эмоцией, он ее видит, но может не узнавать, не идентифицировать.
  • Формирование осведомленности в техниках и методах проявлений чувств. Т.е. показывается ребенку как вообще это делать.
  • Отработка элементарного навыка. Это тренировка.
  • Выстраивание линии навыков.
  • Контактное дублирование сюжетных, ролевых, поведенческих линий. Специалист является дублером, вторым каркасом ребенка и управляет им, выполняет вместе с ним сюжетно-ролевые игры.

Далее ребенку предоставляется:

  • Свободное отыгрывание «экспрессивных линий»
  • Накапливание ряда «экспрессивных линий»
  • Создание сложных «экспрессивных линий»
  • Выход на последующие уровни «экспрессивного поля» и их последующая отработка по схеме.

Реализация метода поле экспрессии происходит как индивидуально, так и в коррекционных группах.  Представляю некоторый набор групп.

  • Первичное поле.предметно-игровая деятельность
  • -режиссерская игра
  • -первая игра
  • -теремок
  • -психогимнастика
  • -эмоциональная азбука
  • -эмоциональная зарядка
  • Театральное поле.
  • -театрально-предметная деятельность
  • -пластический театр
  • -теневой театр
  • -мультшкола
  • -музыкально-игровой театр
  • Кинезиологическое поле.
  • -коррекционная хореография
  • -танце-двигательная терапия
  • -сенсо-ритмическая координация
  • -граница
  • -контакт
  • Контактно-соматическая осведомленность
  • Музыкальное поле.
  • -вокал
  • -музыкальная терапия
  • -музыкально-игровой театр
  • Поработав в поле экспрессии и в кинестетическом поле создается качественная платформа для развития ментального поля. В ментальном поле мы выстраиваем программы принятия и раскадировки внешних и внутренних сигналов, их переработку анализ и трансляцию.

    Ментальное поле включает в себя:

    • Кинестетическое поле
    • Поле пространственной целостности
    • Лингвистическое поле
    • Межличностное поле.

    Родитель- участник реабилитации?

    Очень часто ко мне приходят родители и когда я предлагаю им помощь, они отказываются и всю энергию направляют на ребенка. Конечно, родители являются участником реабилитации. Потому что, родитель является залогом успешной реабилитации. Именно через родителя, через маму ребенок познает мир.

    Мама является миром ребенка.

     Мама – носитель мира.

    Мама – первый транслятор мира.

    Мать и дитя находятся в одной энерго-системе. Они находятся в едином поле. Изменение состояния мамы мгновенно сказывается на состоянии ребенка, на его возможностях и развитии. Если вдруг дыхание мамы сбивается, сбивается и дыхание ребенка. Мы должны помнить об этом приступая к реабилитации, и не забывать про себя.

    Как позаботиться о себе, как помочь себе, как сохранить себя.

    Я готова говорить об этом бесконечно, потому что родители на это очень редко откликаются, про это забывают. У нас в центре по всем направлениям поддержки родителям  организованы мероприятия, группы.

    Как же нужно заботится о себе в каких направления работать?

    • Забота о теле (йога, контактная импровизация, джаз –модерн, солви- терапия, стрейчинг)
    • Забота о психическом благополучии(группа «Ресурс», терапевтическая группа)
    • Забота об осведомленности (группа родительской компетентности)
    • Забота о личном и социальном росте(мастер-классы, тренинги)
    • Забота о семейной системе(группа «Инопланетяне»- для братьев и сестер, ребят имеющих ограничения в жизнедеятельности, личная терапия, семейные консультации)

     

     

     

     

     

      

     



    Просмотров: 431
    Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




    Другие новости по теме:

  • Психолог… это кто «ваще»? ИЛИ «Один в поле не воин».
  • Развитие речи, создаем поле для формирования речи ребенка.
  • Что такое «поле» в системных расстановках и как мы его «читаем»?
  • "Поле чудес" или "минное поле"?...
  • Что такое концепция, и как она формирует поле и реальность?
  • Арт-терапия – неисчерпаемое поле для творчества клиента и терапевта
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Отпустите лошадь в поле или как укротить свой гнев
  • Минное поле для родителей.
  • «Один в поле не воин» или где найти ресурс?
  • Наше тело как поле битвы
  • Один в поле не воин, или чем может быть полезна интерактивная групповая психотерапия
  • Поле процессуально или структурно?
  • Семья или поле боя?
  • Интересное о поле для системных расстановщиков (юнгианские истоки)
  • Сеттинг: поле, на котором происходит терапия
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Сепарация. Потеряный рай или поле чудес в стране дураков.
  • Как мы считываем информационное поле
  • Как создать Поле благодарности?
  • Изменения возможны только в поле.
  • Поле боя: родители и дети
  • Поле денег показало, куда они утекают.
  • Жизнь на минном поле. Или к чему приводит непрожитая душевная боль
  • Манипуляторы. Мир общения как поле манипуляции. Часть 1.
  • [РАЗБОР] Как работает «денежное поле»
  • Мир и Я - единое информацию-энергетическое поле.
  • Притча про то, как Родитель, Дитя и Взрослый в "Поле Чудес" играли
  • Про поле и любовь
  • Как на сайте В17 создать свое информационное поле



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь