|
«Как составить эффективный маршрут реабилитации?»Автор статьи: Тютичкина Оксана Викторовна
Это тема очень важная для каждой семьи в чьи двери постучало не здоровье ребенка. Тема стоит очень остро, потому что она является отправной точкой в помощи ребенку. Особенное детство. Пути помощи. Особенное детство. Что это? Особенный психолог. Кто это? Особенный специалист. Кто это? Термин особенное детство очень образный, очень собирательный, и под собой не имеет ни какой терминологической основы. Почему? Потому что этот термин не нужен науке, не нужен специалистам, он нужен родителям. Для чего? Для того чтобы очень простым языком объяснить общественности, что у их ребенка есть некоторые заболевания, которые не позволяют ему развиваться нормотепично. Так что же это за заболевания, которые делают ребенка особенным? Дети имеющие заболевания, связанные с нарушением и развитием нервной системы и ее функций:
Особенные специалисты – это специалисты, которые работают с последствиями этих заболеваний, с последствиями которые вызывают нарушение развития. К ним относятся особенные психологи, особенные логопеды, дефектологи, реабилитологи. Пошаговая инструкция эффективной реабилитации при посещении центра «Надежда».
Эффективная реабилитация. Шаг 1. Консультация, обследование невролога, психиатра.
Карты синхронного наблюдения нужно вести обязательно. Где вы как родитель и специалист становятся синхронными наблюдателями. Что это позволяет сделать? Это позволяет определить эффективность лечения, определить возможные недостатки, карта покажет время и активность влияния лечения или стимуляции, покажет оказывается лечение заданных, необходимых зоны или это стимулируются те зоны, которые вы не предполагали и считаете это негативным эффектом. Шаг 2. Психодиагностика. Это обращение к команде специалистов. Оно всегда начинается с входной диагностики. Она предполагает исследование ребенка, на основании которых, будет строиться эффективный маршрут реабилитации. Из чего же состоит входная диагностика?
Что исследует психолог?
В каждом подразделе исследования есть множество под исследований. Так же психолог исследует:
Произведя все эти исследования, составляется профиль развития. Одна из самых важных бумаг, которая должна у вас быть в медицинском портфолио. Профиль развития составляется некоторым графиком. Где указывается хронологический возраст и актуальный возраст развития той или иной функции, сферы. Что он позволяет сделать? Он позволяет увидеть вид, тяжесть отставания, оценить уровень и степень развития ребенка, отследить динамику ребенка в периоде реабилитации или в периоде ее отсутствия. Шаг 3. Составление маршрута реабилитации. Кто его составляет? Когда начинать реабилитацию? Как увеличить эффективность? Куда направить наибольшую энергию семьи? Маршрут составляют реабилитологи, коррекционные психологи и дефектологи. Самостоятельно необходимо начинать реабилитацию с момента определения трудностей в развитии ребенка, а вот обращаться к команде специалистов можно с 1,5- 2-х лет. Для того чтобы знать куда направить наибольшую энергию семьи, нужно знать и понимать какие есть направления в коррекции и реабилитации. На слайде представлены 3 основных сферы психической активности.
В зависимости от того какое нарушение у ребенка, что показала психодиагностика, будет выбираться наиболее актуальное направление которое будет работать с наибольшей сферой поражения, и эта сфера станет объектом накопления реабилитационной энергии. Первой мишенью будут становится регуляторная и аффективная сферы. Наведение порядка в этих двух сферах будет позволять занять достаточно хороший уровень развития в ментальной сфере. Составление маршрута. Маршрут, его направленность будут зависеть от дефицитарности одной из сфер базовой психической активности. Рассмотрим пример маршрута ребенка 4-х лет с тяжелым нарушением развития, имеющем пороки нервной системы.
50-60% всей энергии в реабилитации, я бы отдала в кинеститеческое поле. Это и индивидуальные и групповые занятия. 30-40% я бы отдала полю экспресии, и только 10% - ментальному полю. Почему? Почему я начинаю с кинестетического поля? Почему в этом поле скапливается столько энергии в первый период реабилитации? Потому что ребенку сначала нужно понять, что ощущает его тело, что его тело может делать, как его тело может реагировать, как его тело может интерпритировать, как пользоваться ему этими знаниями для научения. В этом поле ему будет нужно овладеть огромным количеством навыков, которые станут основой для навыков обучения. Немного меньше энергии, но тоже очень значимая сфера - это поле экспрессии. Здесь ребенку важно овладеть аффективной пластичностью и достаточным количеством аффективных стереотипов, для того чтобы адаптироваться, адаптироваться к новым условиям. Что такое адаптация? Это научение новому, т.е. мы через поле экспрессии научаем ребёнка научатся новому и присваивать новый опыт себе. Благодаря качественной работе в кинестетическом поле и поле экспрессии, мы можем иметь результаты в ментальном поле. В ментальном поле остались только индивидуальные занятия психолога, педагога. Для чего? Для того, чтобы находится в позиции накапливания информации, которая возможно пока сейчас не понадобится, а понадобится немного позже, и тогда мы будем здесь увеличивать количество энергии. В нашем центре используется метод поля. Этот метод разработала я, и мы уже несколько лет качественно с ним работаем. Почему метод поля? Потому что поле является основой, средой, в поле ребенок находится, в поле ребенок живет. Если мы говорим о ребенке младенце, то он живет в этом поле с мамой, а задержанный ребенок живет в этом поле очень долго. Актуальное для ребенка «поле», определяется дефицитарной функцией, или желаемой к развитию функцией. Полноценное погружение, межмодальное погружение дает эффективный и устойчивый результат, который влияет на многогранное развитие психики ребенка и его личности. В методе поля мы выделяем 3 поля: Кинестетическое поле, Поле экспрессии, Ментальное поле. Кинестетическое поле – уровень тела, с чего мы все и начинаем в реабилитации. Это поле кодировки и декодировки ощущений, которые мы непосредственно получаем на выходе от контактных рецепторов тела при прямом воздействии на них окружающего мира. Оно начинается чаще всего с программы базовой осведомленности. Группы по уровням: Базальная стимуляция, Базовые навыки контакта, Контактно-соматическая осведомленность, Навыки контакта, Контактная импровизация. Т.е. мы вышли из ощущения, и пришли в полноценный контакт. Поле экспрессии – это поле трансляции, а у задержанных детей трансляция страдает в большей степени. В коррекционной работе нашего центра, мы используем работу с «полем» в разных направлениях- это первичное поле экспрессии театральное поле, арт-поле, кинезеологическое поле, музыкальное поле, каждое из них является, как отдельным «полем», так и частью «поля экспрессии». Что значит отдельным полем и частью поля? Если нам нужно развивать какую-то экспрессивную функцию, экспрессивную часть психики – мы сами выбираем поле в котором хотим развиваться. Если мы говорим о том, что нужно совершить реабилитацию экспрессии – то мы качественно работаем со всем полем. Работа в поле экспрессии идет по определенной схеме. Представляю вам схему работы в поле экспрессии.
Далее ребенку предоставляется:
Реализация метода поле экспрессии происходит как индивидуально, так и в коррекционных группах. Представляю некоторый набор групп.
Поработав в поле экспрессии и в кинестетическом поле создается качественная платформа для развития ментального поля. В ментальном поле мы выстраиваем программы принятия и раскадировки внешних и внутренних сигналов, их переработку анализ и трансляцию. Ментальное поле включает в себя:
Родитель- участник реабилитации? Очень часто ко мне приходят родители и когда я предлагаю им помощь, они отказываются и всю энергию направляют на ребенка. Конечно, родители являются участником реабилитации. Потому что, родитель является залогом успешной реабилитации. Именно через родителя, через маму ребенок познает мир. Мама является миром ребенка. Мама – носитель мира. Мама – первый транслятор мира. Мать и дитя находятся в одной энерго-системе. Они находятся в едином поле. Изменение состояния мамы мгновенно сказывается на состоянии ребенка, на его возможностях и развитии. Если вдруг дыхание мамы сбивается, сбивается и дыхание ребенка. Мы должны помнить об этом приступая к реабилитации, и не забывать про себя. Как позаботиться о себе, как помочь себе, как сохранить себя. Я готова говорить об этом бесконечно, потому что родители на это очень редко откликаются, про это забывают. У нас в центре по всем направлениям поддержки родителям организованы мероприятия, группы. Как же нужно заботится о себе в каких направления работать?
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|