В Керчи в Политехническом колледже произошла трагедия, которая уже унесла жизни 20 человек, и покалечила еще 50, и не известно, сколько из них пополнят списки убитых. Виновником этой трагедии стал 18 летний юноша, учащийся этого техникума, пришедший на занятия с винтовкой и самодельным взрывным устройством. Конечно, сейчас вся страна скорбит вместе с родителями погибших. Масштаб трагедии ужасен. Сейчас по всей стране начнутся проверки, будет написано сотни отчетов и протоколов, будет выписано куча штрафов, а потом все само собой утихнет….
А я хочу сегодня поразмышлять о том, почему все это произошло, почему все чаще подобные случаи случаются в мире? И была ли возможность всего этого избежать?
В начале года я присутствовала на мероприятии школьных психологов на тему дивиантного (отклоняющегося) поведения подростков. У меня волосы на голове шевелились, когда бодрым голосом наши чиновники от образования рапортовали о том, что количество суицидов из года в год растет, что подростков с агрессивным поведением, направленным против других людей, из года в год все больше, что все больше подростков совершают тяжелые и средней тяжести преступления …
И знаете, что еще меня очень опечалило? Что всех собравшихся на этом совещании школьных психологов (в общей своей массе) эти цифры абсолютно не волновали.
- Да, - возразят мне школьные психологи, - мы это уже давно знаем, мы это видим каждый день в своих школах.
Вот в этом то и весь ужас, видим и ничего не делаем! Или делаем, но не то, что надо. Тогда школьные психологи начинают говорить о том, что у них много дел, а зарплата мизерная. Да, это так, сейчас школьные психологи приравнены к уборщицам и честно сказать, не к самым высокооплачиваемым, но ведь, не смотря на то, что мы не врачи (говорят у каждого врача есть свое кладбище), наше бездействие тоже может стать причиной смерти возможно не реальной, но эмоциональной. Да, в школах на словах и бумагах улучшается качество психологической поддержки, а на деле психологические службы в школе фактически не эффективны. Вся работа школьных психологов сводится к куче бумаг и формальному подходу.
Так что же можно сделать, чтобы вовремя заметить происходящие с подростком изменения? И кто в жизни подростка может изменить его отношение к миру и к себе?
Я думаю, первый ответ очевиден – это семья! Семья и отношения в семье для ребенка это образец для подражания. Мы транслируем в мир все то, что усвоили в своей семейной системе Проще сказать, как ведут себя в социальном мире мама и папа, так будет вести себя и ребенок, только возможно и чаще всего в усиленном варианте. Кроме того, только любовь, внимание и понимание мамы и папы может излечить те раны, которые наносятся ребенку в мире социальном.
Во-вторых - друзья, если они есть, одноклассники (однокурсники), соседи в общем окружение ребенка. Конечно, возможно у подростка нет близких друзей, но те люди, которые его окружают, если будут более чуткими друг к другу безусловно заметят происходящие изменения.
Что же происходит сейчас с людьми? Сейчас очень распространены такие жизненные принципы типа: «Моя хата с краю, я ничего не знаю» «Своя рубашка ближе к телу», «Чужая душа - потемки» и другие в том же духе. Проще говоря, люди стали очень черствыми и безразличными ко всему, кроме себя любимого. И вот результат: жестокость, равнодушие, агрессия (направленная на себя или на других), трагедия.
Вот как сейчас вспоминают о виновнике трагедии в Керчи однокурсники - Влад восхищался школьниками, которые убивают своих одноклассников, - признается однокурсник Рослякова (подростка. Который устроил в Керчи жестокую бойню). - Еще на первом курсе я общался с Владом на эту тему. Знаю, что у него были компьютерные игры, где нужно школу расстрелять. Но я не думал, что он в реальности что-то такое устроит. В колледже студенты не отрицают, что Росляков был в группе изгоем.
Да и еще один факт – сработало взрывное устройство. Но ведь где-то он его сначала сделал. Почему никто не заметил этого, не в семье, не его в окружении?
И в – третьих, это профессионалы, которые общаются с этими подростками: педагоги, психологи. Да, разумеется, учеников много, всех разглядеть, понять, уделить внимание трудно, но ведь каждый специалист знает, на кого стоит обратить особое внимание, быть к кому-то более чутким. Есть же у профессионалов методики, которые помогают отследить изменения в человеке. Ведь наверняка, сейчас, после этого жестокого убийства в Керчи, многие начнут вспоминать, да и уже появились первые комментарии, о том, что подросток был не такой, как все. Да, это всегда заметно, когда человек на грани, когда ему настолько плохо, что он готов на безумные поступки. Я хочу спросить: «Где были Вы, профессионалы? Почему Вы не разглядели его одиночества? Почему прошли мимо его боли?» Задайте себе вопрос: «Что мог сделать я, чтобы этого не произошло?»
Известный педагог В.А.Сухомлинский считает, что «воспитание чуткости, отзывчивости к горю и состраданиям других людей - важная задача школы» По его мнению, если ребёнку безразлично, что в сердце его товарища, родителей, родственников, если он не умеет видеть в глазах другого человека, что у него на сердце, - он не станет настоящим человеком.
Летом, я тестировала детей из школьного лагеря, мы просто играли сказку в песочнице, и это уже было заметно, кому из них нужна помощь. А тем, кто видит детей каждый день, понять это не составит труда, нужно только ваше желание и чуткость.
В «Маленьком принце» есть такая фраза: «Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь» Смысл этой фразы дано понять не каждому, но если сегодня хотя бы кто-то откроет свое сердце, чтобы чувствовать мир вокруг себя, это уже очень большое счастье!
Люди! Очнитесь! Стряхните с себя паутину безразличия! Оглянитесь! Может быть, именно сейчас кто-то отчаянно нуждается в вашей поддержке, возможно, если Вы будете чуткими, именно Вы сможете предотвратить что-то ужасное…
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.