|
Детская травма – что, если Я САМ?Автор статьи: Анна Зайцева
Травматические переживания – это тот самый случай, когда «чувствовать вредно». Когда проживание чувств не спасает, не дает выхода из ситуации, а лишь будто бы засасывает в воронку боли и безысходности. Выход из травматических переживаний – «подтягивание» к себе ресурсов с тем, чтобы держаться на плаву и перерабатывать травматический опыт. Это справедливо что для шоковой травмы, что для травмы детской. Казалось бы, все просто. Зачем нам в этой истории «второй лишний» – психолог? На самом деле, конечно, не так-то просто, будучи в воронке травматического переживания а) опознать ее, б) вспомнить, что выход из нее через ресурсы, в) затормозить проживание токсичных чувств, г) начать ресурсы к себе «подгребать». Я думаю, следует один раз попробовать, чтобы убедиться, что это «развлечение не для слабонервных». Хочу еще добавить про то, что касается именно детской травмы. Во-первых, детская травма именно там и тогда возникает, когда ребенок, не обладая еще достаточными внутренними ресурсами, оказывается вынужден справляться с ситуацией самостоятельно. Один. То есть одиночество и самостоятельность, бессилие перед открывшимися новыми обстоятельствами, поиск ресурсов, о которых пока ничего не известно – сами по себе если не самый важнейший, то хотя бы один из важнейших травматических факторов. И пытаясь вновь и вновь опереться только на самого себя (как и делают «нормальные люди», не травмированные в этом месте), мы вновь и вновь воспроизводим для себя психотравматическую ситуацию «во всей ее красе». С чрезмерными эмоциями, сепарационной тревогой, с травматической воронкой и бесконечным бессилием. Вторая причина тоже не менее значимая. Дело в том, что некоторые вещи гораздо (гораздо-гораздо!) проще узнать от другого, нежели придумать самому. И я даже не имею в виду такие сложности как Периодическая таблица или Закон сохранения энергии. Хотя если вы подумаете о том, сколько жизни (или жизней) вам пришлось бы потратить, чтобы самим выдумать это, возможно, вы быстрее со мной согласитесь. Но и даже самые простым, на первый взгляд, вещам – как любить и как принимать любовь, как прощать себя и как прощать других, как обходиться с разными неудобными чувствами и что делать, если эти чувства мешают отношениям, например – куда как проще научиться у другого, вместо того, чтобы пытаться придумать самому. Естественней и лучше, конечно, у мамы – в соответствующем возрасте. Но можно и у психолога, на крайний случай. Не все из нас Менделеевы, но научиться пользоваться таблицей может практически каждый :)) Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|