|
Глубинное убеждение. Самоценность или чего я стою?Автор статьи: Ковалева Екатерина Львовна
В процессе практической деятельности часто задают один и тот же вопрос – почему мой ребенок 13-ти лет не считает себя успешным, достойным, считаем себя ниже или хуже по сравнению со сверстниками. Проблема таких детей, а точнее, родителей кроется в не столь еще далеком детстве подростков, когда были сформированы их глубинные убеждения. Рассматривая тему глубинных убеждений, важно понимать структуру личности человека в рамках теории КПТ. Структуру личности можно представить как состоящую из следующих компонентов: в центре находится истинное Я (эго), далее расположены глубинные убеждения, затем идут сформированные защиты психики человека (защитные механизмы), и последняя составляющая – вербализация рассмотренных элементов. Таким образом, рассуждая с позиции КПТ, структура личности формируется четырьмя основными компонентами. Глубинные убеждения бывают очень разными, в представленной работе рассмотрим одно, наиболее часто встречаемое в практике – самоценность (или чего я стою). Приведем два примера (случая). Первый пример. На диагностику с применением метода наблюдения обратилась мама мальчика (ребенку на тот момент около 2 лет). Ее запрос – ребенок не развивается, отстает по сравнению с другими детьми, говорит плохо и мало, испытывает страхи. В процессе наблюдения замечено, что мама ребенка при общее часто ему говорит такие фразы: «Тимоша, ты еще не дорос, чтобы …..», «Тимоша, вот посмотри, ты говоришь, хуже, чем …..», «Тимоша, вот Ваня во дворе умеет говорить, а ты нет» и тому подобное. Нет сомнения в том, что данная мама неосознанно формирует у своего ребенка убеждение в его неполноценности. Слыша подобные фразы от значимого взрослого (мамы) понимает: «я не глупый, говорить не умею», «я хуже других», «я хуже, чем моя мама ожидала» и т.п. Таким образом, происходит постепенное, но довольно стойкое убеждение в том, что ценность этого ребенка низка для его мамы, и, как результат (если мама ничего не изменит), будет сформирована личность с низкой самооценкой. Пример второй. Для получения психологической помощи обратилась мама подростка (девочки). Сама мама от консультации отказалась, попросив поработать с подростком. Проблема, озвученная на консультировании (мамой) – появление суицидальных мыслей у дочери. При консультировании (было 4 очных встречи) выяснилось, что подросток, считая себя ниже других, не может формировать хорошие коммуникативные связи со сверстниками. Результатом явилось отсутствие друзей, что явно в подростковом возрасте является депривирующим фактором и причиной появления у данного подростка суицидальных мыслей. Итак, два примера, можно сделать обобщенный вывод о том, что глубинное убеждение (я ничего не стою), полученное в раннем детстве может стать причиной серьезных нарушений в подростковом возрасте. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|