Я знаю – вы смотрите «Игру престолов».
А если даже и не смотрите, то все равно, рано или поздно, начнете.
О достоинствах этого сериала, говорят на каждом углу, и спрятаться от обилия обсуждений и обмена мнений – почти не получается. Сериал, действительно заслуживает потраченного на него времени. И эта популярность обусловлена не только миллионными бюджетами каждой серии и накрученного рекламного ажиотажа. Сериал получился цепляющим, во многом, благодаря актерам, которые, по большей части, исполняют свою работу мастерски.Именно персонажи сериала (воплощенные прекрасной актерской командой) живущие в нереальном повествовании о мире бесконечных междоусобиц и драконов, заставляют нас влюбляться, разочаровываться, одухотворяться, вдохновляться и, затаив дыхание, ожидать новых серий.
Как известно, секрет любой драматургии заключается в наличии конфликта. Так вот, авторы сценария неспроста используют сразу несколько архетипических типов персонажей, противопоставляя их друг другу.Одним из самых мощных и сильных образов сериала является архетипический образ Матери. Не нужно быть психологом, чтобы понять, что именно он один из ключевых образов для каждого зрителя, пусть даже не самый главенствующий для всего сценарий.Уже догадываетесь о ком пойдет речь?
Это – Королева Семи Королевств Вестероса Серсея Ланнистер. Выданная замуж за нелюбимого короля Роберта Баратеона, родившая ему троих детей (не сочтите за спойлер, но уж очень всем очевидно, что дети никак не похожи на их отца-короля). Казалось бы, женщина, обреченная стать, со свойственной покорностью, молчаливой тенью мужа-короля так или иначе становится ключевой фигурой во всей «Игре». Серсее можно сочувствовать, относиться с пониманием, бояться, ненавидеть или раздражаться. Ее персонаж – совокупность, казалось бы, абсолютно несовместимых качеств: женщина хитрая, склонная к манипуляциям, безжалостная к врагам, пламенная любовница, и защитница своих детей. Безусловно, к Серсее можно питать симпатию, и считать примером для подражания. Несмотря на свою видимую хрупкость и беззащитность, эта женщина с самого раннего детства знает, что такое власть и как ее использовать. Для нее не существует преград и границ, а мораль и традиции – пустой звук.
По своей сути, Серсея – образ психопатичной личности, питающей искренние чувства, казалось бы, только к своим детям. Серсея бесконтактна – она не подпускает к своим эмоциям, кажется, никого. Несмотря на это, она категорична и не терпит полумер. Ее психика – устойчива ко всему, даже к потери близких. Гуманность и человечность ей также, не свойственны. Она, определенно – гедонист, и следует только удовольствиям. Поэтому, ее редко когда можно застать за ручным трудом (возможно, людям такого типа присущи сложности в концентрации внимания?).
Все эти качества, характеризуют Серсею как агрессивного хищника (львицу?) с природными инстинктами, которым она следует. Противостоит ей - образ Матери, воплощенный в роли Кейтилин Старк.
Мать севера, глава рода Старков. Пламенно любит своего мужа, и, благодаря своему происхождению, становится уважаемой персоной в дипломатии и правлении севером континента. У них с Недом Старком – четверо детей, плюс, рожденный вне брака Джон Сноу, которого она приняла, пусть и откровенно презирая его как плод измены своего любимого мужа. Туда же, можно добавить воспитанного Старками узника-принца Теона Грейджоя, к которому Кейтилин относилась теплее, чем к Джону.
Кейтилин проявляет эмоции, она контактна. Она любящая, но строгая мать, свято следующая традициям семьи и брака. Она, казалось бы, готова пойти на ложь, в обмен на благополучие семьи, но даже эта авантюра, удается ей с трудом. Она готова постоять за себя, и драться за жизнь своих детей и близких. Ей свойственная чувствительность к совести и высокая степень ответственности.
Образ Леди Старк как архетипической матери, наиболее четко проявляется в книгах. Опять же, извиняюсь за спойлеры, но в книгах продолжается сюжетная линия Кейтилин, продолжающаяся после ее смерти. Это образ матери-призрака, сопровождающий оставшихся в живых детей Старков.В противопоставлении с Серсеей, Кейтилин, скорее безобидное, но свирепое животное, когда речь заходит о защите младшего поколения. Она чутко чтит традиции «стаи» и племени, и не перечит «вожаку». Наверное, неспроста, гербом Старков является Волк.
Архетипы – основа качественной драматургии. Именно они влияют на наши подсознательные страхи и желания, именно они являются определенными якорями, позволяющие цепляться за сюжет и повествование. Конфликт архетипов – это внутренний конфликт зрителя, воплощаемый вовне. Как считает Юнг, архетипы не просто знакомы каждому, они присущи сознанию каждого. Поэтому, в борьбе «доброго» и «злого» сражаются не две противоположные субстанции, а два разных состояния одного и того же коллективного бессознательного.