Порою мне кажется, что я не выдержу, что уже больше нечего давать, колодец пуст. Откуда взять для детей воды?
Надо думать о себе. Хорошо маме - хорошо ребенку. И вроде логично. Чтобы давать, надо где-то взять.
"Чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно сначала купить что-нибудь ненужное. А у нас денег нет". И хочется порою от детей сбежать. Взять и просто уйти.
Но потом останавливаешься, смотришь на них - а ведь уйдут же скоро. А сейчас им хочется быть со мной. И я, интроверт, еще набудусь одна, когда их собственные интересы станут важнее и становление и отделение пойдет полным ходом. И тогда я возвращаюсь, обнимаю, и чувствую их нежную кожу, чувствую электрический разряд между нами, перетекание тепла и нежности. И мне становится невообразимо хорошо. Кто кому дает? Каждый каждому.
"КТО ТАКАЯ АЛЬФА?"
Когда ребенок рождается, он полностью зависит от принявшего его взрослого. Взрослый оказывается той землей, в которую падает семя, из которого потом развивается полноценное растение. Из земли оно получает необходимые вещества, которые затем пускает в рост. В земле он может пустить корни. Поэтому взрослый - это базовое условие для продолжения жизни. И основная потребность младенца - быть в контакте, близких, тёплых отношениях со своим надежным взрослым для того, чтобы жить и развиваться.
Позиция родителя априори является позицией сверху, позицией щедро дающего. Позиция ребенка - снизу, принимающая. Родитель и ребенок связаны невидимыми, но очень тесными и крепкими связями - эмоциональными отношениями нужды друг в друге. Или иначе - отношениями привязанности. Привязанность обеспечивает потребность взрослого в заботе о ребенке, и готовность принимать заботу и ориентироваться на своего взрослого ребенком.
В задачи взрослого входит: напитывать психологической и физической близостью, знать и удовлетворять потребности ребенка, защищать (создавать безопасные условия: физические и эмоциональные), давать возможность развиваться, вести за собой, быть моделью и лидером. Среди животных сообществ позицию лидера, который принимает решения, и от которого зависит выживание всей стаи, занимает вожак - альфа. Поэтому и позицию родителя в теории привязанности назвали "заботливой альфой". (Подробнее о позиции “заботливой альфы” можно почитать в книге Гордона Ньюфелда “Не упускайте своих детей”.)
Так вот, альфа-позиция в своем позитивном проявлении предполагает ответственность за состояние других, тех, кто находится под тобой. Это знание и переживание необходимости заботиться о вверенных тебе людях. Альфа тратит свое время, ресурсы, эмоции на то, чтобы зависимым "своим" было хорошо.
ПРОЖИВАТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ МОЖНО ПО-РАЗНОМУ
Первый способ - “вынужденно”, "от головы". От встроенного “надо”. Когда есть понимание и внутренний императив: "ты же мать/отец!", "ты должна/должен заботиться о ребенке и нести за него ответственность". Тут еще может добавиться - “ты должна быть образцовой матерью и делать все как полагается”. Тогда мы сами помимо всего прочего выставляем себе недосягаемую планку, которую сбиваем каждый раз, когда совершаем очередную попытку. Находиться в альфа-позиции и нести ответственность оказывается в этом случае очень ресурсоёмко, энергозатратно, а периодически - просто невыносимо. На внутреннем “надо” мы совершаем необходимые действия по уходу, стараемся сделать все правильно. Фактически, заставляя себя, и гнобя себя по ходу дела за неискренность или несовершенство.
Второй способ - “от чувства”, от ощущения избытка, от ощущения “я - источник”, я питаю, я могу дать. Олицетворением напитывания является, конечно, кормящая мать, Мадонна. Природа дала возможность женщине родить и кормить. Мать напитывает ребенка физически и психологически. Это ощущение "источника внутри" дает ощущение своей силы, своих ресурсов. В этом случае мать, да и не только мать, а любой другой заботливый взрослый, который ощущает, что он может "дать" ребенку то, в чем он нуждается (а это не только еда, конечно), испытывает прилив. Он напитывает ребенка и напитывается сам. В данном случае мы говорим о питающих отношениях. Взаимно питающих. Мы полны, и ребёнок нам дает тем, что жадно берет, купается в нашей заботе.
Конечно, родитель не может все время находиться в этом состоянии. Но хотелось бы иметь доступ окунаться в него периодически - ведь это может напитать живительной влагой всех. Пить и быть напитанным.
ЧТО МОЖЕТ ПОМОЧЬ ПЕРЕКЛЮЧИТЬСЯ В СОСТОЯНИЕ "ИСТОЧНИКА" В ОТНОШЕНИЯХ С РЕБЕНКОМ?
- Увидеть своего ребенка. Когда мы видим, как ребенок нуждается в нашей любви и внимании. Когда мы ощущаем его беззащитность перед нами. Когда видим, что он маленькое, незрелое, неокрепшее и ещё несмышленое существо, которое верит нам, смотрит на нас преданными, ясными глазами, расслабляется в наших объятиях. Когда мы понимаем, что мы для него пока что вселенная, в которой он находится, и зависит от нас психологически. Когда мы осознаем, что он хочет пить, а мы и есть вода. Он нуждается в нас, в нашем принятии и радости от его наличия в нашей жизни, чтобы вырасти.
- С другой стороны, когда мы на фоне ребёнка ощущаем себя больше, сильнее, опытнее и мудрее. Наши родители помогли вырасти нам. А мы помогаем своим детям. Женщины могут почувствовать свою природную способность к передаче жизни. Мы родили и кормим. Это так естественно. Наша грудь наполняется молоком, потому что ребенок пьет из нее. И она будет наполняться сама до тех пор, пока ребенку это будет необходимо. Это неиссякаемый ресурс. Это образ материнской заботы. За нашей спиной стоит наша мать, за ней - ее, и так далее. Мы являемся частью русла длинной-предлинной реки, по которой течет жизнь.
У отца тоже есть то, что ребенку нужно не меньше - ощущение защищённости и желанности. Он полюбил мать ребенка и радуется его приходу в этот мир. За его спиной стоит его отец, и перспектива вглубь уходит к праотцу.
Таково течение жизни.
Елена Доценко, психолог, гештальт-терапевт
https://vk.com/lenado?w=wall726645_1176%2Fall