|
Психологические аспекты провокацииАвтор статьи: Остривная Елена Анатольевна
Провокация сегодня применяется практически во всех социокультурных сферах, высекая эмоции из уставшего человечества. В самом этом слове есть нечто неприятное, веющее духом опасности и подлости какой-то. Википедия подсказывает, что это подстрекательство к каким-нибудь действиям, которые могут повлечь за собой тяжёлые последствия. А у Ожегова так и вообще этим словом называется предательское поведение. В синонимах у «провокации» — возбуждение, побуждение и подстрекательство. Частота употребления слова «провокация» составляет 1 169 раз на ≈ 300 млн слов. Происходит от латинского provocatio — «вызов», далее из provocare — «вызывать, бросать вызов; пробуждать».
Глеб Напреенко, «С чего начинается современное искусство?» Анатолий Осмоловский — одна из центральных фигур российского постсоветского искусства, художник, сменивший за время своей работы множество стратегий: акционизм, нонспектакулярное искусство, автономное искусство... Осмоловский выступил как центр притяжения для многих коллективных начинаний.
По большому счёту провокация становится инструментом для двух основных экзистенциальных проблем современного общества: поиск кнопки включения эмоций у давно существующего человечества, солидный возраст которого привёл к полной бесчувственности. С другой стороны — это способ со смехом и иронией расстаться с застарелыми страхами перед смертью и небытием. Быть эмоциональным — это быть незащищенным, открытым и уязвимым, откликающимся на многое, тратить себя. Родители очень хотят благополучия своим детям, уберегая их, стараясь сделать «толстокожими» и «устойчивыми». И сами не замечают, что прививки «верь, бойся, проси» приводят к побочным эффектам, когда игра в эмоции начинает заменять подлинные чувства. Сложно сказать, как у общества включаются компенсаторные механизмы. Но, видимо, как только уровень чёрствости общества достигает определённой отметки, в качестве возмещения возникают такие проявления искусства, которые барражируют и возмущают современников, пытаясь справиться с определённой проблемой. Провоцируемые начинают возмущаться и задавать вопросы в ответ на эти художественные опыты.
Fyodor Pavlov-Andreevich at MET GALA 2017 / video by Lavoisier Clemente А вот югославский мастер перформанса Марина Абрамович. Её работы исследует отношения между художником и аудиторией, пределы тела и возможности ума.
Марина Абрамович (перформанс Искра бессмертной любви) Но сторона революционного и антибуржуазного не исчерпывает повестку провокационного в наши дни. Раз есть в этом понятии возбуждение и побуждение, его никак не может обойти своим вниманием сфера потребления с бизнесом в придачу. Реклама наполнила эти приемы маркетинговыми задачами, выдавая на-гора смесь «элитного с публичным» одновременно. Умудряясь «поженить» совершенно антагонистические миры. Сокращая время перехода андерграунда в мейнстрим до нуля, опошливая «абсолютные» идеи и вымывая первоначальный смысл, подменяя его прагматической целью продать как можно большему количеству потребителей во всем мире некий продукт. За последние 100 лет реклама смертельно надоела её адресату. Традиционные рекламные ролики про папу, маму и двух деток, которые счастливы от того, что что-то там съели, уже давно не работают. Даже тем брендам, которые апеллируют к хорошему вкусу и чувству стиля своих потребителей, тоже приходится как-то менять традиционные рекламные концепции. Рекламные ролики довольно рискованного содержания размещаются в интернете, а затем распространяются от пользователя к пользователю в виде вирусной рекламы. Провокационная реклама Реклама Nokia Lumia 920 Журналистика не осталась в стороне от провокации, предлагая такие форматы, которые раньше не могли и присниться нежному обывателю. Отсюда и все большее расширение среды употребления ненормативной лексики. Происходит это, видимо, потому, что она имеет сильный эмоциональный заряд. И, право слово, если этот процесс пойдёт и дальше с такой скоростью, есть вероятность, что эти словесные табу перестанут быть таковыми и уже не будут так жадно востребованы. А ещё используется возведение цинизма в такие степени, что он становится уже чем-то совсем другим, стилем и мировоззрением. Есть и такие явления, которые включают в себя все эти функции провокации: возбуждать эмоции, нивелировать страх, быть лидером продаж и мнений для самой широкой аудитории, демонстрировать цинизм, гедонизм и прочее. Яркий пример — группировка «Ленинград» и её кашевар Сергей Шнуров. Провокация группы Ленинград. Не верьте новостям. Современное кино просто не обходится без провокации, без цинизма и продавливания эмоций, разрушения легенд и создания новых 3D-апокрифов. У фильма «Хардкор» и его режиссера Ильи Найшуллера есть одна общая черта. И тот, и другой появились из ниоткуда и сразу завоевали всеобщую популярность. Телевидение — это просто сплошная провокация от игры в слащавое огородничество до политических потешных баталий. И даже в таком консервативном, казалось бы, искусстве, как балет, приобретают всё большую популярность провокационные постановки — пока не вышедший «Нуреев», «Дети Розенталя» и так далее. Люди, очень далёкие от балета, посредством скандальности включаются в обсуждение и эмоционально реагируют на то, чего раньше вообще не замечали. Кирилл Серебренников, российский режиссёр театра и кино, художественный руководитель «Гоголь-центра», режиссёр балета «Нуреев»: "Кино и театр — это территория под названием искусство, на этой территории возможно все!". Конечно, эти явления возникают, приживаются и множатся не просто так. У общества есть свои потребности гармонизации и поиск вечно недостижимого баланса. Всё родом из детства, из потребностей настоящего и будущего. статья опубликована https://newtonew.com/culture/chto-izmenili-novye-media Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|