Осторожно, нервные дети!

Опубликовано на Femina.by

 

Когда ребенок видит кошмарные сны или немного заикается,

часто капризничает и упрямится,

грызет ногти или сосет пальцы,

родители обычно оправдывают свое бездействие

 словами: «Ничего, перерастет!»

И, как будто не замечают, сколько вокруг

нервных взрослых, которые так и не переросли свои

детские проблемы.

 

К вышеперечисленным признакам детской нервности можно еще добавить навязчивые страхи, которые делают ребенка пугливым и тревожным; истерическое поведение, когда ребенок всеми средствами пытается обратить на себя внимание, будь то катание по полу или визг, нарушения сна (трудности с засыпанием, раздерганный сон, частые кошмары, поверхностный сон), плаксивость (нытье), энурез (ночное недержание мочи), онанизм, нервные тики, агрессивное или враждебное поведение, трудности в установлении дружеских контактов со сверстниками и взрослыми людьми, боязливость и болезненная застенчивость. У ребенка может быть всего лишь несколько из перечисленных симптомов, но если они мешают ему нормально жить и развиваться, значит, вам необходима консультация психоневролога - все это признаки нервности или невроза.

Нервность вообще не принято считать серьезной проблемой, заслуживающей постороннего вмешательства. Нервные все, взрослые и дети, - жизнь, как говорят, такая. И все же мы попытаемся проникнуть вглубь этой таинственной формулировки и понять, что доводит детей до «такой жизни».

Прежде всего, заметим, что специалисты в области психоневрологии не разделяют обывательскую точку зрения, что нервность является незначительной проблемой. По мнению А. И. Захарова, известного детского психоневролога, «невроз – это заболевание, которое затрагивает значимые аспекты становления личности, систему ее взаимоотношений в семье и затем уже со сверстниками и другими взрослыми. Причиной невроза являются эмоционально заостренные, существенные для ребенка переживания, с которыми он не может справиться сам из-за возрастной незрелости психики, интенсивности психотравмирующего воздействия или неразрешимых обстоятельств. В большинстве случаев этими обстоятельствами будут отношение к нему родителей как наиболее значимых лиц и сама психологическая атмосфера семьи, с которой неразрывно связана жизнь ребенка».

Другими словами, нервные симптомы у ребенка появляются не просто так, а по определенной и веской причине, и причина эта, в подавляющем большинстве случаев находится в семье. В отличие от здоровых детей, которые в семье ищут защиты и поддержки, для нервного ребенка семья является источником беспокойства и тревоги, т.к. именно в ней происходят травмирующие психику ребенка события.

Невротизация ребенка может происходить уже в так называемый пренатальный период, т.е. до рождения. Беременная женщина, по какой-то причине остро переживающая свою беременность, не справляющаяся со своим беспокойным, тревожным, неудовлетворенным состоянием, испытывающая стресс, на гормональном уровне передает плоду такие же ощущения, что неблагоприятно сказывается на формировании у него нервно-регуляторных систем. После рождения такой малыш часто вздрагивает от шума и беспокойно спит, легко утомляется, плохо переносит яркий свет, духоту, громкие звуки, у него снижается общий иммунитет.

Оно и понятно - странно было бы, если бы у нервных матерей рождались спокойные дети. Поэтому, заметив у ребенка неадекватные нервные проявления, не стоит задаваться риторическим вопросом: «Откуда у него это?», а в первую очередь обратить свое внимание на себя и свою семейную жизнь.

Какие семейные проблемы чаще всего нервируют детей? Во-первых, инверсия семейных ролей, когда мать по-мужски сурова и требовательна, а отец по-женски мягок и нерешителен или мало участвует в семейной жизни. Такое искаженное поведение люди, как правило, привносят из своей родительской семьи. Перестановка ролей происходит и в полной семье, когда мать относится к детям настолько строго и принципиально, как если бы она была отцом, не признающим никаких слабостей. Она доминирует в семье, конкурирует с отцом и не может дать детям душевного тепла. Тогда единственным способом эмоционального общения с матерью становятся невротические реакции, вроде упорных страхов, навязчивых непонятных кашлей, необъяснимых болей в животе. Такие реакции могут привлечь внимание мамы и смягчить ее формальное отношение к детям.

Мальчик Денис (4 года), как только мама принималась его ругать, начинал непроизвольно кашлять. Она, зная его слабое здоровье и боящаяся всяких болезней, тут же переключалась на это и становилась к нему мягкой и снисходительной – кашель проходил.

Вообще, мальчики более подвержены неврозам, когда в семье главенствует мама. Объяснить это можно тем, что если нет открытого супружеского конфликта, мама «отыгрывается» на сыне, видя в нем продолжение нерешительного и слабого мужа.

Попробуем составить обобщенный портрет родителя, который в силу своих личностных особенностей расшатывает нервную систему своему ребенку. Во-первых, ему присуща повышенная эмоциональная чувствительность, склонность «близко принимать к сердцу» любую мелочь, легко приходить в волнение. Вторая отличительная черта – тревожность и неустойчивость настроения (в основном, в сторону его снижения). Далее, у такого родителя часто наблюдается противоречивость личности, рассогласованность чувств и желаний (сам не знает, чего хочет); у него сочетаются следующие несовместимые черты: доминантность, эгоцентричность (фиксация на своей точке зрения) и гиперсоциальность (повышенная принципиальность, утрированное чувства долга, трудность компромиссов). Эта гремучая смесь дополняется неуверенностью в себе, проблемами личностного самоопределения, внутренней неудовлетворенностью собой и своей жизнью.

Какие ошибки в воспитании наиболее часто допускают родители?

Во-первых, во взаимоотношениях с детьми многие родители невольно компенсируют свои неотреагированные чувства и переживания. К примеру, боящаяся одиночества мать начинает «душить» самостоятельность и индивидуальность ребенка своей гиперопекой; или нервное напряжение после тяжелой работы выливается у отца в срыв в виде крика и физических наказаний. Следующая ошибка – это проекция своих личностных проблем на детей, когда взрослые приписывают или обвиняют детей в том, что на самом деле присуще самим родителям. Можно сказать, что родители не замечают свои недостатков, но видят их у ребенка, требуют от него того, в чем сами не являются примером.

Отличительной ошибкой воспитания является и разрыв между словом и делом, когда родители говорят одно, а делают другое (врать нехорошо, но когда звонит не вовремя знакомый, скажи, что меня нет дома), показывая этим непоследовательность и двойственность своей личности.

Необходимо упомянуть и такой фактор невротизации детей, как непонимание взрослыми своеобразия личностного развития детей. Родители, не имея элементарных представлений о детском развитии, могут, к примеру, считать ребенка упрямым, когда речь идет о сохранении естественного чувства собственного достоинства. Или родители думают, что ребенок не хочет выполнить их требование (опрятно кушать в год или два), а он просто не может сделать этого в силу возраста.

Очень серьезным и тяжелым по своим последствиям является такой фактор невротизации, как непринятие ребенка. Он вызван либо нежеланием иметь ребенка вообще, либо преждевременностью его появления. В большой степени оно отражается на состоянии ребенка в первые годы жизни, когда малышу наиболее требуется эмоционально-теплое отношение мамы. Непринятие – одна из причин возникновения многочисленных страхов у детей. Часто эта проблема встречается у молодых матерей, у которых еще плохо развито чувство материнства. Проявляется непринятие в раннем отказе матери от грудного вскармливания, раннем помещении ребенка в ясли или передачей их родственникам или няне; недовольством и раздражением в отношении себя и ребенка, преобладанием отрицательных оценок в отношении характера ребенка, недоверием к формирующемуся жизненному опыту детей, крайним формам попустительства или, наоборот, деспотическому стилю воспитания.

Несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям детей - это ведущий патогенный фактор, вызывающий нервно-психическое перенапряжение у детей. Не сладко приходится тем детям, чьи родители повышенно амбициозны и вдобавок эмоционально невежественны – они могут просто «затюкать» ребенка придирками и насмешками.

Всех оплошностей родительского отношения не перечислить. Понятно и так – здоровье детской нервной системы в наших руках. Надо только со всей серьезностью это понять и не делать детей заложниками наших личных проблем!

Когда ребенок видит кошмарные сны или немного заикается,

часто капризничает и упрямится,

грызет ногти или сосет пальцы,

родители обычно оправдывают свое бездействие

 словами: «Ничего, перерастет!»

И, как будто не замечают, сколько вокруг

нервных взрослых, которые так и не переросли свои

детские проблемы.

 

К вышеперечисленным признакам детской нервности можно еще добавить навязчивые страхи, которые делают ребенка пугливым и тревожным; истерическое поведение, когда ребенок всеми средствами пытается обратить на себя внимание, будь то катание по полу или визг, нарушения сна (трудности с засыпанием, раздерганный сон, частые кошмары, поверхностный сон), плаксивость (нытье), энурез (ночное недержание мочи), онанизм, нервные тики, агрессивное или враждебное поведение, трудности в установлении дружеских контактов со сверстниками и взрослыми людьми, боязливость и болезненная застенчивость. У ребенка может быть всего лишь несколько из перечисленных симптомов, но если они мешают ему нормально жить и развиваться, значит, вам необходима консультация психоневролога - все это признаки нервности или невроза.

Нервность вообще не принято считать серьезной проблемой, заслуживающей постороннего вмешательства. Нервные все, взрослые и дети, - жизнь, как говорят, такая. И все же мы попытаемся проникнуть вглубь этой таинственной формулировки и понять, что доводит детей до «такой жизни».

Прежде всего, заметим, что специалисты в области психоневрологии не разделяют обывательскую точку зрения, что нервность является незначительной проблемой. По мнению А. И. Захарова, известного детского психоневролога, «невроз – это заболевание, которое затрагивает значимые аспекты становления личности, систему ее взаимоотношений в семье и затем уже со сверстниками и другими взрослыми. Причиной невроза являются эмоционально заостренные, существенные для ребенка переживания, с которыми он не может справиться сам из-за возрастной незрелости психики, интенсивности психотравмирующего воздействия или неразрешимых обстоятельств. В большинстве случаев этими обстоятельствами будут отношение к нему родителей как наиболее значимых лиц и сама психологическая атмосфера семьи, с которой неразрывно связана жизнь ребенка».

Другими словами, нервные симптомы у ребенка появляются не просто так, а по определенной и веской причине, и причина эта, в подавляющем большинстве случаев находится в семье. В отличие от здоровых детей, которые в семье ищут защиты и поддержки, для нервного ребенка семья является источником беспокойства и тревоги, т.к. именно в ней происходят травмирующие психику ребенка события.

Невротизация ребенка может происходить уже в так называемый пренатальный период, т.е. до рождения. Беременная женщина, по какой-то причине остро переживающая свою беременность, не справляющаяся со своим беспокойным, тревожным, неудовлетворенным состоянием, испытывающая стресс, на гормональном уровне передает плоду такие же ощущения, что неблагоприятно сказывается на формировании у него нервно-регуляторных систем. После рождения такой малыш часто вздрагивает от шума и беспокойно спит, легко утомляется, плохо переносит яркий свет, духоту, громкие звуки, у него снижается общий иммунитет.

Оно и понятно - странно было бы, если бы у нервных матерей рождались спокойные дети. Поэтому, заметив у ребенка неадекватные нервные проявления, не стоит задаваться риторическим вопросом: «Откуда у него это?», а в первую очередь обратить свое внимание на себя и свою семейную жизнь.

Какие семейные проблемы чаще всего нервируют детей? Во-первых, инверсия семейных ролей, когда мать по-мужски сурова и требовательна, а отец по-женски мягок и нерешителен или мало участвует в семейной жизни. Такое искаженное поведение люди, как правило, привносят из своей родительской семьи. Перестановка ролей происходит и в полной семье, когда мать относится к детям настолько строго и принципиально, как если бы она была отцом, не признающим никаких слабостей. Она доминирует в семье, конкурирует с отцом и не может дать детям душевного тепла. Тогда единственным способом эмоционального общения с матерью становятся невротические реакции, вроде упорных страхов, навязчивых непонятных кашлей, необъяснимых болей в животе. Такие реакции могут привлечь внимание мамы и смягчить ее формальное отношение к детям.

Мальчик Денис (4 года), как только мама принималась его ругать, начинал непроизвольно кашлять. Она, зная его слабое здоровье и боящаяся всяких болезней, тут же переключалась на это и становилась к нему мягкой и снисходительной – кашель проходил.

Вообще, мальчики более подвержены неврозам, когда в семье главенствует мама. Объяснить это можно тем, что если нет открытого супружеского конфликта, мама «отыгрывается» на сыне, видя в нем продолжение нерешительного и слабого мужа.

Попробуем составить обобщенный портрет родителя, который в силу своих личностных особенностей расшатывает нервную систему своему ребенку. Во-первых, ему присуща повышенная эмоциональная чувствительность, склонность «близко принимать к сердцу» любую мелочь, легко приходить в волнение. Вторая отличительная черта – тревожность и неустойчивость настроения (в основном, в сторону его снижения). Далее, у такого родителя часто наблюдается противоречивость личности, рассогласованность чувств и желаний (сам не знает, чего хочет); у него сочетаются следующие несовместимые черты: доминантность, эгоцентричность (фиксация на своей точке зрения) и гиперсоциальность (повышенная принципиальность, утрированное чувства долга, трудность компромиссов). Эта гремучая смесь дополняется неуверенностью в себе, проблемами личностного самоопределения, внутренней неудовлетворенностью собой и своей жизнью.

Какие ошибки в воспитании наиболее часто допускают родители?

Во-первых, во взаимоотношениях с детьми многие родители невольно компенсируют свои неотреагированные чувства и переживания. К примеру, боящаяся одиночества мать начинает «душить» самостоятельность и индивидуальность ребенка своей гиперопекой; или нервное напряжение после тяжелой работы выливается у отца в срыв в виде крика и физических наказаний. Следующая ошибка – это проекция своих личностных проблем на детей, когда взрослые приписывают или обвиняют детей в том, что на самом деле присуще самим родителям. Можно сказать, что родители не замечают свои недостатков, но видят их у ребенка, требуют от него того, в чем сами не являются примером.

Отличительной ошибкой воспитания является и разрыв между словом и делом, когда родители говорят одно, а делают другое (врать нехорошо, но когда звонит не вовремя знакомый, скажи, что меня нет дома), показывая этим непоследовательность и двойственность своей личности.

Необходимо упомянуть и такой фактор невротизации детей, как непонимание взрослыми своеобразия личностного развития детей. Родители, не имея элементарных представлений о детском развитии, могут, к примеру, считать ребенка упрямым, когда речь идет о сохранении естественного чувства собственного достоинства. Или родители думают, что ребенок не хочет выполнить их требование (опрятно кушать в год или два), а он просто не может сделать этого в силу возраста.

Очень серьезным и тяжелым по своим последствиям является такой фактор невротизации, как непринятие ребенка. Он вызван либо нежеланием иметь ребенка вообще, либо преждевременностью его появления. В большой степени оно отражается на состоянии ребенка в первые годы жизни, когда малышу наиболее требуется эмоционально-теплое отношение мамы. Непринятие – одна из причин возникновения многочисленных страхов у детей. Часто эта проблема встречается у молодых матерей, у которых еще плохо развито чувство материнства. Проявляется непринятие в раннем отказе матери от грудного вскармливания, раннем помещении ребенка в ясли или передачей их родственникам или няне; недовольством и раздражением в отношении себя и ребенка, преобладанием отрицательных оценок в отношении характера ребенка, недоверием к формирующемуся жизненному опыту детей, крайним формам попустительства или, наоборот, деспотическому стилю воспитания.

Несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям детей - это ведущий патогенный фактор, вызывающий нервно-психическое перенапряжение у детей. Не сладко приходится тем детям, чьи родители повышенно амбициозны и вдобавок эмоционально невежественны – они могут просто «затюкать» ребенка придирками и насмешками.

Всех оплошностей родительского отношения не перечислить. Понятно и так – здоровье детской нервной системы в наших руках. Надо только со всей серьезностью это понять и не делать детей заложниками наших личных проблем!

источник -

http://femina.by



Просмотров: 354
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Когда родители не виноваты. Как воспитывать ребенка с отклонениями в психическом развитии.
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Психологическая травма у ребенка. Что могут родители
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Воспитание наших детей. Как НЕ сделать своего ребенка невротиком.
  • Когда местоимение МЫ может быть губительным для ребенка
  • Роли ребенка в семье. Когда «акценты» расставлены неправильно
  • Рождение второго ребенка: особенности воспитания детей разного возраста
  • Новорожденные родители. Как сохранить мир в отношениях после рождения ребенка.
  • Когда и как приучать ребенка спать самостоятельно в своей кроватке?
  • Отношения в семье после рождения ребенка. Причины конфликтов и что с этим делать.
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Как родители могут влиять на повышение самооценки ребенка
  • К чему могут быть не готовы родители, приводя ребенка в песочную терапию.
  • Слезьте с ребенка! или еще раз о развитии детей
  • Какими словами родители убивают ребенка?
  • Как легко влиять на ребенка. Когда дети хотят следовать за взрослым?
  • Появление нового ребенка. Как помочь старшим детям и всей семье.
  • Рождение ребенка. С какими трудностями могут столкнуться молодые родители?
  • Нервные расстройства у детей: что должны знать родители
  • Когда родители превращаются в детей
  • Родители не обязаны быть едины в вопросах воспитания ребенка
  • Когда развивать речь ребенка? Как только он родился!
  • Программа подготовки детей и родителей к возвращению ребенка в кровную семью «Преобразование»
  • Три основные ошибки, которые допускают взрослые в отношении к проблемам ребенка
  • Психологические трудности после рождения ребенка и с чем они могут быть связаны.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь