|
Ловушка одиночества или как мы нуждаемся в близости.Автор статьи: Раецких Елена Михайловна
Посвящается моим
Что такое близость? Человеческое существо имеет врожденную потребность в близости. Это открытие принадлежит британскому психоаналитику Джону Боулби – создателю теории привязанности. Боулби выделил следующие виды поведения привязанности: приближение, следование, цепляние, улыбка и плач. Это те виды поведения детеныша животного и человеческого младенца, которые обеспечивают близость и контакт с матерью. Процесс привязанности – это тонко регулируемые отношения между ребенком и тем, кто осуществляет о нем заботу. Расставания или нарушения контакта в связи с болезнью матери, например, депрессией, или стрессом и напряжениями в семье могут затруднить отношения между матерью и ребенком, а в крайних случаях – привести к расстройству привязанности. Расстройство привязанности – это неспособность формировать длительные любовные отношения. При первом знакомстве люди с расстройством привязанности могут казаться обаятельными и вовлеченными в отношения, однако, в близких отношениях становится очевидным, что они не доверяют другим людям и не способны на проявление в отношениях нежности и любви. Изучая институт семьи, американский психотерапевт Р.У.Ричардсон заметил, что каждый человек нуждается как в объединении, поддержке, безопасности, любви и одобрении, так и независимости, автономии, свободе и самоопределении. Мы испытываем эти взаимоисключающие потребности на протяжении всей жизни. Актуальность для каждого из нас того или иного полюса на шкале «близость/единство/отдаленность/уединение» меняется в зависимости от ситуации и периода жизни. Особенность формирования привязанность состоит в том, что она возникает не сразу, лишь со временем. Можно влюбиться с первого взгляда; привязанность же возникает постепенно, когда на протяжении какого-то достаточно длительного периода времени существует постоянство реакций другого человека. Это постоянство и создает ощущение, что есть кто-то, кто и дальше будет доступен. Быть привязанным – значит подвергать себя риску боли утраты. Одно из худших переживаний в жизни – это позвонить другу, когда ты больше всего в нем нуждаешься и не застать его. Оставшееся без ответа обращение к другому вызывает чувство полного одиночества в этом мире. Если бы мы никогда не привязывались, то были бы неуязвимы к потере и оставлению. “Я всегда покидаю людей до того, как бросают меня” – говорят те, у кого опыт потери и оставления вселяет ужас. Уход, отсутствие того, к кому мы привязаны, запускает болезненное чувство угрозы потери, поэтому зачастую даже негативная реакция более желательна, чем ее отсутствие. По мнению Е. Калитиевской, с одной стороны, близость переживается как слияние, утрата контроля, ощущение «смягчения» жизненных обстоятельств и полноты, целостности жизни в присутствии другого человека. С другой стороны, близость невозможно пережить, не имея позитивного опыта одиночества. Можно описать различные «одиночества»: уединение, поддерживающее переживание уникальности, дающее доступ к внутреннему миру, «пауза для себя», Забавная особенность тех, кто в союзе ищет одиночества, заключается в том, что наиболее демонстративно независимые люди только псевдонезависимы. Они используют дистанцию как средство контроля своего страха близости. Они могут иметь сильную потребность в близости, но пугаются ее и потому держат дистанцию. Иногда это приобретает черты навязчивой потребности в отношениях, в любви, в признании, в уходе - в конечном счете, речь идет об удовлетворении потребности в зависимости: невыносимо бытие в отделенном (от внимающего, заботливого, ухаживающего лица) состоянии. Желаемые отношения при этом строятся на выборе такого партнера (объекта привязанности), который является значимой опорой в личностном существовании (по сути, компенсируя недостаток его психологической устойчивости). Такого рода зависимость зачастую является следствием неблагоприятной истории разделения с матерью (лицом, осуществляющим уход в раннем детстве), однако эта причина (как и возможные другие) не представлена явным, осознаваемым образом, а переживанию доступны лишь ее (их) следствия - чувство тоски, желание довериться значимому другому и утешиться близкими отношениями, невыносимость уединения. Трагическая составляющая такого состояния заключается в том, что возникающие вновь отношения изначально ограничены рамками собственных потребностей, партнеру отводится определенная (и, добавим, не вполне посильная) роль - не только удовлетворить текущие потребности зависимого лица, но и исцелить травмы ранее упомянутого неблагоприятного разделения (именно они являются источником "невыносимости" переживаний одиночества и, вообще, всякого разделения). Первоначальная эйфория от встречи и установления отношений довольно быстро сменяется тревожностью по поводу расставаний, нарастающими претензиями на подтверждение привязанности, изматывая и самого человека, и его - без преувеличения - бесценного партнера. Нередким итогом подобных драматических взаимодействий становится очередной болезненный разрыв. Нередко вопрос одиночества смещен в область размышлений о судьбе. Встречи, то и дело происходящие в жизни, не приводят к желаемым отношениям, и тогда возникают мысли либо о своей ущербности ("ростом не вышел", "нынче все решает богатство", и т.д.), либо - о своей исключительности ("семейная жизнь не для меня", "надо было родиться в прошлом веке", "от меня всем только плохо становится", др.). Человек пытается понять причины своей изолированности от "простого человеческого счастья", и не его вина, что сознание не имеет доступа во все тайники и мастерские собственной души - многие процессы и причины, как уже говорилось, находятся в области бессознательного, причем это касается не только внутриличностной динамики, но и динамики отношений с другими людьми. Одиночество - вопрос и тема слишком непростые, укорененные в бытии человека, можно сказать, "вечные". Говоря так, не стоит думать, что это означает их принципиальную неразрешимость! Речь идет, скорее, о том, что каждый человек с необходимостью с ними сталкивается - в разном возрасте, в разных ситуациях, с разными ресурсами для их решения. А, с другой стороны, изменчивость и развитие жизни неизбежно предоставляет возможность вернуться к ранее найденным ответам и озадачиться вновь. Одиночество - не приговор, не диагноз. Скорее, это лаборатория души, ее мастерская, возможно, экспериментальная площадка, полигон - пространство, в котором человек находит себя - таким, какой есть - с тем, чтобы создать себя иного - такого, каким хотел бы быть. Однако трудность одиночества как состояния, как раз, в том, что конструктивно разрешить его и, тем более, творчески использовать крайне затруднительно. Возникает своего рода замкнутый порочный круг: для преодоления одиночества человеку нужны особые внутренние ресурсы, однако будь таковые в распоряжении - одиночества не возникло бы. Выходит, для выхода из этой круговой зависимости необходим дополнительный и, по всей видимости, внешний ресурс. Чаще всего, в качестве такого внешнего ресурса выбирается тот или иной кандидат на воплощение уже имеющегося в фантазии образа желанного спутника, друга, избранника (избранницы), покровителя. Если подходящей кандидатуры не находится, активизируются его поиски, либо возникает замещающая деятельность, призванная снять возникающее напряжение от неудовлетворенной потребности - чаще всего, связанная с фантазированием о желанной встрече и взаимности. Трагизм этих усилий состоит в том, что воспроизводится прежний, неэффективный механизм обретения и реализации желаемых отношений - основанный на той самой фантазии и на тех самых особенностях личности страдающего лица, которые, по сути, и привели к болезненному состоянию одиночества.
Автор: Раецких Елена Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|