Образы воспитателей в детской литературе


ВОСПИТАНИЕ – это процесс формирования оси, стержня, на котором крепятся все остальные важные части. Какой будет этот стержень, какие части и детали будут на эту ось нанизываться, как всё это вместе будет работать -  зависит от воспитателя.
ВОСПИТАТЕЛЬ - это тот кто питает и формирует внутренний стержень маленького человечка, даёт ему жизненные ориентиры , готовит его к взрослой жизни.

Все рассмотренные типажи воспитателей имеют место быть в детской литературе - каждый из них уникален, оригинален, индивидуален, каждый является Личностью и у каждого есть чему поучиться.

Кентавр Хирон - это внешний воспитатель – сакральный наставник, сокровенный воспитатель, мудрый УЧИТЕЛЬ, который подходил к своим ученикам очень индивидуально, учитывая их интересы, наклонности: если у Асклепия не было интереса к охоте, как у Ахилла, то он и возил его по горам, знакомя его с разными целебными растениями. « Полноту жизни и радость смертным даёт знание» - Хирон соответствовал его сказанной фразе, он давал своим ученикам знания.
Он любил своих ученников и вкладывал в них всю свою душу, весь свой опыт, все свои знания и у него каждый ученик - легенда, имя и личность. И был великодушен к ним.
Хирон не смог вложить в душу Асклепия, пресущего ему самому бескорыстия – это тоже повод для раздумий: то ли пропустил этот момент и это стало слабым звеном Асклепия, то ли соблазн был велик, что не устоял доктор.
Невозможно объять необъятное!

Мачеха - социальный тренер. Матушка Золушки учит её труду, терпению, хлопотать по дому, содержать свой дом в чистоте и порядке, быть хозяйкой своего места, не мечтать попусту, а работать. С такими навыками и умениями Золушка не пропадёт по жизни, она всё умеет делать по дому и была бы завидной невестой, но не во дворце, как считает мачеха -  всяк должен знать своё место и, особенно, падчерица.
Фраза «Познай самое себя» в череде остальных наказов по дому наводит на мысль, что это издёвка, но нет и эта фраза к месту – справишься или нет, узнай на что ты способна, узнай свои реальные возможности.
Терпение и труд всё перетрут - трудолюбивой, терпеливой девочке и награда по заслугам, которая хоть и не устраивает мачеху, но высшие справедливые силы на стороне девочки с нераздутым до безобразия ЭГО.

Муми-мама – сакральная наставница. Мудрая, чуткая, внимательная, наблюдательная, понимающая, принимающая, творческая – она заботлива, честна, деликатна, креативна и добра к Нинни. Она искренне интересуется проблемой девочки и ищет пути решения её, помогая девочке проявится самостоятельно – Мумми- мама создаёт все условия для этого и ей это удалось сделать. К ней испытываешь доверие и с ней чувствуешь себя защищённым. Браво!

Медведь Балу - воспитатель-наставник, Учитель Законов учил Маугли всему, что может пригодится человеческому детёнышу для жизни в Джунглях т.е Балу был требовательный и учил Маугли Закону Джунглей и Великим Словам Джунглей, чтобы он не попал в беду и мог просить или требовать помощи от других Зверей. Балу считал своим долгом Учителя научить Маугли всем законам Джунглей и с чувством исполненного долга отпустить Маугли в самостоятельный путь по жизни в джунглях, зная, что человеческий детёныш защищён и с ним не случится ничего плохого и он сможет найти общий язык и договориться с каждым жителей Джунглей:
- Ему некого бояться – сказал Балу напоследок, похлопывая с гордостью по своему огромному животу.

Мэри Поппинс – воспитатель-волшебница в современном варианте.
С самого первого прихода она завладела вниманием детей – дети любят всё загадочное, магическое и волшебное. Мэри всё это даёт им сполна и всё делала легко и непринуждённо. В эпизоде с лекарством она учла все любимые вкусы детей и про себя не забыла – пунш с ромом как-то меня удивил. Мэри когда баловала детей, когда была строга, а иногда и вовсе требовательна – она была разная и нескучная, без налёта английской чопорности, поэтому стала близка и интересна детям. Они были ошеломлены и совершенно очарованы Мэри Поппинс.

Учительница Лидия Михайловна – воспитательница – вестница. Мальчик боялся, уважал и благоговел перед Лидией Михайловной – она была особая, сказочно-загадочная учительница и учительница не  какой-то арифметики, а французского языка. Поэтому её наказ или совет не играть на деньги и возможностью обойтись без этого воспринял с лёгкостью и совершенно искренне. Дети слушают тех, кого уважают.

Серый Волк - воспитатель – слуга, который служит верой и правдой своему хозяину. Слуга сочетает два типа воспитателя: дядька и отшельник. Серый Волк как воспитатель знает куда должен прийти воспитанник и переносит его к точке цели, предупреждает Ивана - не трогай клетку т.е. не бери чужого- бери только свое и береги себя от прельщения чужим.

Великодушен к слабостям Ивана, понимая, что Ивану надо пройти несколько раз через эти испытания, чтобы усвоить уроки Волка: научиться распознавать своё и чужое, находить нужное место, время и момент, ставить цели и планировать шаги к ней, расставлять приоритеты - чистый коучинг, прямо. Волк помогает Ивану и сопровождает его, пока не удостоверится, что тот стал самостоятельным, усвоил его уроки и ему никто и ничего плохого уже не может сделать – врагов убрал, Ивана оживил. Пусть живёт с молодой женой и радуется жизни!

Воспитывать ребёнка гораздо труднее, чем его развивать и всё больше появляется умных, интеллектуально развитых, но не воспитанных детей.

В процесс воспитания включается вся личность воспитателя, а не только одна профессиональная его часть, поэтому воспитывать всегда сложнее , чем учить и развивать.Не потому ли родители больше нацелены на развитие ребёнка, чем на воспитание? Ведь тогда надо работать над собой, чтобы служить личным примером для ребёнка и быть мудрым и терпеливым воспитателем.

«Воспитательный процесс- это очистительный процесс системы ценностей и нравственных ориентиров взрослого. Это взрослому не всегда удобно, но кто отважется, то становится ВОСПИТАТЕЛЕМ.» 
Как видите, в становлении и формировании Внутреннего Воспитателя могут помочь литературные герои - воспитатели.

Образы воспитателей в детской литературе




Просмотров: 434
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Современный воспитатель и проблема трёх «К»
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Как найти своё предназначение в жизни и помочь своему ребёнку сделать это.
  • " Воспитатель жалуется на поведении ребенка в детском саду".
  • Работать чтобы уработаться. Когда целью жизни является медленное самоубийство.
  • Работать чтобы уработаться. Когда целью жизни является медленное самоубийство.
  • Дети и метод Мэри Поппинс
  • Быть может ты увидешь здесь что то своё или о жизни с творческой личностью
  • Хочу, чтобы в моей жизни больше не было проблем. Вы уверены, что и правда этого хотите?
  • Встать на свое место, потерять свое место или "выйти из себя". Как это бывает в жизни.
  • Недоступный родитель, преисполненный важности, создаёт ребёнка, который не может найти «своего пути»
  • Найти своё место в жизни
  • Какая психотерапия вам подходит? Часть 1. Мэри Поппинс
  • Какие уроки ты будешь проходить по жизни,если не любишь себя
  • Почему дети не всегда могут поставить себя на место другого?
  • Попытка поменять свою жизнь в один момент, может сделать этот момент – последним
  • Когда смыслом ее жизни была семья...
  • Какой была бы жизнь, если бы Вы себя по-настоящему любили?
  • Мэри Поппинс, досвидос!
  • Полюбить себя. Как техники йоги,интегрированные в процесс психотерапии,помогают работать с самооценкой.
  • Анти-педагогика от Мэри Поппинс
  • В жизни всегда есть место отдыху
  • «ИКИГАЙ – Золотой Перекрёсток Успеха!!!» – Как найти и занять своё место в жизни
  • Мэри Поппинс или Фрекен Бок? Выбираем няню
  • Что надо сделать родителям, чтобы гарантировать себе ненависть своих детей?
  • Жизнь - это живой процесс, в котором остановки быть не может.
  • Как поставить себя на первое место в своей жизни?
  • Чем заняться в жизни или как найти себя и своё дело
  • Совет дня. Что нужно сделать, чтобы «деньги были всегда»
  • Нужно ли ломать себя, чтобы получить новый опыт для изменений в жизни?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь