|
Споры о теории поколений.Автор статьи: Дидяева Светлана
С момента появления в информационном пространстве темы «Теории поколений» ведутся споры о том, насколько она имеет право на серьезное к ней отношение. Сама, долгое время, находилась в некой неопределенности по отношению к данному вопросу. Хочу поделиться теми выводами, к которым я пришла. Теория поколений была создана в 1991 году американскими учеными Нейлом Хоувом и Вильямом Штраусом. Причем она возникла на стыке нескольких наук. Нейл Хоув был экономистом и специалистом в области демографии, а Вильям Штраус – историком, писателем и драматургом. Возраст формирования поколения – от рождения до 10–12 лет. Именно в это время ребенок бессознательно и некритично воспринимает установки и ценности, а те стратегии поведения, которые сформировались у него в это время под влиянием окружения и воспитания, он с небольшими изменениями пронесет через всю жизнь. Основной спор я заметила вокруг этого утверждения. Противники теории утверждают «что все дети одинаковые и никакие установки из поколения в поколение не меняются». Конечно, легко можно сделать подобный вывод, так как все дети любят родителей, любят сладкое, игрушки, мультфильмы, бегать, прыгать и т.д. Определиться со своим мнением, мне помог курс по «Психологии сознания», доктора психологических наук, профессора, заведующего кафедрой общей психологии факультета психологии СПбГУ, Аллахвердова В.М. Разобрав основные законы, по которым работает сознание, у меня сложилось мнение, что большинство из них очень сильно влияет на то, что формируются поколения с различными ценностями. Разберем пример с законом классификации и нарушения ситуативной закономерности. Закон классификации говорит о том, что любой конкретный стимул всегда появляется в сознании в качестве члена некоего класса, а класс никогда не состоит из одного члена. Дети любого поколения любят книги, мультфильмы. Для многих людей моего поколения (80 – х г.р), яркие картинки в книжках, яркие мультфильмы относятся к классу редких и дефицитных явлений. А для детей, рожденных с 2000 года, данные вещи являются чем-то обыкновенным. Именно поэтому для меня красочно оформленная книга будет являться подарком, а для детей это обычный явление. А значит, придется подбирать для них другие подарки. Если посмотреть со стороны закона нарушения ситуативной закономерности, то следствие этого закона легко обнаружить в работе с информацией. Меня радуют и удивляют книги с красивыми иллюстрациями, при этом я спокойно работаю с текстом без изображений. Мой ребенок очень спокойно относится к иллюстрациям, но взяв в руки книгу «Волшебник изумрудного города», в которой есть изображения, но они не цветные, он моментально берет в руки карандаши и добавляет цвета. Получается потрясающе красивые рисунки. А все просто потому что, черно-белый рисунок для него это ненормально. В данном случае у него нарушается ситуативная закономерность, и он пытается ее преодолеть. А сколько у нас таких установок, которые не всегда осознаются нами, но они управляют нашим восприятием и поведением. И они будут отличаться от установок наших детей, так нас в детстве и их сейчас окружают разные информационные потоки. Для меня инструментом, который дает ответ на этот вопрос и является Теория поколений. Замечательно, что есть специалисты, которые изучают данные ценности, систематизируют для нас эту информацию. Это уже наш выбор, учитывать ее или нет. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|