|
Притча-фэнтази о вторичной выгоде людей 21-го века, глазами будущего поколения 100- х вековАвтор статьи: Татьяна Силаева
Притча-фентази о вторичной выгоде людей 21-го века, глазами будущего поколения 100- х веков Давайте пофантазируем и заглянем в будущее Человечества, которое мне представляется прекрасным, где наше сознание изучено хотя бы на треть и оно способно на многие, невероятные для жителей 21-го века, феномены. Люди 100-х веков уже и не помнят «вторичные выгоды», потому что люди развиты до такой степени, что нет необходимости прятаться за свои тормозные защиты. А еще потому, что ЛЮБОВЬ шествует по планете полноправной хозяйкой. Но история планеты сохраняется в народных сказаниях и притчах, позволяя заглянуть в такое несовершенное прощлое жителей Земли далеких предыдущих веков. И люди 100-го века удивляются тому, каким не совершенным было человеческое сознание тогда………….в те далекие времена. «Притча о скрытой выгоде и не только Подросток шел по своим делам, весело насвистывая знакомый мотивчик, как вдруг увидел бабушку. Старуша с полной сумкой в руках, сгибаясь под тяжестью содержимого своей авоськи, намеревалась пройти через дорогу. Движение на этой проезжей части было двусторонним и достаточно интенсивным. Очевидно, старушка сомневалась в своей способности осилить возникшее на ее пути препятствие. Она пропустила уже несколько возможностей разрешаемого светофором движения для пешеходов….Люди шли мимо, не останавливаясь и не обращая на женщину внимания. Подросток, собственно, шел совсем в другую сторону. Однако он остановился и, взяв сумку из рук старушки, наконец –то повел ее под своим чутким руководством через широченную проезжую часть. Они успели пройти уже половину пути, когда светофор скомандовал «Стоять». На противоположной стороне проезжей части собралась группа «зевак», наблюдавшая данный «благотворительный акт». Зрители разделились в своих мнениях относительно поступка мальчика. Одни говорили: какой воспитанный! Другие вторили: какое доброе у него сердце! Третьи соглашались: вот с кого надо брать пример! Четвертый расфантазировался: наверное, хочет понравиться девчонке! Им возразил молодой человек, стоявший ближе всех к дороге: «Ха! Посмотрите – у старушки из сумки торчит пухлый кошелек! Так и просится, чтобы его стибрили! Окружающая его группа людей «за возмущалась»: как не стыдно! Что вы такое говорите! Да как вы смеете! Молодой человек, усмехаясь, предложил: «А вы сами у него спросите!» Пока народ спорил, наша парочка благополучно добралась на нужное место. Все стали хвалить мальчика, не давая пройти дальше. Молодой человек, не долго думая, громко «ляпнул»: «Слышь, пацан, а ты почему помог бабушке-то?» Народ уставился на героя. Подросток ничего не ответил, посмотрел на сумку в своих руках и молча поставив на тротуар – удалился. «Скромный какой» – кто-то прокомментировал вслед уходящему. А молодой человек рассмеялся от души. Этим история не закончилась. Бабушку не оставили наедине с тяжелой сумкой. Ее пошли провожать до дома все, кто считал примерный поступок мальчика результатом его воспитанности и добросердечия. И даже «желание понравиться девочке» стало положительной характеристикой для создателя этой версии. Сумка старушки стала предметом вожделения нескольких человек – они схватились одновременно за нее и даже поспорили, кому выпадет честь продолжить гуманистическую акцию. Молодой человек, улыбаясь, предложил: «А вы по очереди!». Кто-то сказал про него: наконец-то дельную мысль высказал!» Так и порешали. Посчитались на первый-второй–третий………….десятый и с гордостью отправились «творить хорошие дела». Молодой человек крикнул им вслед: «Смотрите ка –парень не ушел! Чего он такой печальный-то? Они его не слышали, увлеченно обсуждая не завершенное событие. На пешеходной части, вдали друг от друга, остались стоять только молодой человек и герой-парнишка. Они стояли и смотрели друг другу прямо в глаза, не отрываясь, как будто бы что-то хотели понять или отгадать: один из них «нагло» улыбался, второй не был весел. О чем они думали?» П.С. Мы не можем знать, какой смысл был бы заложен в 100-м веке в интерпретации описанной истории. С точки зрения современной психологии, очевидно, что у мальчика были: - причина его поступка – внешняя (явная) и скрытая (не явная) – обе осознаваемые - открытая выгода, обусловленная одобряемыми социальными нормами - скрытая выгода, осуждаемая обществом (могла быть, могло ее и не быть) - вторичная выгода, не осознаваемая им. Очевидно, что такой поступок легко можно обьяснить желанием помочь. Но это только на поверхности! - это открытая выгода. Скрытая выгода тоже могла быть разнообразной. Вторичная выгода могла быть, какой угодно – от получения внимания и одобрения до повышения самооценки и чувства значимости. Возможно, именно чувство значимости и являлось скрытой причиной (вторичной выгодой) группы зевак, решивших донести тяжелую сумку старушки до ее дома. Хотя они обьясняли это актом воспитанности и гуманизма. Хотя, и это всего лишь мое субьективное мнение. Как вы думаете, какая вторичная выгода (не осознанная мальчиком) могла быть у поступка главного персонажа данной притчи, относительно описанной ситуации?
Автор статьи Медпсихолог Силаева Т.Н. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|