|
Сокровища темной стороныАвтор статьи: Марина Смовж
Чем больше мы увлечены собственной респектабельностью, чем сильнее наше желание быть безупречными для окружающих, тем мощнее становится обратная сторона нашей личности – Тень. Это темное пространство души есть у каждого живущего в этом мире, ведь только приведения не отбрасывают тени. Юнг ввел понятие Тени для обозначения всех тех содержаний психики (импульсов и потребностей), которые оцениваются негативно и поэтому отрицаются и уходят из зоны сознания. Тень создается из вытесненных качеств и черт характера, которые оказываются недопустимыми или неуместными в силу своей несовместимости с другими качествами. По словам юнгианского аналитика Джеймса Холлиса, Тень воплощает в себя все беспокоящее нас, то есть чуждое нашему личностному идеалу, противоречащее тому, что нам хотелось бы думать о себе, или же грозящее пошатнуть то чувство Я, которое мы с удобством примеряем на себя. Тень включает в себя все то, чего мы не хотим. Однако теневое содержание не состоит только из ужасных пугающих человеческих свойств и черт, как это могло бы показаться на первый взгляд. В Тень могут попасть разнообразные неразвитые качества и таланты, которые не были положительно оценены в семейном или социальном окружении. Например, сильное увлечение ребенка спортом может помешать, по мнению родителей, его обучению в школе. И спорт попадает под запрет, а ребенок усиленно начинает зубрить физику, позабыв о своих спортивных успехах. И «перспективный юный футболист» навсегда остается в теневом пространстве, как мешающий развитию. Чтобы защитить себя от плохих, по мнению общества, качеств мы используем различные механизмы. Среди них отрицание (этого не может быть), уклонение (нет, мне это не надо), вытеснение (мысли злые гоню прочь). Но самый действенный способ избавиться от плохого – проекция. Человек в других замечает те части своего бессознательного, которые ему кажутся проблемными, отказываясь при этом признавать их своими.
Принято считать, что особенно сильно Тень видна, когда мы встречаемся с людьми одного с собой пола. Мужчина видит негодяя в представителе своего племени, женщину раздражает особа женского же рода. Невестка видит в свекрови врага №1, так как той «лень посидеть с собственными внуками и вообще она черствая злая эгоистичная женщина». Зять жалуется на тестя, потому что «чтобы я не сделал, ему не угодишь». Друг становится недругом, потому что «с ним совершенно невозможно поговорить по душам, слишком много возомнил о себе». Все эти высказывания – маркеры проективных настроений оратора. И если в них изменить многообразные подлежащие на местоимение «Я», то получится портрет, которые так тщательно упаковывался в холщевые ткани и прятался в подвалах собственной души человека. Невестка не может позволить себе благостную лень и осуждает ее в свекрови. Зять не замечает собственной требовательности и ворчливости. Друг потерян, потому что человек сам слишком высоко пытается забраться и дистанцироваться. Однако в интимных отношениях наши личные теневые качества проявляются еще ярче. Не случайно муж может быть в бешенстве от поведения жены, а жена в диком раздражении на мужа. В присутствии значимого другого активизируются первичные образы себя и другого. Эти образы мы приобретаем с самых ранних моментов нашего развития, с рождения. А потому они очень глубоко укорены в нашей психике, в ее бессознательном пространстве. Образ Я – это наш образ ребенка, другой – это образ нашего родителя. Исходя из этих имаго, мы начинаем действовать в той матрице, которые усвоили с молоком матери. Если муж не дает желаемого жене, возникают женские истерики и капризы, в которых скрыт не только привычный механизм получения необходимого, но и агрессия к родителю, который в данный момент воплощен в муже. Таким образом, негативное качество – злость жены – вынесена наружу, она спроецирована на мужа, ведь это он плохой. При этом собственную истерику и отсутствие взрослой позиции в своем поведении жена не замечает. Часто указателем на то, что мы находимся во власти собственной Тени, является зависть. В самых критических случаях эта зависть становится токсичной. Когда завистник не прощает чужой успех ни себе, ни другому, успешному. Когда он обвиняет, ненавидит, теряет все связи с тем, кто, как ему кажется, взобрался на гору на несколько шагов выше. Токсичная зависть ломает дружбу, отношения, ведь другому явно помогают «силы зла» и сам он – отъявленный негодяй. Однако проекция связана не только с присвоением другому внутренних негативных черт. Нередко человек наделяет своих близких и не очень людей качествами и талантами, которые он не видит в себе, но обладать которыми ему очень хотелось бы. Соседский мальчишка оказывается умнее и сильнее. Коллега по работе – удачливее и креативнее. Подруга – умница, и с детьми успевает и на работе. В эти внешние персонажи выносится так называемая Золотая Тень. И если в сознательной жизни мы можем игнорировать свои проекции, проходить мимо вдруг возникшего раздражения и зависти, то бессознательное сделает эти встречи объемными. Оно может указать на действия Тени, а также на последствия ее воздействия на нас. В снах мы можем встретить образ человека одного с нами пола, который будет являть собой полную противоположность нам сегодняшним. Тень может быть представлена фигурами-персонажами преступников, бродяг, нарушителей супружеской верности. Также Тень может проявиться в зооморфных образах. Современные исследователи отмечают, что в настоящее время в связи с распространением техники Тень может проявляться и как всплески технофобии, и как представления об опасном небиологическом организме (роботе, инопланетянине, киборге). Посмотрите, что делают эти образы в ваших снах, поразмышляйте, о чем они хотят вам сказать. Встреча с собственной Тенью – одно из важных событий в развитии личности. Найти ключ и войти в темную комнату своей души означает не просто узнать свою другую сторону, но обогатить себя. Юнг отмечал необходимость распознавания внутренней Тени, поскольку, несмотря на шокирующее или загоняющее в стресс признание собственных неблаговидных качеств и агрессивного поведения, это приводит к примирению со своей бедой и волнением, поскольку, в конечном счете, выясняется, что источник этих треволнений и бед мы сами. Однако задачу легко обозначить, но сложно выполнить. Сопротивление, которое мы встречаем на пути интеграции Тени в сознание, порой бывает слишком высоко, и мы не справляемся, сдаемся, решаем украшать только фасад и не разбирать завалы внутри комнат. Это объяснимо. Ведь принимая Тень в царство сознания, нам приходится восставать против строжайших закостенелых запретов семьи и общества. Чувствовать злость? Разве это одобряемо? Проявлять сексуальность? Кто же это разрешит? Признать свои достижения? Давали ли тебе на это право родители? Конфликт индивида и общественной морали в данном случае сильно изматывает, и при слабом личностном духе вынести его вряд ли удастся. И, тем не менее, как писала юнгианский аналитик Мария Луиза фон Франц,«пойти на риск, чтобы принять в себе какое-то качество, не очень приятное, которое приходилось подавлять долгие годы, значит, в какой-то мере проявить мужество». Конечная цель процесса интеграции Тени – осознанно проявлять теневые качества. Вас оскорбляет начальник, и раньше вы ничего не могли ответить? Ответьте сейчас, скажите, что вам не нравится и почему, обозначьте свои границы. Всегда было тревожно стать организатором пикника для друзей? Попробуйте сделать наоборот. Еще недавно вы выполняли любые капризы своих детей по принципу «все лучшее детям»? Вспомните, что от вашего благополучия и удовлетворения зависит в большей степени их состояние, чем от лишнего набора игрушек. Заботьтесь о себе, чтобы не выгореть в родительстве. Джеймс Холлис отмечал, что наделять Тень большей сознательностью – значит всегда смирять себя, но также и расти, «поскольку в ней мы начинаем признавать значимость нашей более полной человеческой природы, находить общий язык и сотрудничать с ней».
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|