Инфо: СТЗ и их динамика

Автор статьи: Макс Ильин

В КПТ-традиции, как известно - "домашка", или самостоятельные терапевтические задания (или ещё как-то) признаны фундаментальным компонентом процесса; можно сказать, используя расхожий "Принцип Парето" - что совместная работа на встречах это 20% результата (пускай и критически значимые), ну а 80% - это автономные действия клиента в своей собственной жизни.

В данной публикации - попробую представить читателю, каких "ДЗ" можно ожидать в принципе, и как это относится к динамике терапевтической работы.

А. "Первая линия" (низко-интенсивные задания).

А-1) Инфо-Терапия. Под этим "тегом" - объединены такие вещи, как: библиотерапия, аудио-терапия, видео-терапия и т.п. То есть речь о получении и переработке клиентом информации, релевантной теме работы, по актуальным проблемам и их решению.

Странно, что именно этот термин (инфотерапия) почти нигде встречается - век инфо-технологий, как-никак :) И к тому же - можно провести аналогию: медицинские терапевты, как правило - назначают медикаментозное лечение, фармакотерапию (таблетки, микстурки и т.п.), это в порядке вещей и ожидается.

Точно также разумно ожидать, что психо-терапевт (а тем более когнитивной-поведенческой направленности) будет рекомендовать - "назначать" это сильно сказано - те или иные источники предположительно нужной и полезной клиенту информации по его проблемным вопросам. Разве что есть у нас в РФ проблема, что актуальная информация доходит в перевод с серьёзной задержкой - пока что; но это поправимо.

А-2) Мониторинг и Самонаблюдение. Да, это уже всем набившие оскомину дневники, журналы, "логи" и прочие средства отслеживания тех или иных событий (авто-мыслей, откликов, "горячих" ситуаций и т.п.). Основной в них резон - развитие активной рефлексии и осознанности; со временем, когда эти "мета-когнитивные навыки" будут достаточно прокачаны и интернализованы клиентом - от "костылей" можно будет отказаться... Но не факт, что появиться желание это сделать.

А-3) Упражнения по Релаксации. Возвращаясь к медицине - на Западе релаксацию (и отчасти медитацию) уже в народе откровенно называют "психологический аспирин"; и это вполне осмысленно - в решении практически любых психологических проблем релаксация, как минимум, не будет лишней, побочных эффектов у неё никаких, усилий - по определению - особенных она не требует...

А в особенности с учётом того, что массовая доля проблем, с которыми обращаются - включает в себя компонент повышенной тревоги и стресса; методы релаксации прицельно работают именно с этим.

B. "Вторая линия" (Задания средней интенсивности).

В-1) Когнитивное Реструктурирование. Методы выявления, формулирования, оспаривания и изменения когнитивных структур, как нетрудно понять. В данном случае - чаще всего речь о "бумажной" работе, т.е. использовании каких-либо стандартизованных форм и формул, организующих этот процесс. Но не только - можно это делать и в аудио-формате (кому не лень - даже в видео), и даже подключая психодраматическую "работу со стульями", например.

Как старые почитатели моих трудов уже успели запомнить - в этом процессе мы "изолируем" ключевые наши установки, верования и схемы, и допрашиваем их по нескольким критическим маршрутам: тестируем реальность и фактическую обоснованность, исследуем логическую согласованность и осмысленность, оцениваем прагматические и иные последствия веры в это, и ещё некоторые вариации.

Важно, естественно - не просто "раскритиковать" свои бесполезные взгляды, но и также оформить и проверить по тем же критериям новые - разумные и гармоничные; используя максимально мощные и убедительные аргументы из доступных.

Как некий "под-тип" - можно выделить также популярную технологию АВВ (Анализ Выгод и Вреда), в её различных вариациях.

В-2) Визуализация и другая образная работа. Имеется в виду, конечно, наша способность к воображению, фантазии, "оперированию виртуальными стимулами". Как стабильно показывают исследования британских учёных - мозг в основном (лимбическая система - "где эмоции", уж как минимум) откликается на воображаемые стимулы в той же манере, что и на реальные, действительные раздражители. Конечно, это всё же не делает воображаемые симуляции столь же эффективными, как и реальная практика - но позволяет к этой практике готовится достаточно уверенно.

В традиции КПТ, это стоит отметить - речь в основном о т.н. "Прагматической Визуализации"; то есть разные символизмы, свободная креативная фантазия не приветствуются (хотя и не запрещены - просто толку-то от этих "сказок"). А рекомендованы - именно образы реальных, актуальных проблемных ситуаций, воображаемая репетиция новых установок и моделей поведения - и, разумеется, визуализация позитивных исходов, куда ж без этого. Хотя зачастую - имеет смысл уделить время и "негативной визуализации"; ведь нельзя же исключать и худший поворот событий, чем это было нафантазировано?

В-3) Экпрессивная Терапия. Широкий термин, в который можно включить многие практики - основной функцией которых является само-выражение в той или иной форме; письменно, в рисунках (арт-терапия), в  форме "просвещения окружающих" (одна из популярных техник), иногда даже в виде песен и стихов ("рациональные куплеты" А. Эллиса, хотя бы - в переводе нередко напоминающие творчество С. Шнурова).

В чём плюс этого подхода - задействование не только критических и там аналитических способностей психики, но и творческих, креативных функций (пресловутое "правое полушарие" - хотя это миф, но условно можно); что несомненно увеличивает "КПД" научения, и терапевтического в том числе, очень значимо.

С. "Третья линия" (Высоко-интенсивные задания).

С-1) Подвержение (Exposure). Как ни крути, а центральной методикой поведенческой терапии всех времён (да и кстати - вообще любой эффективной терапии, просто некоторые "стесняются" термин использовать) является именно "экспозиция", непосредственный контакт со стимулами и переживание проблемных эмоций "онлайн".

Чаще всего - речь о "десенсибилизации", или попросту привыкании; когда со временем болезненный и интенсивный отклик на что-то снижается и перестаёт быть столь стрессовым. Часть подходов - исповедует "полное подвержение"; другие - считают, что всё же необходима постепенность.

Истина - как об этом заявлял Будда Гаутама, ну да не он один - между двумя крайностями; наиболее продуктивной является работа с подвержением "на грани" - то есть, на самом максимуме стресса, который можно вытерпеть и, пусть с трудом, но продолжать действовать эффективно и конструктивно.

В нейробиологии это известно как "окно толерантности" - спектр допустимого возбуждения в нервной системе, при которой в мозге не блокируется возможность к научению (т.е. образованию новых связей между нейронами). Стоит отметить, что представители набирающей обороты "нейро-терапии" - акцентируют внимание на том, что у нас есть 2 грани этого "окна": то есть можно как "перевозбудиться" - так и "переуспокоиться", т.е. слишком скучные, монотонные и нестимулирующие задачи приводят к тому же эффекту на обучении, что и слишком напряжные-стрессовые.

С-2) Поведенческие Испытания. Другой "столп" КПТ - ну, после реструктурирования установок и десенсибилизации. Здесь мы делаем то же самое, что и в процедуре оспаривания - но если там мы это производим устно и/или письменно, а то и в уме, то ПИ - это активный, деятельный вызов иррациональным представлениям.

Частные версии этой методики - например, "Атаки Стыда" (занятие непотребными, но в меру конечно, поступками на публике - с целью прокачать способность к самопринятию и зрелость самооценки); или "Контр-Манёвр" - парадоксальная интенция, по В. Франклу, когда мы делаем РОВНО ОБРАТНОЕ тому, на что нам "намекают" наши нездоровые верования.

В качестве частной и специфичной формы - сюда можно отнести и различные ролевые игры в психотерапии, психодраму, конечно же, "фиксированная роль" из теории личностных конструктов, и так далее.

С-3) Поведенческая Активация. Согласно этой модели, это тоже в каком-то смысле "подвержение" - но в данном случае, подвергается человек "разнообразным и стабильным источниками положительного подкрепления".

Другими словами - это "прокачка" жизненных ресурсов в деятельности, но усиленная А) связкой с ценностями-смыслами личности, и Б) поддерживаемая графиком подкреплений-штрафов (за выполнение или "халтуру" соответственно).

На основании некоторых неоднозначхы исследований, отдельные авторы считают даже, что исключительно поведенческая активация является основным активным терапевтическим фактором при депрессии - без всяких когнитивных процедур. Это спорно - хотя бы на том основании, что познание от поведения (и от переживания) так просто не отделишь и не изолируешь.

* * *

Расположение указанных методов и практик в "три линии" - довольно условное, но вообще логично именно повышать интенсивность с ходом работы. Хотя это не факт для всех случаев - нередко бывает, что клиент уже с первой встречи и готов, и способен, и желает переходить на высоко-интенсивную работу в свободное время; не пойдёт ему в этом навстречу разве что умственно отсталый не очень опытный и очень тревожный специалист. 



Просмотров: 275
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • "Что можно подарить девушке-еврейке?". " Газовую камеру!"
  • "Суть всех споров или "Мясные люди" vs "Шизотерики"
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Немного Общего о Психотерапии, "Новые" Корни Психических Проблем и "Личные Повестки"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Кто вы, "Госпожа", "Сердечный друг" или "Женщина"?
  • Успешный | Это не "талант" и не "удача", это "позиция"
  • Как выйти из "мрачного" круга используя нейрофизиологию или "поделись улыбкою своей"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Психоанимационная терапия. Символ-образы "Поляна", "Цветок"
  • "Маша, ты должна сильно стараться!" Как избавиться от "вредных" установок



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь