Амбивалентность чувств. Случай из практики.

Амбивалентность чувств Случай из практики

 

Двадцатисемилетняя клиентка, в очень «растрёпанном» психологическом состоянием буквально «выстанывала» свою ситуацию…

- Послушайте, я ничего не понимаю про свои чувства к супругу… Помогите разобраться, пожалуйста… Мой муж вызывает во мне попеременно то горячую любовь, то крайнее отторжение… Периодически я связываю своё непереносимое раздражение к мужу с глубочайшим разочарованием в нём и тогда мы с ним расстаёмся… Но в периоды разлуки я всё время мысленно к нему возвращаюсь и очень (ОЧЕНЬ!) скучаю… Мы опять сходимся, но периоды восхитительной нежности с непременной периодичностью сменяются периодами отторжения, нелюбви… И так на протяжении 7 лет… Это вымотало меня (да, и его) окончательно, но главное - я нахожусь во внутреннем тупике: что в наших отношениях с мужем не так, почему нам не живётся ровно и счастливо?

Я думаю, описанная ситуация довольно узнаваема (верно?) так как распространена повсеместно... Так что же лежит в основе описанных клиенткой переживаний? (Если говорить о большинстве таких случаев.) Давайте разбираться… Хотя ответ лично для меня очевиден и лежит на поверхности…

__________________________

 Я прошу рассказать женщину о детстве и её взаимоотношениях с родителями…

И вот история, которую я услышала… Детство Екатерины было довольно безоблачным. Полная семья, она – старший ребёнок, есть ещё сестрёнка, младше Кати на 3 с половиной года. Папа по роду службы часто отбывал в длительные командировки и присутствовал в жизни девочек лишь время от времени, возвращаясь в их дом сказочным волшебником, Дедом Морозом с обязательным мешком волшебных подарков, счастливыми объятиями, весёлыми рассказами; в общем – ПРАЗДНИКОМ… Мама – довольно сухая, авторитарная женщина воспитывала девочек в строгости, будучи особенно требовательной к старшей дочке, на которую возлагалась часть серьёзных обязанностей по дому и воспитание младшей сестры… И всё бы в этой картинке в общем-то ничего, если бы Катя (в отсутствии отца) не чувствовала себя такой одинокой и, как ей убеждённо казалось, малоинтересной кому-либо, нелюбимой. Маме некогда было церемониться с девочками: она много и долго работала, домой возвращалась усталая и, если и находила возможность для тёплого проявления чувств, то исключительно к младшей – не старшей дочери. Старшую же больше отчитывали, критиковали, наказывали. И, как думалось, маленькой Кате – часто несправедливо и незаслуженно. (В отсутствии мамы она фактически становилась главной хозяйкой дома и мамой номер два для сестрёнки, с чем не всегда и не слишком идеально справлялась.) Катя из своего детства была совершенно уверена, что мама её не любит, а только заботится о ней - материнского тепла девочке не хватало. Целовала, обнимала и ласкала мать лишь маленькую Викторию, которая к тому же (по признанию большинства и самой Кати) была гораздо красивее, умнее и успешнее своей старшей сестры. Но иногда эта в общем понятная для Кати картинка кардинально менялась и мама становилась отчётливо сопричастной к судьбе старшей дочери. Это происходило в двух обстоятельствах: либо в ситуациях крупных неприятностей в школе (и тогда Катина мама истово разбиралась с обидчиками своей старшей дочери); либо в ситуациях, когда Катя особенно в чём-то преуспевала (в таких случаях Катину маму явственно переполняло чувство высочайшей гордости за дочь). И в тех, и в других обстоятельствах Катя понимала, что мама её всё-таки любит (и даже ОЧЕНЬ). Так и росла… В 19 лет она встретила своего будущего супруга. Случилась большая, просто-таки огромная любовь до Небес и молодые люди счастливо поженились. Через 2 года у них появилась возможность отдельного проживания. А ещё через год – родилась дочь, которую, к слову, Катя назвала именем своей мамы…

_________________________

 Скажите, не находите ли Вы, дорогой читатель, уже сейчас, по одному только рассказу о детстве Екатерины, ответ на главный вопрос, с которым пришла клиентка на сессию? Предполагаю, что для многих этот ответ теперь очевиден (он в общем-то спрятан, вживлён в рассказа самой героини)…

Да, усвоив заданную в детстве модель амбивалентного отношения, человек в дальнейшем транслирует её в своих взаимоотношениях с близкими и дорогими ему людьми. Он не способен формировать со своими любимыми никакой другой модели близкого отношения по одной простой причине: в период своего становления он был лишён возможности постижения других отношенческих схем. Усвоенные им в детстве «ломаные», неровные коммуникации закономерно воплощаются в его дальнейшем общении. Скажу больше – в ровных и счастливых отношениях такой личности некомфортно, ей будто чего-то отчаянно не хватает, и тогда она подсознательно начинает провоцировать общие страдания и изломы… Парадокс – не правда ли?!...

Эти заложенные воспитанием паттерны трудно поддаются коррекции, но при длительной, глубинной проработке всё-таки корректируются, и человек, к своему небывалому и такому выстраданному им счастью, наконец, освобождается от негативных, мучительных, деструктивных программ, которые по сути сам в своей жизни реализует…

Вот такая история с небольшим анализом ситуации… Для вашего размышления, поисков и самоанализа, дорогие друзья…

_______________________

Что же касается клиентки (пусть из во многом вымышленной, но возможной, живой ситуации) здесь всё отлично: осмыслив истоки своего поведения, Катя стала  хозяйкой положения, а проработав по специальным методикам внутренний конфлик, избавилась от проблемы.

 



Просмотров: 346
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как Катя избавлялась от своей тревожности. Кейс. Часть 2
  • Любовь родителей к старшей дочери
  • Когда появилась Она... Синдром старшей сестры
  • Как Катя избавлялась от своей тревожности. Кейс.
  • Если мама стала подругой своему ребенку, то кто тогда стал его мамой?
  • Дочь мамы, мама дочери
  • Предвидеть что-либо очень трудно, особенно будущее
  • Если с мамой невыносимо общаться. Часть 2. Почему мама меня не любит?
  • Моя мама умерла, когда мне было 4 года... История одной травмы
  • Поругайте меня, Катя!
  • В тени старшей сестры.
  • История одной болезни "Катя + Сергей"
  • Размышления о маме - 4. У мамы тоже была мама.
  • Если Вас недолюбили в детстве, станьте для себя самой лучшей мамой
  • Что делать, если кажется, что мама могла вас любить сильнее в детстве
  • Если в ваших отношений есть все это, тогда вам действительно очень повезло
  • «Мама меня не любит…» История из одной терапии.
  • Моя мама никогда передо мной не извинялась. История одной дочери. Обратная сила (Часть 3)
  • Дорогая мама, как ты меня достала. Почему взрослые дочери избегают общения с мамой
  • Как же я смог потерять то, что хранить было, в общем, не сложно?! По рассказу солидного человека
  • Баба Катя и секс
  • Когда ты мама своей маме...
  • Сказка о маме-Слонихе, которая очень любила своего слоненка
  • Если мужчина говорит вам, что очень дорожит своей свободой…
  • «Я очень люблю своего ребенка, но иногда мне кажется, я бы его просто убила!».
  • Ответ на частый вопрос: «Что мне делать, если мужчина меня не любит?»
  • Мама дочери-подростка: время балансировать
  • Вопрос-ответ: Расстанься с ним! Если дочери не нравится мамин избранник
  • Надень шапку! Когда мама напоминает о нашем детстве
  • Созависимость от «Мы» до «Я». Социально одобряемый образ созависимого в кино: Катя из «Афони»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь