|
Двойные ловушки в шизофреногенных семьях. Просто о сложном.Автор статьи: Глушаева Ольга Сергеевна
ДВОЙНЫЕ ЛОВУШКИ В ШИЗОФРЕНОГЕННЫХ СЕМЬЯХ. ПРОСТО О СЛОЖНОМ. Итак, что же это за двойные ловушки такие? Двойные ловушки – это определенный способ коммуникации (общения), который впервые был выявлен в семьях, где кто-то из членов семьи болел шизофренией. Семьи, где было выявлено общение посредством двойных ловушек, получили название «шизофреногенные». Первая беда в том, что родители в таких семьях общаются с ребенком при помощи двойных посланий. То есть многие сообщения одновременно содержат в себе два противоположных смысла или два противоположных указания (требования). И ребенок, слыша два этих противоречивых смысла, должен как-то ухитриться выбрать, на какой из смыслов ему отвечать, какую часть послания слушать. Вторая беда в том, что какую бы часть сообщения ребенок ни выбрал, его потом все равно накажут. То есть, если он решает послушаться одной части сообщения, то он в итоге оказывается плохим и сделавшим не то, что нужно. Но, если он решает послушаться второй части сообщения, то он тоже в итоге оказывается плохим и сделавшим не то, что нужно. Что бы он ни сделал, это - не то, что было нужно родителям, он наказан и плох. И в этом ловушка. Например: родитель требует, чтобы ребенок сделал выбор в магазине игрушек, одновременно, намереваясь сделать по-своему. Если ребенок озвучивает свой выбор, его выбор ругают, как плохой и неподходящий, а самого ребенка обзывают, мягко говоря, «глупым». Если ребенок отказывается сделать выбор, то его все равно ругают за то, что он «сам не знает, чего хочет», а также и в этом случае обзывают «глупым». Например: мать требует от дочери объятий и поцелуев, но если дочь приближается с таким намерением, ее обзывают «слюнявой прилипалой» или кем-то еще, и от объятий мать уклоняется. Если дочь отказывается от намерений обнять мать, то тоже «получает» по полной программе, ее обвиняют в отсутствии любви к родной матери. Но, ловушка не только в этом. Третья беда в таких семьях в том, что существует жесткий запрет на обсуждение противоречий, противоречивых посланий, противоречивых требований. То есть ребенок, способен заметить, что от него требуют двух противоположных вещей, но сказать об этом нельзя. Родители делают все, чтобы это не было сказано вслух, чтобы эти противоречия не обсуждались. Более того, ребенку запрещено протестовать против этих противоречивых требований, запрещено злиться на подобное обращение с ним, запрещено бунтовать. Это страшно. Потому что людей с противоречивыми желаниями и посланиями много. Безвыходность для детей в таких семьях в том, что противоречия нельзя замечать, обсуждать, открыто протестовать против них. Но, и это еще не все. Четвертая беда в том, что ребенок не может покинуть ситуацию, в которой он изо дня в день вынужден как-то обходиться с двойными ловушками. Сначала не может, потому что он маленький и не самостоятельный, а позднее не может, потому что в таких семьях размыты границы между людьми, ребенок находится в слиянии со своими родителями. Что делать? Ситуация безвыходная. Что бы ты ни сделал, ты делаешь не то. Протестовать запрещено. И запрещено уходить. И тогда дети в таких семьях перестают что-либо делать, потому что это бесполезно. И сходят с ума, потому что жить в ситуации, когда с тобой общаются двойными посланиями, но про это невозможно заявить, сделать явным, признанным, невыносимо. Сумасшествие в данном случае можно рассматривать и как вариант ухода, попытку перестать общаться, когда физически покинуть дом невозможно. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|