Синдром отложенной жизни (это касается каждого)

Автор статьи: Ермаков Сергей

Жить завтрашним днем, планами, мечтами – это состояние знакомо каждому. Вот только некоторые люди переходят к этапу реальных действий и получения результатов, то есть – к развитию, а другие так и остаются пленниками игр своего ума. Что отличает первых от вторых? Кто предрасположен к синдрому отложенной жизни? Можно ли от него избавиться или хотя бы ослабить?

– Синдром отложенной жизни – бич современных людей. Как Вы считаете, почему он получил широкое распространение именно в наше время?

– Причины комплексные. Во-первых, перенаселённость планеты, что автоматически означает – нехватку базовых ресурсов для всех и необходимость борьбы и конкуренции за них. Во-вторых, развитая «социальная инженерия». Это знания и технологии на основе социологии и социальной психологии, позволяющие осознанно внедрять в общественную реальность любые идеи, цели и ценности. В-третьих, устройство мира на основе идеи «Глобализации». Что означает не только стирание языковых, экономических и этно-культурных границ, но и сосредоточение фактически абсолютной власти в руках небольшой группы элит. В-четвёртых, характер труда. Здоровый труд человека – обусловлен циклами природы. Будучи включённым в эти циклы – нет необходимости работать более 4-5 часов в день, преимущественно утром. Остальное время – принадлежит человеку для отдыха, развития и творчества. Современный же городской труд – искусственный, подчинён финансово-экономическим циклам, он предполагает максимальную занятость при минимальной оплате труда и минимальном отдыхе. Все эти причины в сумме приводят к тому, что индивидуальное подавляется общественным как никогда в новой истории тотально и насильственно, через сосредоточение населения в городах и ускорение внутригородских темпов и ритмов жизни.

– Какие причины не позволяют людям жить «здесь и сейчас»? Почему будущее кажется им более ценным и привлекательным, чем настоящее?

– Синдром отложенной жизни возникает по многим причинам. Остановлюсь на трех, на мой взгляд, главных. Прежде всего, планами на завтра живут люди с акцентированной детской психологической позицией. Согласитесь, что это легко, приятно и беззаботно – мечтать и надеяться, давать себе обещания «быть хорошим», «больше стараться» (именно так и говорят дети), а главное – никакой ответственности. Но если реальных детей впереди ждет взросление, уроки взрослых и собственное осознание необходимости действовать, чтобы что-то получить, то «взрослые дети» предоставлены сами себе и без внешнего стимула и контроля ничего не делают, никуда не двигаются.

- Можно привести пример. Люди из категории «взрослых детей» могут быть успешными, многого достигать, если над ними стоит строгий начальник (в психологической позиции «родителя») с кнутом и пряником. Тогда полностью воспроизводится детско-родительский сценарий, только в ином контексте, к примеру, на работе или в романтических отношениях. 

Другая причина тревожное ожидание неудач. Проще планировать и ничего не предпринимать, чем начать делать и потерпеть неудачу. Для таких людей это страшнее, чем никогда не пойти учиться, не сменить надоевшую работу или не завершить тупиковые отношения. Им комфортнее терпеть сложившуюся ситуацию, нежели выйти из «зоны комфорта». Тревога, рожденная мыслями о неудаче, держит на месте крепче любого цемента или клея.

Еще одна причина – следование не своим смыслам. В самом простом понимании «внутренние смыслы» – это некая система, через которую человек воспринимает жизнь, что в ней ценного, зачем она нужна, как можно быть эффективным, чем ее наполнять и многое другое. В каждом человеке есть свои смыслы, но чаще всего знание о них заблокировано. Дело в том, что в современном Обществе уровень личных смыслов замещается уровнем смыслов внешних, социально одобряемых, которые во многом могут входить в конфликт с внутренними представлениями человека о себе и жизни в целом.

– Вы затронули очень интересную и непростую тему… У меня возникло два вопроса. Разве у наших предков было больше возможностей для постижения своих «внутренних смыслов»? По-моему, это в наше время каждый желающий может заниматься глубоким самопознанием, искать и находить свои «внутренние смыслы» – информации и ресурсов предостаточно. Не то что в прежние времена. И что питает Вашу уверенность в том, что «внутренние смыслы» имеются у всех, даже вполне заурядных людей, обывателей, которых высокие материи не привлекают?

- Зависит от того, о предках насколько ранних мы говорим. Я ориентируюсь на дохристианскую эпоху нашей территории, от 5 тысяч лет до н.э. и ранее. По сути – возможность следовать «внутренним смыслам» возникает тогда, когда человек распоряжается своим временем. А это зависит от характера труда. Как только время человека перестаёт ему принадлежать, то конечно уже ни о каких «внутренних смыслах» речь не идёт, тогда всё сосредоточено на выживании и зависит от благосклонности работодателя. Это модель – рабовладельческого общества, которую мы сейчас и имеем. Когда же наши предки выстраивали жизнь и труд на основе природных циклов, то у них было достаточно времени и на общение, и на отдых, и на творчество.

- Наличие «внутренних смыслов» - природная программа и есть у каждого. Если крайне упрощать, то категорий «внутренних смыслов» всего несколько, смыслы: торговцев; земледельцев; творчества и изобретательства; воинов; правителей; мудрецов (учителей, наставников, врачевателей). Подчеркну, что речь не столько о реальной деятельности, сколько о способе воспринимать себя и мир. Когда «внутренние смыслы» совпадают ещё и с внешним проявлением человека – тогда всё идеально, когда нет – тогда жизнь превращается в борьбу. В современном мире доминируют «смыслы торговцев», поэтому все остальные, кто не может ощущать жизнь как торговец, то есть искать во всём выгоду, стремиться заработать больше любыми средствами, победить в конкуренции, постоянно играть, а не жить, испытывают трудности адаптации в той или иной мере.

– Большинство людей принимают универсальные социальные смыслы и встраивают их в свою жизнь как ориентиры. Однако это лишь усиливает внутренние неосознаваемые конфликты. Человек ставит себе «чужие» цели, обещает начать делать одно, другое, третье… Но поскольку все эти цели не соответствуют его «внутренним смыслам», то организм попросту не дает человеку делать то, что ему делать не нужно.

- Организм защищается через лень, несвойственные человеку грубые ошибки, повышенную конфликтность и агрессивность, через самые разнообразные хронические болезни тела (от простуд, до онкологии). Чем дольше человек игнорирует подобные знаки, идущие изнутри, тем ярче они проявляются, именно поэтому самая распространённая причина смерти: инфаркты и инсульты – помимо генетической предрасположенности, это прямое следствие хронического перенапряжения.

- А что плохого в универсальных социальных смыслах? Возможно, гении в них и не нуждаются, но обычные люди вряд ли без них обойдутся…

– Плохо в них то, что на сегодняшний день предлагаемые смыслы – однообразные, к примеру, - «будь социально успешным». При этом успешен тот, кто богат, у кого много собственности, материальных благ, высокая должность или собственный бизнес, кто извлекает материальную выгоду из всего, кто агрессивно конкурирует. При этом происхождение благ, как и способы их получения – приветствуются любые, человечность, и порядочность не важны. Более того, насильственно подавляются проявления других категорий смыслов, кроме доминирующего – «смысла торговцев».

– Как избавиться или хотя бы ослабить синдром отложенной жизни?

– «Взрослым детям» и тем, кто панически боится неудач, необходимо заменить неэффективные стратегии на более подходящие и приемлемые, обновить систему мышления и алгоритмы поведения.

- Можно сказать, что такие люди должны учиться делать. Во-первых, действовать не смотря ни на что, потому что без действий нет вообще никаких результатов и возможности чему-то научиться; во-вторых, брать ответственность за себя на себя, то есть не рассчитывать, что за тебя кто-то что-то сделает; в-третьих, мыслить системно, воспринимая мир как природный, так и социальный – как системы, у которых есть структура, циклы, цели, задачи, инструменты. Это позволяет занимать не только реактивную, но и прогностическую позицию. А вот как это делать – уже вопрос индивидуальной работы, кто-то справляется сам, кто-то обращается к психологу.

В случае третьей причины требуется вначале раскрыть содержание уровня личных «внутренних смыслов», а затем переформулировать цели, которые были вброшены в сознание Обществом, уже основываясь на собственных смыслах. В результате некоторые цели отпадут сами собой, некоторые из абстрактных станут конкретными, личностно значимыми. Для примера возьмем абстрактную цель «Надо заниматься спортом». Чтобы она трансформировалась в конкретную, человек должен найти ответы на вопросы: «Зачем мне заниматься спортом? Каким? Сколько и как?» Когда цель или мечта присвоена через уровень «внутренних смыслов», то люди действуют, а не только мечтают.

Отдельно скажу, что есть еще надличностный уровень смыслов, который определяет то, зачем каждый из нас здесь, что и как он будет делать. Другими словами, это уровень призвания и предназначения. Тот, кто открыт и следует ему, получает все, в чем нуждается, не испытывая проблем с мотивацией. А если человек отрицает и сопротивляется этому смыслу, то любые его действия будут разрушать жизнь и вести в тупик.

– Какое призвание и предназначение может быть у обычного человека без талантов и особых способностей?! Ему бы выжить в трудные времена, семью прокормить, работу не потерять…

– Каждый выполняет предназначение на своём уровне возможностей. Если призвание, например, утешать или оберегать, или вдохновлять, для этого не нужны специальные условия или большой размах, достаточно просто это делать, хотя бы для ближайшего окружения. Для уровня надличностных смыслов – нет «обычных людей», потому что это не материальный, а энергетический уровень организации жизни.

– Как понять, в чем твое призвание и предназначение?

– В психологии есть технологии, которые позволяют обнаружить призвание и предназначение конкретного человека. Однако сами механизмы возникновения у людей данного уровня смыслов ни объяснению, ни даже системному описанию не поддаются, на сегодняшний день это естественные ограничения системы познания современного человека, проще говоря – инструментальной базы нет. Но не столь признанные официальной наукой системы Йоги, Астрологии, Шаманизма или Таро свои описания метафизических механизмов, влияющих на формирование смыслов человека, имеют уже многие тысячи лет.

Подводя итог, скажу, что человек – это система, которая нуждается в тонкой настройке и осознанной эксплуатации. Большая часть людей без понятия, что или зачем хочет и делает, находясь в иллюзиях социальных установок. Работа с психологом поможет не только выявить причины бездействия или неудач, избавившись от иллюзий, но и сформировать уникальные для каждого способы быть эффективным.

Статья на Interfax

 

Синдром отложенной жизни это касается каждого



Просмотров: 491
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Постабортный синдром. Что это и кто виноват? А главное, как с этим можно (вы)жить?
  • Кто такой маменькин сынок и что делать, если Вы осознали, что Вы – это он?
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Если сил ни на что нет, что делать, как быть? Или, здравствуй, депрессия...
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Есть ли жизнь после переедания или кто виноват и что делать?
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Мама, я делаю это для тебя, не смотря на то, что это разрушает мою жизнь.
  • Жизнь или страх? Или что делать, если есть страх жизни
  • Самость...что это? Или как найти предназначение.
  • Бойся гнева терпеливого человека. Или о том, что делать, если мочи нет терпеть.
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Как понять, что это именно Ваш человек
  • Самоизоляция. Соблюдать или нет? Про что это для меня?
  • Фундамент нашего мира – это не что иное, как отражение знаний о нём каждого конкретного человека
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Я почему-то не чувствую, что меня любят. Кто мне скажет – как это полюбить себя?
  • Кто есть кто в психологии и с чем все это едят
  • Я не могу быть собой, потому что не понимаю кто это - я.
  • Что объединяет людей сегодня: а есть ли это?
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • ТИПЫ ГРАНИЦ. [ФИЗИЧЕСКИЕ].П1 «Всё, что отделяет одного человека от другого – это всего лишь кожа...»
  • Лень есть, а лентяев нет? или: Не верьте тому, кто скажет, что Вы лентяй!
  • Что за гадость мешает мне жить? Немного об интроектах. Часть 1: что это и «с чем их едят».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь