Системные динамики в расстановках и их решение. Часть 3

Системные динамики в расстановках и их решение Часть 3

Однажды студенты нашей учебной группы по расстановкам задали совершенно уместный вопрос.  

  • С некотрыми клиентами мы делаем много расстановок, а ощущение такое, что это бездонный колодец. Одно снимем, а на следующий день на клиент еще что-то на спину взвалил. Это бесконечная работа? Вы говорили, что входом в системные динамики является личная биографическая травма. Зачем мы все это здесь делаем на системно-семейном уровне, если все равно, ключ находится на уровне личной травмы?

Приведем пример в качестве иллюстрации к ответу.

Иногда человек так сильно боится ошибиться, как будто за любую ошибку его расстреляют без суда и следствия. 

Скорее всего, в раннем детстве этот ребенок захотел совершить свое первое самостоятельное действие. Например, решил погладить утюгом себе носовой платок. В результате сжёг носовой платок, скатерть, испортил полированный стол… И самое интересно испорченные вещи никуда не выкинули – и они стали живым напоминанием ребенку (черное пятно просто прикрыли салфеточкой с вазочкой).

И ребенок получает очень важный урок в своей жизни: моё самостоятельное действие очень опасно. Получил подзатыльник, больно – это раз! Родители недовольны, им больно за испорченное имущество, нажитое непосильным трудом – это два! Я виноват. И нет мне прощенья! 

И начинается вместо развития ребенка по своему вектору, его служение (угождение) родителям и их спокойствию. И начинается отказ от себя в пользу окружения. И выходит, как в стихотворении: «Мама спит, она устала… Ну, и я играть не стала!»

Итак, в родовой системе клиента есть куча негативных эмоций, потерь, бед, несчастий и т.д. И человек, живет свободно от всего этого, до тех пор, пока не сжигает утюгом любимую мамину скатерть. Ему говорят: «Ах, ты негодяй!» Он в глубине души соглашается: «Да, я виноват!» И как только в нем появляется чувство вины перед родителями, он стягивает на себя всю боль семейной системы, дабы искупить вину перед родителями.

В более жестком варианте это можно выразить так: 

«Мама, папа, не выгоняйте меня, не убивайте меня, не наказывайте меня своим презрением, я буду нести весь негатив, всю боль, которые есть в семье, только оставьте меня при себе. Чтобы искупить свою вину, я буду нести огромную кучу чужих тягот всего рода».

Можно работать с человеком и снимать мешки (подгрузку из истории семейной системы), один за одним. Это уже будет для человека хорошо. Человеку будет становиться легче. Но его базовое чувство вины из-за сожженной утюгом скатерти осталось. И это чувство вины притягивает другие мешки (другие эпизоды из истории семейной системы).

Поэтому наилучшей стратегией работы в этом случае будет следующая двухходовка: параллельно с проработкой системного семейного контекста (например, жертвы погрома или концлагеря) обработать и биографический контекст (детскую травму «сожженной скатерти», с которой всё началось в этой жизни). 

Например, приходит к вам человек и говорит, что не может девушку на танец пригласить, ноги у него подкашиваются, беспокойство во всем теле. Вы просите назначить заместителя на роль «фактора, с которого все началось». И этот фактор может быть обнаружить себя в секторе:

  • биографической травмы (в том числе дородовой, родовой, детской, травмы зрелого возраста);
  • травмы из истории предков;
  • внешних воздействий сегодняшнего дня (незавершенные отношения с партнерами, недоброжелатели);
  • травмы прошлых воплощений;
  • личной ответственности человека за последствия своих действий.

Для того, чтобы с этим работать, расстановщику нужно всего лишь держать в голове ментальную карту поля, разметку по секторам с присвоенными значениями. Пять секторов ментальной карты – это то, что выработалось у меня в процессе расстановочной практики. Каждый из вас может создать свою ментальную карту.

 

 Ментальная карта с любым количеством секторов, с которыми вам удобно работать нужна для подбора наиболее эффективного инструмента для работы с запросом клиента.

Если фактор-причина лежит в истории предков, в качестве инструментов трансформации применяются методы классической системной расстановки.
Если выявлено влияние недоброжелателей или незавершенных отношений с предыдущими партнерами – нужно, прежде всего, правильно разделиться, завершить отношения с уважением и благодарностью.
Если фактор-причина уходит в детскую или дородовую травму ключевой инструмент работы – работа с линией жизни с момента зачатья.
Если причина в прошлых воплощениях, используем для проработки инструмент «линия времени» и такой прием как «работа с частями личности».
Если выясняется, что человек несёт последствия своего собственного преступления, решением является «принятие личной ответственности за содеянное».

 

  • Есть же семьи, где всех все устраивает? Если 15% его бунтует, а он глушит это спиртным или сильнодействующими успокоительными?

Да. Огромное количество людей живет своей жизнью, и их всё устраивает. Чтобы человек обратился за помощью к терапевту или расстановщику, он должен воспринимать текущую жизненную ситуацию как нетерпимую. Раз он пришел к терапевту, значит он не может продолжать жить как раньше, и значит у него есть желание и минимально необходимый ресурс для изменения своей жизни.

  • А что делать, если он в сильном психическом отклонении, а если он болеет настолько, что он не соображает. Или если его уже обкололи сильнодействующими препаратами, затормозили все его нервные реакции, притупили остроту переживаний, и он вообще ничего не соображает?

Каждый специалист должен заниматься своим делом. Утопающего сначала нужно вытащить из воды, и лишь потом делать ему искусственное дыхание. Острыми психическими отклонениями у нас в стране занимаются медики-психиатры и у них есть свои инструменты для такой работы (в том числе медикаментозные). Тем, кто привык глушить свои проблемы спиртным, лучше начать изменения в своей жизни с визита к наркологу.

Подавляющее большинство клиентов, выбирающих метод системной расстановки в качестве метода терапии и способа решения проблем – это вполне здоровые, состоявшиеся люди. И суть нашей работы – помочь клиенту сделать свою жизнь лучше, успешнее, здоровее с использованием доступных нам терапевтических инструментов, в том числе расстановочной практики.

С клиентами с диагнозом «шизофрения», которые были в фазе ремиссии и чувствовали себя хорошо, индивидуальная сессия с элементами расстановочной работы проводилась в обычном «штатном» режиме. Клиент делал запрос, активно участвовал в своей расстановке, и добивался хороших результатов. Есть случай, когда после полугода практики с клиента сняли диагноз «шизофрения».

*** 

В обучающих целях можно динамики рассматривать и анализировать отдельно. Но как показывает практика в реальной жизни все сильно намешано.

Например, если факт абортов не обработан родителями, живого ребенка – мальчика или девочку – может вовлекать в следующие динамики:

  • Он может перенять чувства вины матери и горевать вместе с ней по поводу не рождённых детей.
  • Он может быть вовлечен в собственное чувство вины: «Еще одного ребенка не стали рожать, так как для него не было места. Это из-за меня».
  • Сублимированное чувство вины перед родственниками очень часто может стать основой выбора помогающей профессии (учителя, врача, социального работника и т.д.).
  • Он может перенять бессознательные агрессию или бессилие отца, от которого факт аборта скрыли.
  • Он может быть идентифицирован с судьбой не рождённого и также не разрешать себе жить во всей полноте, не разрешать себе счастья и успеха.
  • Он может нереализованное чувство любви к абортированной сестре переносить на всех девушек, которые подвернуться под руку. Будет выбирать «полуживых», влюбляться в них и служить им самозабвенно.
  • А может быть, в связи с охлаждением отношений матери и отца он окажется вовлечен в треугольник между отцом и матерью, станет символическим мужем для матери, или символической женой для отца, или доверенным лицом их обоих.
  • А может случиться так, что на бессознательном уровне он воспримет факт смерти детей при аборте как угрозу для своей жизни, будет воспринимать родителей как агрессоров и это станет причиной дистанцирования и охлаждения в отношениях вплоть до ухода из дома.
  • В случае, если в истории рода имел место случай убийства, человек может быть идентифицирован как с чувствами убийцы (агрессия), так и с чувствами жертвы (бессилие, апатия, месть). Кроме того, он может нести в себе чувства всех участников: и агрессоров, и жертв, и свидетелей, и родственников.
Динамики, в которые вовлечен человек, очень хорошо, перекликаются с тремя состояниями, которые описываются треугольником Карптмана: «спасатель», «жертва», «агрессор».

Любого вовлеченного в динамику человека можно сравнить со спасателем, потому что он бессознательно и самоотверженно служит чему-то большему, общесемейному организму. И с одной стороны, он может извлекать из этого свои выгоды, например чувство своей значимости для семьи. А с другой стороны, он может уставать от несвойственной ему роли, и постепенно сползать в роль истощенной «жертвы». Когда степень усталости доходит до крайности, человек может взорваться и в весьма жёсткой форме выразить свое недовольство, и таким образом, превратиться в «агрессора».

Все это может быть очень сильно переплетено в одном человеке. Но, как правило, какая-то из тенденций заметно преобладает. Это очень похоже на преобладание правой руки у правшей. Таким образом, человек, имея целый слоёный пирог динамик, чаще проявляет одну из актуальных динамик, специализируется в одной из актуальных ролей. Эта динамика и роль просачиваются в словах в момент интервью, в формулировке запроса. Надо только это заметить.

Выявленная системная динамика -
это важнейших шаг на пути к решению проблемы

*** 

Статья написана в соавторстве с Матвеевой Надеждой (Центр "Ольвия" г. Москва) 

С уважением

тел. 8-905-565-66-55 скайп: yury2266880

первая консультация по скайпу - БЕСПЛАТНО 
расписание центра "Ольвия" смотрите на сайте www.olvia-center.ru



Просмотров: 398
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Если человек не знает, что люди не летают, он может полететь! (Зачем нам стресс)
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Человек может быть счастлив только в настоящем моменте
  • Меню твоей жизни может быть очень вкусным и разнообразным
  • Возвращение к своей жизни (или Чему человека может научить кот)
  • Как я стал психологом и что может быть, если не прислушиваться к своим желаниям
  • Утрата. Горе может разрушить, а может помочь обрести смысл жизни.
  • Может ли быть правым, человек ходящий «на лево», с правой!
  • Может ли быть правым, человек ходящий «налево», с правой!
  • С тех пор каждый человек может сам построить свою жизнь...
  • О чём может рассказать Ваше чувство вины?
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Иногда любимый человек может сделать вам больно
  • Может ли человек сам решить все свои психологические проблемы?
  • Ревность, как и забота - может быть приятной, а может и задушить…
  • Может ли человек сам "вытащить" себя из депрессии?
  • Ну не может быть убогим человек – творение Бога!
  • Может ли человек-мотылек быть другом или возлюбленным?
  • Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда
  • Неустроенность личной жизни женщины, и с чем это может быть связано.
  • Про переносы, или как психотерапевт может быть полезен, даже если вы к нему не дошли))
  • Счастливый брак! Чего не должен делать муж, но может, если хочет сам…
  • Он меня Бьет, потому что сама Виновата. На самом деле он жить не может без меня, а я без него.
  • Иногда то, чего вы так сильно хотите - может быть совсем не тем, что вам действительно нужно
  • Работа со страхом: "Что самого страшного может произойти, если..?"
  • 50+. Работа не волк, в лес... еще как может убежать. А вот вернется ли, если Вам за...?
  • Ухоженная и успешная может быть очень несчастной
  • Желание! Желания есть – их не может не быть!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь