Сексуальные отношения с учителем: травма предательства


Вследствие последних громких скандалов с обвинениями учителей в сексуальных домогательствах тема границ дозволенного в отношениях между учителями и учениками снова оживленно обсуждается в разных кругах. Кто-то говорит о незащищенности учеников, кто-то – о том, что в нашем обществе тему сексуального насилия в школах начали обсуждать только недавно и механизмы построения границ для обеспечения надежной эмоциональной и физической безопасности детей ещё только предстоит создать.

Мы поговорим о сексуальных отношениях между школьниками (любого пола) и учителями в достаточно узком формате – психологическом. На вопросы редакции отвечает детский психолог, преподаватель Института практической психологии «Иматон», автор книг Елена Викторовна Ларечина-Петш:

- Елена Викторовна, когда школьник вступает в сексуальные отношения не просто со взрослым, но с учителем, есть ли специфика психической  травмы, которую он получает вследствие таких отношений?

- Специфика есть. Нужно сразу сказать о том, что учитель – это не просто взрослый человек, но и носитель определенной, очень важной для формирования личности ребенка, роли наставника. В подростковом возрасте у ребенка уже удовлетворена потребность в близости с семьей и потребность в наставнике становится очень острой: нужен взрослый человек, который не будет родителем, но к которому есть уважение, доверие, интерес, эмоциональная близость. Наставниками могут быть учителя, тренеры, репетиторы и так далее. Благодаря общению с хорошими наставниками подростки крепнут эмоционально и личностно, узнают новое об окружающем мире. Подросток хочет близости, доверия, защищенности, уважения. И в отношениях с наставниками очень важно, чтобы тот человек, которым подросток восхищается, действительно был достойной личностью, которая поддержит подростка и откажется (даже если у подростка возникла влюбленность) воспользоваться его уязвимостью.

У школьников часто существует миф о том, что получить сексуальный опыт – это как будто пройти инициацию. Это миф: преждевременное вхождение в мир сексуальных отношений может быть болезненным. А в ситуации, когда между учителем и подростком возникают сексуальные отношения, подросток не только получает опыт, к которому ещё эмоционально он не готов, но и переживает травму предательства. Наставник – это взрослый, фигура, от которой ожидается забота, защита. Поступок взрослого разрушает доверие не только к этому взрослому, но и к другим людям. Ситуация усугубляется ещё и тем, что роль наставника связана с властью. Отношения иерархичны, они не равны и подросток находится в зависимой позиции. Именно поэтому мы говорим о психологическом насилии – взрослый эксплуатирует зависимость подростка, понимает он это или нет.  

Сексуальная связь с наставником наносит огромный урон доверию подростка. Впоследствии ему может быть очень трудно строить отношения на глубоком духовном и душевном уровне, может появиться склонность к беспорядочным сексуальным связям. Если совративший взрослый относится к тому же полу, что и подросток, это может повлиять на его сексуально-гендерную идентичность. Вырастает личность с искаженными ценностями, которой труднее будет создать семью. Эта травма имеет пролонгированный характер и оказывает очень глубокое влияние на жизнь человека.

- Могут ли посторонние люди догадаться о том, что ребенок пережил насилие?

- Часто при сексуальном насилии взрослый говорит: «Это наш с тобой секрет», - и подросток становится хранителем тайны, которая его мучает. Учитель, обладая властью, может влиять на оценки подростка, на мнение одноклассников и других педагогов о нём. И в этом случае поделиться, обсудить случившееся, попросить о поддержке окружающих подростку будет еще труднее, чем если бы сексуальный контакт был с посторонним взрослым. Ощущение изоляции в таких ситуациях может быть очень мучительным. Со стороны окружающие могут заметить подавленность, неустойчивое настроение, изменения в поведении, ухудшение успеваемости. Но все эти внешние признаки говорят о психологическом неблагополучии подростка, которое может быть вызвано разными причинами, не только насилием.

Школьный психолог может, если заметит изменения в поведения подростка, пообщаться с ним, привлечь родителей. Но может и не заметить изменений. К сожалению, в современной школе этой теме не уделяется должного внимания.  

- Как предотвратить насилие?

- Лучше всего заниматься профилактикой – понимать, что приводит к такого рода насилию над детьми, поддерживать доверительный контакт с ними. Заранее необходимо говорить с подростками о том, что бывают взрослые, которые злоупотребляют доверием, о том, как их можно определить и куда именно подросток может сразу же обратиться за помощью, советом и поддержкой. Подросток, у которого достаточно доверительные, тёплые и поддерживающие отношения с родителями, редко становится жертвой. Если возникнет острый вопрос, связанный с безопасностью, он придёт за помощью к родителям или к каким-то другим близким людям.



Елена Викторовна Петш (Ларечина), педагог-психолог, ГДОУ №43

Юлия Анатольевна Смирнова, зам. главного редактора, профессиональное интернет-издание "Психологическая газета"


Просмотров: 270
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Может ли подросток изменить отношения родителей?
  • Внутренний подросток.... Может быть, пусть остаётся?
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Человек может быть счастлив только в настоящем моменте
  • Ухоженная и успешная может быть очень несчастной
  • Меню твоей жизни может быть очень вкусным и разнообразным
  • УСПЕШНЫЙ ПОДРОСТОК или о проблемах, которые тормозят развитие подростка, и одобряются родителями.
  • Ревность, как и забота - может быть приятной, а может и задушить…
  • Любите подростка и учите говорить "нет"! (Подросток пришел с запахом алкоголя. Что делать?)
  • Родитель, подросток и отношения между ними
  • Аноргазмия. Сексуальные женские проблемы. Секс может быть другим
  • Прогноз может быть только удачным.
  • Сексуальные отношения подростка со взрослым: что предпринять родителю? (продолжение)
  • Трудный подросток - подросток, которому трудно.
  • Почему зависть может быть только черной
  • Сексуальные отношения подростка со взрослым: что предпринять родителю и как разговаривать с ребенком?
  • Важные этапы развития ребенок - подросток - взрослый по 7 летним циклам.
  • Эффективная терапевтическая интервенции может быть только выбрана
  • Взрослый может справиться!
  • Еще маленький, но уже такой взрослый подросток
  • В отношениях все может быть просто и легко
  • Почему может быть трудно обратиться за психологической помощью?
  • Про переносы, или как психотерапевт может быть полезен, даже если вы к нему не дошли))
  • Несколько слов о депрессии: опорой может быть только нечто существующее
  • Что может быть важнее собственного отношения к себе?
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • Утро... Воскресенье... За окном толи снег толи дождь... А тебе лет 10, может больше... Ты подросток..
  • Детский психолог,кто он?Чем он может быть полезе
  • Только эмоционально зрелый мужчина может сделать эту вещь
  • Мастурбации быть! Или может ли психолог писать на тему сексуальности?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь