|
Сексуальные отношения с учителем: травма предательстваАвтор статьи: Петш (Ларечина) Елена Викторовна
Вследствие последних громких скандалов с обвинениями учителей в сексуальных домогательствах тема границ дозволенного в отношениях между учителями и учениками снова оживленно обсуждается в разных кругах. Кто-то говорит о незащищенности учеников, кто-то – о том, что в нашем обществе тему сексуального насилия в школах начали обсуждать только недавно и механизмы построения границ для обеспечения надежной эмоциональной и физической безопасности детей ещё только предстоит создать. Мы поговорим о сексуальных отношениях между школьниками (любого пола) и учителями в достаточно узком формате – психологическом. На вопросы редакции отвечает детский психолог, преподаватель Института практической психологии «Иматон», автор книг Елена Викторовна Ларечина-Петш: - Елена Викторовна, когда школьник вступает в сексуальные отношения не просто со взрослым, но с учителем, есть ли специфика психической травмы, которую он получает вследствие таких отношений? - Специфика есть. Нужно сразу сказать о том, что учитель – это не просто взрослый человек, но и носитель определенной, очень важной для формирования личности ребенка, роли наставника. В подростковом возрасте у ребенка уже удовлетворена потребность в близости с семьей и потребность в наставнике становится очень острой: нужен взрослый человек, который не будет родителем, но к которому есть уважение, доверие, интерес, эмоциональная близость. Наставниками могут быть учителя, тренеры, репетиторы и так далее. Благодаря общению с хорошими наставниками подростки крепнут эмоционально и личностно, узнают новое об окружающем мире. Подросток хочет близости, доверия, защищенности, уважения. И в отношениях с наставниками очень важно, чтобы тот человек, которым подросток восхищается, действительно был достойной личностью, которая поддержит подростка и откажется (даже если у подростка возникла влюбленность) воспользоваться его уязвимостью. У школьников часто существует миф о том, что получить сексуальный опыт – это как будто пройти инициацию. Это миф: преждевременное вхождение в мир сексуальных отношений может быть болезненным. А в ситуации, когда между учителем и подростком возникают сексуальные отношения, подросток не только получает опыт, к которому ещё эмоционально он не готов, но и переживает травму предательства. Наставник – это взрослый, фигура, от которой ожидается забота, защита. Поступок взрослого разрушает доверие не только к этому взрослому, но и к другим людям. Ситуация усугубляется ещё и тем, что роль наставника связана с властью. Отношения иерархичны, они не равны и подросток находится в зависимой позиции. Именно поэтому мы говорим о психологическом насилии – взрослый эксплуатирует зависимость подростка, понимает он это или нет. Сексуальная связь с наставником наносит огромный урон доверию подростка. Впоследствии ему может быть очень трудно строить отношения на глубоком духовном и душевном уровне, может появиться склонность к беспорядочным сексуальным связям. Если совративший взрослый относится к тому же полу, что и подросток, это может повлиять на его сексуально-гендерную идентичность. Вырастает личность с искаженными ценностями, которой труднее будет создать семью. Эта травма имеет пролонгированный характер и оказывает очень глубокое влияние на жизнь человека. - Могут ли посторонние люди догадаться о том, что ребенок пережил насилие? - Часто при сексуальном насилии взрослый говорит: «Это наш с тобой секрет», - и подросток становится хранителем тайны, которая его мучает. Учитель, обладая властью, может влиять на оценки подростка, на мнение одноклассников и других педагогов о нём. И в этом случае поделиться, обсудить случившееся, попросить о поддержке окружающих подростку будет еще труднее, чем если бы сексуальный контакт был с посторонним взрослым. Ощущение изоляции в таких ситуациях может быть очень мучительным. Со стороны окружающие могут заметить подавленность, неустойчивое настроение, изменения в поведении, ухудшение успеваемости. Но все эти внешние признаки говорят о психологическом неблагополучии подростка, которое может быть вызвано разными причинами, не только насилием. Школьный психолог может, если заметит изменения в поведения подростка, пообщаться с ним, привлечь родителей. Но может и не заметить изменений. К сожалению, в современной школе этой теме не уделяется должного внимания. - Как предотвратить насилие? - Лучше всего заниматься профилактикой – понимать, что приводит к такого рода насилию над детьми, поддерживать доверительный контакт с ними. Заранее необходимо говорить с подростками о том, что бывают взрослые, которые злоупотребляют доверием, о том, как их можно определить и куда именно подросток может сразу же обратиться за помощью, советом и поддержкой. Подросток, у которого достаточно доверительные, тёплые и поддерживающие отношения с родителями, редко становится жертвой. Если возникнет острый вопрос, связанный с безопасностью, он придёт за помощью к родителям или к каким-то другим близким людям. Елена Викторовна Петш (Ларечина), педагог-психолог, ГДОУ №43 Юлия Анатольевна Смирнова, зам. главного редактора, профессиональное интернет-издание "Психологическая газета" Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|