|
Как принять правильное решение | Рекомендации по сутиАвтор статьи: Карпенков Юрий Витальевич
Данный класс расстановок направлен на диагностику ситуации, с учетом личностных особенностей человека, просмотр возможных сценариев развития при выборе того или иного решения не только для конкретного человека, но и для систем, в которых он находится. После расстановки, у клиента появляется четкая картина того, к каким последствиям может привести его решение, а дальше – остаётся только сделать выбор. Данная расстановка может проводиться «в слепую», когда никто кроме клиента не знает какие решения рассматриваются. Далее об этом подробнее…
*** Многие люди хотели бы научиться принимать единственно правильный выбор или решение, чтобы жизнь «прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы…». И гении управления давно работают над этим вопросом. Результаты пока неутешительные. При наличии детально разработанной теории управления проектами, на которую работают десятки институтов и тысячи очень умных специалистов, и которую внедряют в практику миллионы квалифицированных управленцев, лишь очень немногие проекты завершаются эффективно. Вот доказательство этому тезису. Цитата: Компания Standish Group, проанализировав работу 364 американских корпораций и итоги выполнения более 23000 проектов, связанных с разработкой программного обеспечения, в своем докладе с красноречивым названием «Хаос» пришла к следующим неутешительным выводам. Только 16,2% проектов завершились в срок, не превысили запланированный бюджет и реализовали все требуемые функции и возможности; 52,7% проектов завершились с опозданием, расходы превысили запланированный бюджет, требуемые функции не были реализованы в полном объеме; 31,1% проектов были аннулированы до завершения. Для проектов, которые завершились с опозданием или были аннулированы до завершения, бюджет среднего проекта оказался превышенным на 89%, а срок выполнения - на 122%»? (Jim Johnson. «Chaos: The Dollar Drain of IT Project Failures. Application Development Trends», January 1995. Standish Group) А что это значит? Это значит, что толпы очень умных ученых и очень опытных управленцев даром едят свой хлеб? Конечно же нет. Это говорит только необычайной сложности вопроса. А как же простым людям без степени МБА научиться принимать правильные решения? Далее Вашему вниманию предлагается некоторые размышления на этот счет.
1. Человек управляет своей жизнью, принимая важные решения. Анекдот: Хозяин решил повысить своего работника, который лучше всех носил мешки с цементом на 20 этаж строящегося здания и направил его на другой участок – сортировать апельсины: хорошие апельсины – направо, а плохие – налево. Уже на следующий день работник попросился обратно на мешки с цементом: «Пощади. Не могу я больше! Это же каждую секунду надо решение принимать». Итак, надеюсь, я не открою для вас особого секрета - человек управляет своей жизнью, принимая важные решения. Причем делает это множество раз по самым разнообразным поводам, делает выбор при наличии самых разнообразных вариантов.
Какие решения самые важные?
Признайтесь, только честно, когда вы в 17 лет принимали решение о выборе ВУЗа, вы на 100% отдавали себе отчет в правильности выбора. Как вы на это смотрите сейчас, с высоты прожитых лет? А как насчет первого брака? Или первого бизнес-партнерства? Скажем мягко – мы были в этом деле далеко не безупречны, и дальнейшие события нам это показали. Просто на тот момент времени – это было наилучшее решение из возможных. И те решения сделали вас таким, какой вы сейчас. А если вы в статусе руководителя, и принимаете решения не только за себя, но и несете ответственность за других людей… Вы можете позволить себе положиться на волю случая? Нет, не имеете никакого морального права. Решения должны быть взвешены и рассчитаны на стратегическую долговременную перспективу. Решения должны учитывать интересы всех вовлеченных.
2. Решение – это всегда изменение. Изменения – это всегда выход из привычной зоны комфорта. Каждое решение имеет свою цену. Вы готовы ее заплатить? "Мы не сможем открыть новые океаны,
В притче о трапеции Деннан Пери, автор неповторимой книги «Воины сердца», пишет следующее: Притча о Трапеции Иногда я чувствую, что моя жизнь - это несколько раскачивающихся трапеций. Я или вишу на раскачивающейся перекладине трапеции, или в какие-то мгновения лечу через пространство между перекладинами.
Небольшой пример. Есть люди, которые находятся в очень тяжелой семейной динамике. Все их существо наполнено тоской, унынием, они болезненно реагируют не грязь мира сего. И очень часто это тонкокожесть позволяет им писать очень даже неплохие стихи и прозу, изливая свои чувства. И если им предложить: «А давайте мы поможем вам стать намного более счастливыми… Но возможно вы больше не сможете писать таких проникновенных элегий…», то большинство их них откажутся. Им красота стихов дороже. Они адаптировались к своему состоянию, и оно им нравится. Это их вторичная выгода, как пенсия для инвалида первой группы. И они не готовы заплатить такую цену для свое счастье. Еще пример. Руководитель жалуется на неуправляемость подчиненных. И в системной расстановке становится очевидно, что для того, чтобы стать эффективным руководителем для данных подчиненных, он должен демонстрировать агрессивный, доминирующий стиль поведения, стать вожаком стаи. И одновременно становится совершенно понятно, что он не готов заплатить такую цену. Он, скорее, готов терпеть неуправляемость, чем менять себя в такую сторону. И это его личный выбор. У каждого выбора своя цена. Системная расстановка – прекрасное средство выявить неосознаваемую вторичную выгоду от того или иного действия или бездействия.
3. Правильная цель Правильно поставленная цель действительно очень важна. Пока мы не обозначим, к чему мы стремимся, совершенно не понятно, что нам нужно в себе изменить, каких ресурсов нам хватает, а каких нужно поднакопить, что иметь возможность достичь этой цели. Образ будущего (цель) может быть разным. Нам важно научиться так ставить цели, чтобы они могли превратиться в дополнительный ресурс, чтобы притягивали успех в нашу жизнь. На рациональном уровне очень помогает методика SMART. Она позволяет сформулировать цель четкую и конкретную, измеримую, определенную во времени, адекватную и реалистичную, согласованную с другими целями и жизненными ценностями человека. В педагогике есть понятие «зоны ближайшего развития». Простыми словами, это значит, что ребенку первого класса, который научился складывать числа, надо учить умножение, а тригонометрия будет позже, в свое время. За один шаг нужно планировать пройти один метр, а не 20 метров, иначе порвешься. Нужен этот принцип только для одного, чтобы ребенок испытывал чувство успеха и радовался достигнутому результату на каждом уроке, чтобы учеба была для него в радость. Поэтому задание должно быть серьезным, но посильным. Ребенку на уроке труда никогда не поручат вышить крестиком двухметровое полотенце или заточить якорь напильником. Ему дают задание ровно такое, чтобы он почувствовал себя успешным. Это действительно важно ставить перед собой РЕАЛИСТИЧНЫЕ ДОСТИЖИМЫЕ ЦЕЛИ. Легко сказать… А где брать эти самые цели? Какие рубежи для себя считать достижимыми, как это измерить заранее? Вот тут и приходит на помощь системная расстановка. В рамках этого метода можно работать с образом цели, который находится в разной степени детализации.
А иногда клиент заявляет, что я не знаю, с чем мы будем работать в расстановке. Просто сейчас мне плохо. Просто сделайте со мной что-нибудь, чтобы мне было хорошо. Хорошо. Давай поставим предварительно расстановку с такими фигурами как «Жизнь» и «Смерть» и поймем, где ты сейчас находишься и чего ты хочешь на самом деле. И первичная расстановка превращается в хорошую ресурсную технику, которая просто поддерживает человека на некоторое время как спасательный круг. За это время человек отдышится, придет в себя и сможет сформулировать четкое техническое задание на большую стратегическую расстановку. Иногда клиент приходит и просит сделать системную расстановку на правильный выбор места работы или места учебы, соответствующий его предназначению. Интереснейшая задача!!! Ведь, за редчайшим исключением, клиент не может быть осведомлен о своем предназначении заранее. Точно так же как я, поступая в ВУЗ, совершенно не мог предположить, что в возрасте 40 лет я буду заниматься бизнес-тренингами и системными расстановками. Точно также как я сейчас в 40 лет совершенно не могу знать точно, чем я буду заниматься в свои 70 лет. На рациональном уровне такие задачи не просчитаешь. Ни одного компьютера не хватит. А системная расстановка справляется. И результаты получаются – на удивленье непротиворечивые. Оценка тех или иных последствий выбранного варианта решения в расстановке происходит как на рациональном, так и на телесном, интуитивном, образном уровне. Ведь некоторые вещи просто невозможно посчитать в процентах. А в расстановке в этом можно убедиться на собственном опыте: теплота и направление взгляда, мимика, поза, дистанция, ощущения в теле, энергетический поток, самочувствие, угол разворота тел. Это убеждает быстрее и надежнее всяких расчетов. Итак, на рациональном уровне ставьте себе конкретные и достижимые цели. Это мобилизует вас на подвиги, придаст энергии. «Когда моряки увидели берег, они налегли на весла с удвоенной силой». Системная расстановка в свою очередь позволяет работать с запросами клиента находящимися в различной степени детализации, использовать нечеткие формулировки, сновидения, «дневные флирты», догадки, гипотезы, ощущения, идею «предназначения», или просто самочувствие клиента и членов его семьи и даже домашних животных как основу для запроса. И позволяет получать логически непротиворечивые результаты. 4. Момент выбора решения – личная ответственность клиента Пример: Обратился к консультанту директор предприятия насчет консультации по кадровому вопросу. Он никак не мог принять решения об увольнении сотрудника, который очень сильно нарушал субординацию и оказывал давление на директора на каждой планерке. Стал консультант с ним на рациональном считать плюсы минусы того или иного решения. Затратили пару часов времени, и порядком устали. Получилось примерно поровну. «Так что мне делать, увольнять или не увольнять?» - спросил директор, как будто и не было этих двух часов обсуждения. Консультант предпринял уловку: «Сколько вам до пенсии?» Директор: «15 лет». Консультант: «Замечательно! Представьте, что 15 лет на каждой планерке будете встречаться с этим человеком, как вы будете себя чувствовать?» Директор прямо с лица спал, уныние разлилось по телу, обмяк… «А теперь представьте, что 15 лет вы руководите заводом, а его нет, как вам это?» И человек расцвел, выпрямился, расправил плечи, вздохнул полной грудью… Консультант директору: «Нравится вам это или нет, а вы сами уже давно приняли решение сотрудника своего уволить. Хорошо это будет для завода в целом, не совсем понятно, а для вас будет точно хорошо». Итак, при выработке важного решения стоит привлечь оба наших полушария: и логические аргументы и интуицию. Системные расстановки позволяют избежать сомнений насчет того, кому и насколько будет лучше. Можно смоделировать такую расстановку, которая покажет реакцию на то или иное решение всех вовлеченных людей. Единственное, что очень важно понимать: в расстановке нельзя получить достоверную информацию о будущем, потому что будущее зависит от наших решений. А вот смоделировать в аспекте настоящего времени интересы и позиции людей относительно того или иного решения – это вполне под силу. Картинка получается исключительно информативная. Например, для директора было бы очень неплохо смоделировать два образа – последствия для него лично и для предприятия в целом. «К черту пошлет или к сердцу прижмет?» – на этот запрос системная расстановка не может дать ответ. Конкретные решения зависят от конкретных людей и сиюминутных обстоятельств. А запрос: «Любит или не любит?» - это очень корректный запрос для системной расстановки, так как касаются состояния на настоящее время.
Кто из какого теста
Клиент часто не хочет брать на себя ответственность за решение. Происходит это не по злому умыслу. Он именно потому и обращается за помощью к расстановщику, потому что не нашел собственных ресурсов для качественного решения. Но в эту ловушку попадать не стоит, даже если вы очень гордитесь своей ролью консультанта. Системная расстановка не программирует человека идти в одном направлении и не идти в другом. Расстановщик никогда не принимает решение за клиента. Расстановка дает клиенту информацию для размышления. Иногда приходится делать несколько расстановок, чтобы проверить влияние того или иного аспекта на исход ситуации. Это кропотливый труд. Задача расстановки – оснастить лицо, принимающее решение, необходимым и достаточным объемом информации для принятия эффективного решения. Решение клиент всегда принимает сам.
5. Как принять наилучшее решение в ситуации отсутствия ресурса? Небольшой анекдот: Молодой мужчина три недели без капли воды брел по пустыне. И наконец дошел до оазиса. Его встретил старейшина и сказал: «В честь твоего визита я хочу преподнести тебе подарок – ты можешь прямо сейчас выбрать любую из девушек моего гарема и остаться с ней на ночь». Но странник ответил только одно: «Дайте мне воды, умоляю! Это единственное что мне сейчас нужно». Итак, совершенно бессмысленно:
Итак, не занимайтесь тем, что лишено смысла. Если вы не достигли ресурсного состояния делать расстановку на правильный выбор рано! Сначала получите необходимые ресурсы и подготовьте стратегическую почву (внутренне разрешите себе успех, здоровье, энергию, поддержку и благословение на успех предков). Это прекрасно можно сделать в рамках системной расстановки. И только затем сейте семена правильного выбора. Эффективность конкретных решений можно будет протестировать в расстановке на правильный выбор. В центре "ОЛЬВИЯ" расстановки каждый день! *** С уважением тел. 8-905-565-66-55 скайп: yury2266880 первая консультация по скайпу - БЕСПЛАТНО Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|