|
Никто не забыт и ничто не забыто | Феномен системной совестиАвтор статьи: Карпенков Юрий Витальевич
Коллективная или системная совесть. Население пылинки Коллективная или системная совесть заботится о том, чтобы группа была полносоставной, чтобы в группу входили все члены группы, независимо от их статуса и заслуг. Автомобиль – это прекрасная аналогия системы элементов, соединенных определённым образом между собой. Кузов, колеса, двигатель, стекла, ключ зажигания, руль, педали, сиденья, бензин. Каждый элемент имеет свою функцию. И только в совокупности этих деталей и элементов машина может обеспечить путешествие из пункта А в пункт Б. Если убрать одну единственную деталь – стеклоочиститель, мы тут же получим массу неудобств и опасностей в дождливую погоду. Если убрать бензин или ключ зажигания – вообще поехать не сможем. Даже если сложить в кучу все детали автомобиля, на этой куче деталей нельзя ездить. Нужен собранный автомобиль. Получается, чтобы система (автомобиль) функционировала достойно, всё в ней должно быть полносоставным, так как каждый элемент вносит свой вклад в общий результат. Целостность системы подразумевает, что каждый на своём месте, в определённом взаимодействии.
Принцип полносоставности имеет древние корни. В первобытном племени, которая являлась единицей выживания и воспроизведения жизни в суровых природных условиях, полносоставность была само собой разумеющейся. Мужчины-охотники выполняли свою роль, женщины-собирательницы – свою, кузнец-оружейник – свою, жрец – свою, певец-песенник – свою. И как из песни слов не выкинешь, так и из племени, если кто выбывал, нужна была срочная замена. Если кузнец племени умирал, нужен был новый кузнец. Точно так же как охотник, повитуха, жрец или воин. И племя заменяло убывшего новым, не особо спрашивая у новичка согласия. Это было поручение, от которого нельзя было отказаться. Надо, так надо. Если случались голодные времена, в первую очередь жертвовали стариками и детьми. Логика выживания была простая: если выживут зрелые мужчины и женщины – они детей ещё родят, они смогут продолжить жизнь. Сказка «Мальчик с пальчик» («…И повели родители детей в лес…») – это отголосок подобных событий. Так или иначе, в семейной системе одни заменяли собой других, или даже жертвовали собой для выживания всего рода, это была жизненная необходимость. И в наше время этот феномен проявляется на уровне бессознательного. Если человека исключают из группы – забывают, игнорируют, или презирают – это делает группу неполной. И точно так же, как в метафоре автомобиля, система становится неполной, а значит неполноценной. И точно так же, как пробитое колесо автомобиля заменяют запаской, так и любое «пустующее» место в семье заполняется вновь прибывшими членами семьи, потомками. Ребёнок, может быть, ещё не родился, а он уже имеет определённую нагрузку – помнить о дяде, о котором не любят вспоминать в семье. Групповому поведению сотрудников организации свойственно то же самое. Например, в некоторой группе сотрудников есть «гульчатай директора» и есть «козёл отпущения». И, если случилось так, что «козёл отпущения» уволился, и «гульчатай» ушла в декретный отпуск, из оставшихся сотрудников тут же «выбираются» новые люди на пустующие роли. Происходит это автоматически. Поэтому любое увольнение в организации может отлететь рикошетом на сотрудника, который «ни сном, ни духом». Вся система предложит ему исполнять роль, которая была у того, кто уволился. И свалится на него либо «барский гнев, либо барская любовь», кому как повезёт. Коллективную (системную) совесть можно сравнить с коллективным бессознательным семьи и всего рода. Действует она, в отличие от личной совести, незаметно, неосязаемо. У человека не колотится сердце, не дрожат ноги, не тянет в животе. На эмоциональном и телесном уровне он почти ничего не замечает. Точно также как рыба не замечает того, что вода, в которой она плавает – мокрая. Заметить действие коллективной совести можно только по последствиям. Люди могут, замещая забытого члена семьи, повторить его негативный сценарий неоднократно. Иногда десять раз повторяется «заезженная пластинка» в жизни человека, пока он не осознает причин происходящего. Опишем один из таких случаев. Человек ехал на велосипеде по прохладному осеннему лесу. Вдруг перед его глазами возник образ танковой атаки, кресты чёрные, граната в руке… Колесо попало в яму, и человек всем своим весом упал на правое плечо. Боль была страшная, рука не шевелилась. Приковылял он, придерживая руку, до дома. По пути вспомнил, что у его деда руку после ранения ампутировали по самое плечо. Таким образом, он в микромасштабе повторил военную травму деда.
Масштаб повторения беды может быть любой. Для коллективного бессознательного (коллективной совести) важно вспомнить всех тех, о ком не вспоминают или кого забыли. Все должны быть в обойме, в упряжке. Если кто-то выпал, его нужно заменить. Если колесо проколото, нужно достать из багажника запасное, и ехать дальше. Берт Хеллингер писал, что коллективная совесть несправедлива. Выбор того, кто будет нести не свой груз, выглядит как случайность. А на самом деле и здесь можно найти определённую закономерность и глубокий смысл. Издавна в семье роли среди братьев распределялись особым образом. Это нашло своё отражение в сказках. Старший брат – «умный был детина» – нёс основную ответственность за материальное обеспечение семьи, и ему передавали большую часть наследства. Например, мельницу как в сказке Шарля Перро «Кот в сапогах». Средний брат – «и так, и сяк», служил в армии. Третий «вовсе был» человек «не от мира сего». Его содержали другие члены семьи, а он нёс психологический груз. Вот такое разделение труда. Таким образом, ответственность за продолжение рода, благополучие семьи, воспроизведение жизни в новых поколениях несут все, но в рамках своей специализации. Выглядит вполне логичным, что помогающие профессии выбирают те члены семьи, которые несут психологическую часть семейного груза. Есть такой феномен коллективной совести«синдром годовщины», когда несчастные случаи происходят в привязке к дате или к возрасту. Вот описание одного из таких случаев. В возрасте тридцати лет одна весьма преуспевающая женщина в одночасье разругалась с мужем и развелась, уволилась с работы, неудачно разменяла квартиру и оказалась в «сарае» с двумя детьми. В расстановке выяснилось, что она полностью повторила жизненный сценарий своей бабушки по матери, которая ровно в 30 лет получила похоронку на мужа и осталась в деревне с пятью детьми на руках.
Система заставляет вспоминать не личность как таковую, и не сценарий как факт биографии, а неотреагированные чувства, которые нельзя было доверить никому. Все знали бабушку, но никто не знал её тайны, не знал её чувств, которые она никому не открывала. Важен не сам факт биографии, а субъективное значение, которое этому факту придавалось. Для одних рождение и смерть двадцать первого ребёнка – это просто: «Бог дал, бог взял». А для других – это настоящая трагедия. Итак, механизм коллективной (системной) совести таков, что человек не чувствует и не понимает почему, но повторяет сценарий или чувства из жизни родственника, например, теряет деньги как и он, или постоянно испытывает страх в связи с деньгами. Чтобы гармонизировать ситуацию в случае «исключения» кого-то из семейной системы, надо вспомнить человека, дать ему место в семейной системе с уважением.
В центре семейного консультирования "ОЛЬВИЯ" С уважением тел. 8-905-565-66-55 скайп: yury2266880 первая консультация по скайпу - БЕСПЛАТНО Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|