Парадоксы психологической борьбы с онкологическим заболеванием. Эмоционально-образная психотерапия

Плановый обход. Беседа с пациентами.

-Сегодня мы поговорим о вашем выздоровлении (о ремиссии заболевания).

- Что для этого надо делать? 

- Слушаться врача и делать все как он скажет.

- Бороться с болезнью! 

- Бороться ?

- Ну, а как ? Даже доктор сказал надо бороться. 

- Болезни надо объявить войну!

- Уничтожить её! Чтобы не было!

- Убить этот проклятый рак! 

- Ваши близкие, что говорят про борьбу с болезнью? 

- Поддерживают. 

- Назовите, пожалуйста, свои ассоциации со словами"война" и "борьба".

- Море слез, много горя, голод, страх, ужас, отчаяние.

- Большие потери, убитые, раненные, артобстрел .

- Руины, бомбежки, смерть, тяжесть. 

- Кровь, раны, боль, стоны, окопы, блиндажи .

- Противник, поединок, противостояние. 

- Поле брани, отпевание, возмездие. 

Дело в том, что болезнь, в данном случае раковые клетки, находится внутри вас. Она не внешний враг. Она не вне вашего тела. Она внутри. Она ваша часть. Возможно не самая лучшая… И когда вы объявляйте войну болезни это значит, что вы наносите удар по этой части. Как влияет агрессия на опухоль? Возможно, некоторым из вас доводилось контактировать со злобным человеком, который метал в ваш адрес гром и молнии, обрушивал на вас всю свою ненависть, обсыпал оскорблениями . Ощущения после подобного малоприятные... 

Есть место в организме, которое изменило вашу жизнь. Представьте как к опухоли идет поток ненависти, ярости, желания искоренить, уничтожить. Этот посыл идет на кожу, через кожу в мышцы, задевая кровеносные сосуды, лимфатические сосуды, нервные окончания, кости, устремляется к опухоли. Кровь не стоит на месте. Лимфа тоже... Импульс не застревает в нервных окончаниях... Выстрелить из воображаемого орудия себе в ногу, руку, грудь, голову, живот. Последствия для организма очень недалеки от разрушительных. Подобные действия не добавляют сил, скорее наоборот... Представьте, что нужно сделать здоровым клеткам, чтобы обезвредить или хотя бы частично нейтрализовать негативный посыл, наводнивший организм. Что нужно делать здоровым клеткам чтобы спасти себя, сохранить вас?

Оборотная сторона медали...оборотная сторона борьбы с болезнью - борьба против себя. Поле боя внутри. Поле боя в теле, поле боя в душе... Борьба, война... слова, притягивающие то, что связано с полем брани. Слезы , боль, гибель... Кто выйдет победителем? Кому брошен вызов? Кто враг ? Кого уничтожить? Кого убить? Идет сигнал: убить, убить, убить. Эти слова кровь эхом разносит по организму. Поэтому очень аккуратно относимся к словам, обращаем внимание на то, что себе говорим. Помним, что Опухоль часть тела . Это страшно, когда в тебе есть то, что угрожает твоей жизни. То, с чем утрачен контакт, то, что не поддается контролю. Ваша часть, которой постоянно говорят, что ее надо убить .Ей страшно ,ей очень хочется жить и получается ,что в вас живет два желания жить и её и ваше.И два страха умереть ваш и её. Чем больше агрессиии на опухоль, тем активнее и яростнее она защищает свою жизнь.

Есть закон природы: любое сопротивление порождает еще больше ответное сопротивление. Иммунная система человека - это не метафора.

Это вполне себе конкретная физиологическая система, которая на своё функционирование требуется значительное количество энергии. И если пропорция общего энергетического баланса организма смещается в сторону затрат на психоэмоциональную деятельность, да ещё вдобавок искажается баланс возбуждения и релаксации в сторону первого (следует при этом учесть, что и торможение - это тоже возбуждение, только направленное против другого возбуждения), то на функционирование других систем (в т.ч. и иммунной) просто не хватает энергии. Всё, что "работает" на физиологическое здоровье, начинает функционировать в дефицитарном режиме. Замкнутый круг... 

Как выйти из замкнутого круга? Как прекратить патологческую циркуляцию? (Разорвать круг-погладить агрессию). Предлагаю Упражнение в соответствии с приемом ЭОТ парадоксальное разрешение:

Представьте круг его можно начертить пальцем на теле или в пространстве , сделайте два плавных движения рукой: одно по горизонтали, другое по вертикали скажите ему : "Я разрешаю тебе быть не замкнутым". Обратная сторона круга:" Все возвращается на круги своя так как должно быть ... это будет происходить правильно и безопасно для вас и окружающих. Плавные замыкающие круговые движения. 

Приведу несколько примеров на тему борьбы с болезнью. Обратите внимание на агрессию направленную на образ болезни и динамику заболевания. 

Первый случай. Обход.

Представляюсь: "Психолог отделения Митюкова Наталья Юрьевна , давайте знакомиться, если есть вопросы пожалуйста, задавайте".

Молодой человек представился Мишей. Из беседы узнаю, что Михаилу 29 лет , саркома правого бедра, за два года перенес 6 операций, 12 курсов химиотерапии, на данный момент вторая стадия. Спросила как он представляет свою болезнь и как с ней борется. (Такая формулировка более понятна. Что человек делает для себя, чтобы достигнуть ремиссии). Миша сказал ,что свою болезнь он представляет в виде дракона. 

Спрашиваю:

- А что вы делаете с этим драконом ?

- Я ему рублю головы мечом ! И по шкуре его ! По шкуре!!!

- А он что ?

- Назад отращивает...головы...и раны затягиваются быстро...

К разговору подключилась Мишина мама. Оказывается про дракона знает вся семья. Мама мысленно дракону варит зелье и травит его по ночам. Пока спит. Поливает сверху и добавляет яду в его драконью еду. 

Много можно чего сделать с этим, понятно специалисту. От работы с психологом пациент отказался. Списала на свою неопытность и неумение доносить важную, на мой взгляд, информацию. В течение нескольких лет Мишу встречала в отделении. Дракон за эти годы подрос, потолстел, заблестел чешуёй. Степень стала четверкой с метастазами. Неудивительно. Жаль, конечно...

За эти годы к дракону меня так и не подпустили...

 

Второй случай. Вызов в отделение химиотерапии. 

 

Доктор попросил посмотреть молодого человека:

"Срывается курс химиотерапии из-за носового кровотечения, показатели крови упали, нельзя ли что-нибудь сделать "вашими психологическими штучками ?" У парня четверка с метастазами".

Артем 19лет, рак желудка с множественными метастазами. Болеет в течении года. Перенес операцию по удалению желудка, госпитализирован на 3 курс химиотерапии. 

Представляюсь. Знакомимся. Спрашиваю:

-Как вы представляете свою болезнь? Возможно, что-то ей говорите?

- Говорю с ней по часу в день !

- По часу в день ?! Надо же. . А как вы ее себе представляете? 

- Это огромная черная, жирная гусеница с меня ростом. Она очень злая, глаза злые, челюсти такие и все бы надвигалась на меня! А еще у нее есть детеныши! Крупные такие черные и их много!

- Вы говорили, что разговариваете с образом болезни. ..

- Да как сказать разговариваю. ..Беру ведро бензина и на нее и спичку чирк...она полыхает... и орет, правда, не долго. ..Потом она становится как была только злее... я в нее иголки втыкаю...И эти когти пассатижами бы повырвал ... Знаете, есть такие ножи как у охотников...лезвие острое...я в нее их бросаю один за одним... обматываю ее колючей проволокой ...сбиваю с ног ...и пинаю сапогами. ..а она корчиться ...а....еще про кислоту забыл сказать...

- А детеныши? 

- Они ползут ко мне как по картофельному полю и пищат. ..противно так. ..

- А вы ?

- А я их сапогами отпинываю от себя...прямо со всей силы, чтоб отлетели !

- А в то время, когда вы детенышей пинаете гусеница что делает?

- Защищать их бросается. 

Я его похвалила за то, что он столько времени уделяет своему здоровью и предложила другой способ снизить активность этой гусеницы. Объяснила ему, что это его часть, чем больше он на нее агрессирует , тем сильнее она дает отпор. Предложила перечислить все пытки, все действия, которым подвергалась гусеница,заверить ее, что он больше не будет это делать, чтобы хоть как-то восстановить доверие вот этой части под названием гусеница, а также ее детенышам - метастазам сказать ,что в их адрес не будете проявлять агрессию.

Я не буду поливать тебя бензином.

Я не буду тебя поджигать. 

Я не буду втыкать в тебя иголки. 

Я не буду выдирать тебе когти пассатижами. 

Я не буду обматывать тебя колючей проволокой. 

Я не буду сбивать тебя с ног. 

Я не буду тебя пинать. 

Я не буду обливать тебя кислотой. 

Я не буду делать тебе больно .

Я не буду тебя мучить. 

Я не буду тебя пугать.

Я не буду тебя убивать. 

Я не буду пинать твоих детенышей.

Я не буду причинять им вред. 

Я не буду их убивать. 

- Непривычно как-то...

- Давайте говорить вместе. Я говорю, вы повторяете.

После проделанной работы гусеница уменьшилась, отодвинулась подальше,глаза стали не такие злые,когти исчезли, детеныши- метастазы тоже уменьшились, перестали пищать. 

- Представляете, как набоялись гусеница и детеныши. Скажите им , что вы разрешаете проявить им все чувства о которых они , пищали, о которых выли, о которых молчали.

- Сказал. ..странно...детеныши уползают, а гусеница уменьшилась и стала коричневой. ..

Артем устал, работу на этом остановили. Ему остался листок с записью нового разговора с образом болезни. 

Со слов доктора. Показатели крови изменились, носовое кровотечение больше не повторялось. Пациент смог закончить курс химии, выписался домой в удовлетворительном состоянии. 

Конечно, хотелось , чтобы эта история была с продолжением, но к сожалению, в онкологическом диспансере очень часто бывают такие разовые встречи. Следующей встречи может и не быть, не потому, что человек завтра умрет, а потому что ее может просто не быть. Не сложится по времени, совпадет с процедурой, не позволит самочувствие, еще что то - это особенности онкологического стационара.

Чтобы научить пациента разговаривать с тобой, со своим телом нужно время. А с телом происходят действительно пугающие вещи. Это очень страшно , неожиданно и непонятно что с этим делать. А за страхом всегда стоит агрессия. А еще представьте какая силища запрятана в агрессии. Если выделить эту силищу в отдельный образ энергии, потраченной на разрушение. - это ресурс и пустить ее на выздоровление. Разрушительная сила преобразуется в созидательную.

Сложность в чем? Есть стереотип: агрессия это плохо. Нельзя быть злым. Агрессия нужна, если бы не агрессия наши предки в мохнатых шкурах остались бы голодными, не смогли защититься от диких зверей, от воинственных соседних племен, от стихии природы. Агрессия нужна, чтобы жить, чтобы отстаивать свои границы. Агрессия, направленная на себя называется аутоагрессия. Она больше не несет положительной энергии, она разрушительная. Зачем разрушать себя? Я предлагаю с сегодняшнего дня перестать разрушать себя. Надо же помогать лечению. От настроя зависит очень многое. Вызов болезни: "Врешь! Не возьмешь!" Сколько сил понадобится, чтобы отбиваться от этого противника, сколько у вас боеприпасов? Сколько ресурсов? Возможно пришло время узнать, кто он ваш противник, кто он ваш враг, тот, кто находится внутри вас, тот, кто является вашей ненавистной частью. Кто он? 

Воспринимать подобную информацию готовы не все. Слишком живучи призывы: "Держись!"," Борись!","Умри", но не сдавайся!"

Данная беседа не ставит перед собой цель изменить структуру личности пациента, цель - уменьшить проявление аутоагрессии, привлечь внимание к единству тела, познакомить с ЭОТ, рассказать как правильно применить приемы ЭОТ, подчеркнуть особенности и возможности метода.

 



Просмотров: 351
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что делать, когда на работе возникают мысли: "Не хочу/не буду/неинтересно/мое ли это?"
  • Если у тебя "плохие" мысли - это еще не значит что ты - плохой.
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Еще не встретился "твой" человек. Как понять что это любовь
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Пассивная агрессия, часть 1. Что это такое и как она портит нам жизнь
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • Что делать, если не знаешь "что делать" или как перестать бурлачить?
  • "Я буду любить тебя вечно!" или почему так трудно забыть "бывшего"?
  • Парадоксальная теория изменений или "Что же еще сделать, чтобы моя жизнь стала лучше?"
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Что делать, если вас не "долюбили" в детстве. Кто сможет долюбить?
  • Я буду тебя так сильно любить, что ни одна женщина в мире не будет тебя достойна!
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • "Я на тебя злюсь" или "Что делать с детской агрессией?"
  • "Где в теле Вы чувствуете это?" Что делать, если ощущений нет?
  • Что бывает, когда девочке говорят, что у нее "кривые ноги"?
  • "А что ты сделала, чтобы тебя не били?"
  • Это я буду делать с Учителем! Или – что в твоём чемодане?
  • "Женщина на всю кровать"- но что она в ней делает?
  • "Хочу, чтобы ребенок меня слышал"- что и как говорить?
  • "Я тебя люблю..." Что люди "прячут" за этой фразой!?
  • "Анализ сновидений" в группе - что это и как это работает?
  • "Если не будешь слушаться, я тебя не буду любить"
  • Психологический смысл болезни или "Господи, за что мне это!"
  • Достаточно ли мы принадлежим себе? "Нарциссическое расширение" - что/кто это?
  • "С мамой все в порядке. Это со мной что-то не так"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь