|
Об агрессии, гневе и раздражительностиАвтор статьи: Андрей Гронский
В повседневной речи агрессию как правило отождествляют с такими явлениями как гнев и разрушительное поведение. Однако в психологической науке она трактуется намного шире. Слово агрессия происходит от латинских слов ad «к, на» и gradī «шагать, ступать, продвигаться». В частности, в гештальт-терапии агрессия понимается как функция контакта с миром, и считается, что любой контакт по своей природе агрессивен. Например, если молодой человек подходит познакомиться к девушке или некий человек вызывает другого на откровенность, чтобы установить с ним более доверительные отношения, то эти действия тоже можно назвать агрессивными, но едва ли они разрушительны в обычном понимании этого слова. Или точнее они разрушительны только в отношении существующей в текущий момент дистанции в общении. В этом примере агрессия – это шаг по направлению к объекту, вызывающему интерес. Хотя конечно не всегда приближение к объекту связано с миролюбивыми целями. Один из классиков современной психологии Эрих Фромм разделил агрессию на два вида – доброкачественную и злокачественную. К доброкачественной агрессии он относил непреднамеренную агрессию, игровую агрессию, агрессию как самоутверждение и оборонительную агрессию. К злокачественной агрессии – такое явление как садизм. Садизм проявляется у людей склонных к насилию, людей, стремящихся к установлению садо-мазохистских отношений, маньяков и в наиболее экстремальной форме у деспотических монархов и политических диктаторов (в силу того что у последних много возможностей для того, чтобы реализовывать эти свои импульсы). Проблемы, связанные с агрессией, проявляются в двух спектрах. С одной стороны, это торможение здоровой агрессивности, которое обычно связано с запретами, усвоенными в родительской семье, и проявляется в трудностях в самоутверждении, невозможности проявить адекватный гнев для защиты своих границ, а также в виде тревожности, депрессии и психосоматических симптомов. На другом полюсе находятся проблемы, связанные с тем, что человек, напротив, не умеет сдерживать свой гнев или проявляет злокачественную агрессию, садизм. Чтобы справиться с этими проблемами, нужно учитывать причины такого поведения. Так агрессивное поведение подростков часто связано с дисфункциональными отношениями в семье. Если это касается взрослого человека, то это может быть связано с тем, что в детстве его не научили контролировать свои спонтанные побуждения, и требуется дополнительное научение этому. Хотя это может быть связано и с заболеванием нервной системы, что потребует также медицинского лечения. Что касается садистических импульсов, то, как правило, они формируются вследствие жестокого отношения в детстве, – физического или психологического, – и требуется психологическая работа, направленная на повышение самооценки и самопринятие своей личности. В случае торможения здоровой агрессивности нужно прорабатывать ранние родительские запреты и чувство вины. Еще одной типичной проблемой является повышенная раздражительность, не перерастающая в экстремальные вспышки гнева. Нередко это связано с тем, что человек испытывает злость и возмущение по поводу каких-то неприятных для него обстоятельств жизни, но не позволяет себе выразить их по адресу. И накопленная злость начинает выливаться в отношении случайных мелких ситуаций и не имеющих прямого отношения к проблеме человека людей. Такой механизм в гештальт-терапии называется дефлексией, или отклонением. Бывает и другой вариант, когда повышенная раздражительность является чертой характера, сформированной в силу того, что когда-то в детстве человек заметил, что с помощью приступов гнева у него получается добиваться того, что он хочет от других. В целом, целью психотерапии является помочь человеку научиться творчески обращаться с такой жизненно необходимой, но в то же время и потенциально опасной энергией как агрессия. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|