|
Куда приводит "Синий кит".Автор статьи: Селицкий Владислав Станиславович
Жизнь – главная ценность. И она одна. Ни обновить, ни перезагрузить мы её не можем. В информационном пространстве стали появляться новости про самоубийства подростков, вступивших в некие тематические группы в социальных сетях. Как объяснить подростку, что суицид – это не игра, а реальный и безвозвратный уход из жизни? Об этом наша беседа с врачом-психотерапевтом центра пограничных состояний Гомельской областной клинической психиатрической больницы Владиславом СЕЛИЦКИМ и врачом-психиатром диспансерного отделения Гомельской областной клинической психиатрической больницы Артёмом ГРИГОРЬЕВЫМ. – Сегодня многие говорят об угрозе со стороны социальных сетей. Группы типа «Синий кит», «4:20», «Млечный путь» предлагают сыграть в игру со смертью… Артём ГРИГОРЬЕВ: – Человек с мыслями о суициде, или, в частности, подросток, будет искать, соответственно, суицидальную тематику в интернете. Подросток, который не замотивирован на лишение себя жизни, не будет тратить своё время на поиск таких игр. – Читала, что за детьми, которые вступают в подобные игры, закрепляется человек, следящий за выполнением заданий... Неужели игроки намерены реально покончить с собой? Владислав СЕЛИЦКИЙ: – Дело в том, что подросток ещё не имеет того надёжного внутреннего стержня, который есть у взрослого. Он находится в поиске самого себя. Он хочет измениться, но часто не понимает, до какой степени может измениться. Общение в социальных сетях, чатах, с одной стороны, – это возможность увидеть себя тем, кем бы он хотел стать в жизни, и в то же время возможность допущения своей собственной виртуальной гибели. И он может виртуально погибнуть раз, два, десять… За мыслью, что смерть возможна, может последовать и фраза: «Смерть возможна». А. Г.: – На подростковую душу своего рода деструктивные игры могут повлиять достаточно сильно. Тем более у подростков не сформировано ещё представление о смерти, они не могут думать на перспективу – они думают здесь и сейчас. Что касается групп типа «Синий кит», которые сейчас обсуждаются, то здесь нужно поднять вопрос: «Это причина или следствие суицидальных действий?» Ведь если кто-то посредством игр и совершает самоубийства, то, скорее всего, это делают люди, у которых изначально уже были подобные мысли. Люди с риском суицидальных действий сами ищут способ оборвать свою жизнь, если эта попытка может произойти не с помощью игры, то с помощью чего-то другого. – Да, одной из моих дочерей пятнадцать лет, и я попыталась у неё узнать об этих играх «изнутри», ведь наверняка подростки их обсуждают. «Мама, – удивилась она, – я в такие группы не захожу. Я что, похожа на самоубийцу?» В. С.: – Совершенно верно. Чаще всего такие группы посещают люди, которые думают о суициде или, может быть, даже его планируют. – Может, родителям следует как-то начать «бороться» с социальными сетями? А. Г.: – Интернет и социальные сети вошли в нашу жизнь настолько прочно, что мы не можем представить себя без них. Бороться с ними не получится. Молодёжи необходимо прививать навыки сетевой культуры, адекватной оценки поступающей информации. Мы можем предложить альтернативу – здоровый образ жизни, здоровый взгляд на неё, адекватный досуг, живое общение. Родителям необходимо принимать активное участие в жизни своих детей, быть для них другом, а не проводить семейные вечера перед монитором или планшетом. Ведь почему человек использует социальные сети? Там он может создать себе свой идеальный образ, там он пытается реализоваться, получает позитивное подкрепление своих действий путём получения «лайков» (прим. автора – одобрения других пользователей в виде «сердечек» под записями, фотографиями, видео), что в реальной жизни связано со страхом быть высмеянным и отвергнутым. – Тогда могут ли родители по каким-то признакам заметить, что ребёнок не просто сидит в соцсетях, а вовлечён в опасную игру? А. Г.: – Процесс этой игры, насколько мне известно, растянут на определённое время. Человек, выбирая такой способ суицида, сам себе отводит время для того, чтобы ему помогли. Он, возможно, ищет помощи. К примеру, одно из правил игры звучит так: «Написать на руке "Синий Кит"» (соответственно, лезвием). Не заметить этого родителям невозможно. Разве только если совсем не смотреть… В. С.: – … И тогда давайте поставим следующий вопрос: «Может быть, он таким образом говорит миру о том, что у него в жизни большие проблемы?» Это практически плакат над головой, посредством которого он кричит: «Помогите мне!»– И в таком случае наверняка потребуется помощь специалиста… А. Г.: – Родители могут обратиться за помощью в любом случае, если считают, что это необходимо. В Гомеле широко развита служба психиатрической и психологической помощи, в каждом учреждении образования есть педагог-психолог, социальный педагог, есть психологи в нашем учреждении, работают два подростковых врача-психиатра, подростковый врач-психотерапевт. У нас может оказываться полустационарная помощь на базе дневного стационара. Есть круглосуточный телефон доверия: 35-91-91, телефон подросткового психиатра: 35-90-30. Работают детские психиатры в детских поликлиниках (прим. автора: поликлиники в г. Гомеле по ул. Косарева, 11, ул. Ландышева, 22, ул. Богданова, 12/3, ул. Быховская, 108 и ул. Ильича, 286 а), куда можно обратиться, не посещая наше учреждение. – Но как объяснить подростку, что ему нужно к психиатру? И как самому относиться к такому поведению ребёнка – он что, психически нездоров? А. Г.: – Суицид – это многофакторный акт, и как это ни странно, большинство людей, совершивших суицид либо суицидальную попытку, не являлись психически больными людьми. В. С.: – Бояться визита к врачу не стоит, ведь это может спасти ребёнку жизнь. Но когда взрослый ведёт своего ребёнка к доктору, он должен понимать, что специалист не изменит подростка, а только поможет включиться взрослому с ним во взаимодействие. – На всё есть причины. Давайте разберёмся, почему у подростков появляются суицидальные мысли? В. С.: – Суицид является крайней степенью проявления расстройства, такого, например, как депрессия. Зачастую суицидальные попытки у подростков носят импульсивный характер, на высоте сильных эмоций (злость, обида, разочарование, страх), предугадать такие попытки практически невозможно. Суицид также может выступать как демонстративный акт, возможность что-то доказать, оскорбить или отомстить. Также может проявляться как реакция на тяжёлую утрату – смерть близкого, разрыв с любимым человеком или как результат постоянного психологического прессинга со стороны окружающих. А. Г.: – Вообще, тяжело выделить одну причину. Суицид – это не причина, а следствие. Много факторов могут сложиться и в итоге привести к смерти. – А может, ещё и наследственность, отягощённая психическими расстройствами?.. В. С.: – Мы можем говорить о том, что наследственность – это тоже один из факторов, который может способствовать возникновению депрессии и суицидального поведения. Но наследуется чаще всего не суицидальное поведение, а модель поведения, которую ребёнок перенимает от окружающих взрослых. Дело в том, что родители для детей – это значимые личности, которым дети безусловно доверяют. И любой поступок, совершённый родителем, – это не просто директива к тому, чтобы ребёнок это сделал, это допустимая возможность, которая в критическом периоде может перерасти в мысль: «А почему бы и нет?» Причём осознаваемость этого поступка может быть невысокой, просто из всего богатства выборов появляется ещё один. А. Г.: – Если разобраться, от кого наши дети учатся жить и реагировать на какие-то жизненные трудности или радости? От родителей. Они смотрят, как мамы и папы взаимодействуют между собой и с окружающим миром. И эти модели поведения или модели реагирования на стрессы они перенимают на себя. Если у ребёнка есть родственник или родитель, который совершал суицидальную попытку либо закончил жизнь суицидом, то, соответственно, эта модель подсознательно переносится на него. Он осознаёт, что такой вариант возможен. Вот в чём проблема. Я говорю о том, что очень большую роль в профилактике суицидов играют родительские и внутрисемейные отношения. – Как вообще выявляются суицидальные склонности (помимо явных порезов и так далее)? В. С.: – Первые звоночки – это изменение поведения подростка. Он становится замкнутым, раздражительным, вступает в оппозицию с окружающими. Не исключено, что он может характеризовать себя и окружающих с мрачной стороны. Может начать читать соответствующую литературу, носить специфическую одежду, которая демонстрирует его образ мировосприятия. Подросток всем своим видом показывает, что у него не всё хорошо. А. Г.: – Однако нельзя путать депрессивные поведенческие симптомы с естественными моментами развития личности подростка в период полового созревания. Если это пубертатные изменения, то у ребёнка сохраняется контакт со сверстниками. Если же депрессивные, то чаще всего социальные контакты утрачиваются, он замыкается в себе, и такое поведение, как правило, ничем не мотивировано. Также следует оценивать такие жалобы, как головная боль, боли в области сердца, живота, тошноту, запоры, нарушение сна и снижение аппетита. Родители должны быть очень внимательными к своим детям и помнить, что они ответственны не только за свою жизнь, но и за жизнь, здоровье, благополучие своих детей. Заместитель председателя комиссии по делам несовершеннолетних Гомельского горисполкома Виктория ЛАПШИНА: – К большому сожалению, проблема подросткового суицида не утрачивает своей актуальности. Только в прошлом году мы безвозвратно потеряли двоих детей, 15 и 16 лет. В обоих случаях причинами суицида были межличностные конфликтные отношения со сверстниками на почве неразделённой любви. По этой же причине подростками было совершено шесть парасуицидов. Но по своей сути суицид – это следствие той ситуации, в которой оказался ребёнок. Один на один с проблемами, которые для него много значат, но оказались незамеченными близкими людьми и, в первую очередь, родителями. Хочу обратить внимание родителей на то, что вакуум общения ребёнка с членами семьи может заполниться чем-то другим, иногда несущим разрушение его личности. Именно по этой причине и стали столь популярны в подростковой среде сайты и игры, сопряжённые с риском для жизни. Комиссиями по делам несовершеннолетних и учреждениями образования принимаются меры по мониторингу страниц несовершеннолетних в социальных сетях, однако пользы от этой деятельности не будет, если нашими союзниками не станут родителями, которым не безразлична жизнь их детей, в том числе в интернет-пространстве. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|