|
Лишние людиАвтор статьи: Цветкова Светлана Александровна
На стыке времен года, резкой ветреной зимы и дождливой авитаминозной весны, в мою дверь постучался клиент. С мокрого плаща клиента, стоящего на пороге, натекла небольшая лужица. Клиент оказался молодой женщиной в запотевших очках. Сама фигура вошедшей контрастировала с теплым, приглушенным светом кабинета, подчеркивая ее чужеродность. Резким порывистым движением она села на стул, и поздоровалась. - Я лишняя в собственной жизни,- сказала она, - попутно уронив органайзер стоящий перед ней.
Проясняя понимание клиентом феномена лишнего человека, мы вышли на первые упоминания об этом явлении в русской литературе. В дневниках Александра Сергеевича Пушкина в черновом варианте VII главе к «Евгению Онегину» была характеристика главного героя : «Онегин — как нечто лишнее стоит» . В процессе работы над романом Александр Сергеевич ставил перед собой задачу показать: «Ту преждевременную старость души, которая стала основной чертой молодого поколения». Интерес к этой теме подтолкнул меня к исследованию понятия «русская культура» в которой зародилось понятие «лишнего человека», и носителей этого феномена — интеллигенции. Юрий Лотман в своих беседах о русской культуре, сказал удивительную вещь. Интеллигентность которую часто упрекают в мягкотелости в данный конкретный момент оказывается в позиции слабого, но в перспективе побеждает, так как обладают огромным запасом. Вся наша история в изобилии наполнена фактами истребления интеллигентности, особенно этим прославился 20 век. Но как бы жестоко, последовательно и скрупулезно не претворялись в жизнь эти акции,интеллигентность возрождается заново. Видимо она заложена в природе человека. И Юрий Лотман предлагает нам образ интеллигентности как отношения людей основанных на взаимном уважении и безусловной любви, как образ Матери с ребенком. Этот образ можно лицезреть на иконах. Но это касается и нашей с вами жизни. Когда мать пытается понять своего ребенка, а младенец внимает ей. У этих двух существ разный язык, разный опыт. Возможность понять друг друга и обрести навык говорения невозможно без определенных условий. Первое из таких условий это желание понять друг друга. Мать бросает свой язык и начинает подражать детскому гулению. Ребенок улыбается когда мать улыбается, повторяет мимику матери. Два существа, отдельных друг от друга, но связанных любовью и желанием войти в мир другого, они меняются языками. Потому что чужой язык это чужая личность. Профессор заявляет что именно этот образ и является моделью всякого диалога, а также моделью интеллигентности. Так как сущность интеллигентности это желание понять другого человека. Интерес с другому существу. Я уважаю его за то, что он оригинален и не похож на меня.
На основе вышеизложенного наша работа с клиентом перешла с уровня само жаления и само отчуждения к продуктивной работе. Молодая женщина с ошеломлением открыла, что ей никто не интересен. И именно это делало ее лишней в собственной жизни.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|