Помните, был такой советский мультик про козленка, который научился считать? Этот мультик можно назвать мистическим, ведь в действительности с помощью систем знаков человек научился управлять своим разумом и умами других людей. От того все звери в лесу и возмущались, когда им присваивали номер и порядок. Никто не хочет быть пешкой в чужой игровой реальности.
Но система символов и счет дали возможность человеку заниматься совместной деятельность, создать цивилизацию и культуру. Со своими счетами в итоге человек добрался до души и создал психологию. И, конечно, одной из основных задач для него было найти линейку, с помощью которой можно было бы душу измерить. Появилась психодиагностика и масса теорий личности, различные типологии характеров, темпераментов и так далее. Действительно, каждая существующая модель только модель и не способна отразить реальность в полной мере, но при этом должна отражать существенные стороны психологии человека и ее закономерности.
Мы уже не раз рассказывали об интегральной модели. А теперь попытаемся сравнить ее с очень популярной в наше время моделью А соционики, которую создала Аушра Аугустинавичюте.
Психологи, надо сказать плохо относятся к соционике, и, в порядке исключения, печатают ее в учебниках. Однако обычные люди занимаются ей с большим удовольствием и даже успехом. Есть сайты, приложения на смартфоны, проводятся тренинги, даже на работу некоторые берут людей по соционическому типу. Мы считаем, что дыма без огня не бывает. И соционика действительно действующая модель, но только в ее творческом применении, так как имеет ряд недостатков.
В основе всего в интегралке лежит закон равной значимости. Исходя из него, части целого равнозначны относительно своего целого. Также как разные части личности, как целого, равны между собой. Но в разный момент времени личность может изменяться и какие-то части могут становиться сильнее, другие слабее. Здоровая личность находится в постоянном динамическом равновесии со средой. Это психопат всегда одинаков, в результате чего и не адаптирован к жизни. Тип личности может меняться. Результаты тестов могут меняться. Судьба человека тоже, будет меняться по мере роста ее осознанности и способности управлять частями своей личности. Соционика же утверждает, что тип личности (всего типов 16), по именам известных исторических или литературных персонажей, на всю жизнь один. И всегда доминирует над остальными, которые также могут быть в человеке. Надо сказать, что К.Г Юнг также считал, что человек стремится в итоге к целостности и «застревание» на каком-то этапе или типе приводит к неврозу и болезням. Очень жаль, что эта замечательная идея ушла из поля внимания соционики, когда Аушра Аугустинавичюте брала за основу теорию К.Г. Юнга не понятно. Целостность, единство и равная значимость частей дает человеку свободу, здоровье и счастье, позволяет меняться и воспринимать Мир более полно. Соционика же предлагает искать себе подходящих людей (дуалов), подходящие условия жизни и работы, загоняя человека еще больше в рамки своего эго.
Аушра Аугустинавичюте была сторонником дуальной теории личности и определение ее типа личности в соционике дается путем выбора из пар: рациональность–иррациональность; экстраверсия–интроверсия; логика–этика; сенсорика–интуиция. Вообще это пример логического применения дуальной теории личности, которая в той или иной форме существовала в философии и науке человечества всегда. Каждый аспект пары здесь как бы конкурирует с противоположным, в результате чего они оказываются взаимоисключающими. К примеру, экстраверсия и интроверсия. Совсем не трудно представить человека обладающего как высокой экстраверсией, так и высокой интроверсией, как низкой экстраверсией, так и низкой интроверсией. В нашей модели, кстати, последний тип относится к флегматическому темпераменту. Эти люди обладают недостатком внимания в каком-то смысле вообще. В человеке может параллельно сочетаться два разных признака. Понимание этого зависит только от осознанности обеих сторон личности. Будучи только экстравертом человек не был бы в состоянии хоть как-то разбираться в собственных мыслях и чувствах. Надо сказать, что противопоставление экстраверсии и интроверсии происходит и в популярном тесте Айзенка.
Соционика оговаривается, что тип личности находится под влиянием воспитания, образования, окружения, темперамента, но тип личности как скелет остается неизменным. Во-первых, не понятно – откуда берется тогда этот тип личности? Во-вторых, это значительно сужает возможности модели, так как она не описывает все уровни функционирования человека. Интегральная же модель тем и универсальна, что позволяет описывать человека на всех уровнях (физиологическом, психофизиологическом, психологическом, психосоциальном, социальном, да и вообще описывать различные состояния природы) – вертикально, и горизонтально – по типам на каждом уровне. И в придачу динамически указывая этап психофизиологического созревания, этапа деятельности или функционирования.
Соционика в своем инструментарии имеет несколько коротких опросников, которыми опытные последователи практически не пользуются. Так как они довольно плохо составлены во многих смыслах, о чем писали уже психологи. Поэтому эффективность применения соционики зависит от наблюдательности и творческого отношения человека к самой соционике. От этого и описания типов такие разные зачастую. Интегралка же, имея в основе единый конструкт, создала уже несколько методик – опросники Интегральный тест личности (ИТЛ), Общей характеристики адаптации (ОХА), полупроективный тест Внутренних диалогов (ВД), проективные Тест выбора фигур (ТВФ – 8) и Тест выбора цветов (ТЦВ – 16) и даже психофизиологический тест Корректурной пробы. Все они, благодаря единому конструкту, друг друга замечательно дополняют и могут давать без прямого знакомства с человеком его верный портрет.
Опытные и творческие пользователи соционики также очень часто могут определить тип по внешнему виду. Однако внешние признаки мало описаны в литературе. В принципе в психологии сейчас практически отказались от того, что о характере человека можно сказать по его лицу или телосложению. Мы считаем, что это произошло из-за отсутствия правильного конструкта с высокой прогностической способностью. Ведь понятно, что конституция зависит от физиологии, та в свою очередь управляется нервной системой. А все процессы в нервной системе имеют центральный пункт управления в коре головного мозга и могут подчиняться сознательному контролю. Поэтому есть и связь между телом и характером личности и возможность менять как тело, так и характер. Интегральная модель описывает самые существенные особенности лица, мимики и телосложения в соответствии с характером. О чем подробно вы можете узнать в наших видео и текстах в группе.
Соционика одна из моделей со своими недостатками и достоинствами. Но интегральная модель берется описывать не отдельные части человека и его психики, а их целиком. Это и есть главная особенность интегрального подхода. По этой причине, пользуясь интегральной моделью, вы можете найти в ней место всем соционическим типам, а в результате уточнить и улучшить их понимание.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.