|
Шпаргалка для родителей: Наказывать или не наказывать?Автор статьи: Елена Басанова
Если мы выбираем применение наказания, то встаёт вопрос: как наказывать? Если мы склоняемся к мнению не использовать наказание, то также возникает вопрос, но другой: как объяснить ребенку, что так делать нельзя? Постараемся помочь родителям ответить на эти два насущных вопроса.
Во-первых, психологи предлагают распределить все правила на три группы в соответствии с цветовой гаммой: зеленые, желтые и красные. Зеленые - это те правила, которые ребенок контролирует самостоятельно. Например, может самостоятельно выбирать дополнительные занятия, друзей, одежду для прогулок и т.д. Желтые правила, которые регулируются ребенком и взрослым совместно. Например, ребенок самостоятельно выбирает время для выполнения уроков, но выполнены они должны быть в срок, указанный родителей. Или ребенок может гулять самостоятельно, но не покидать территории двора и т.д. Красные правила, которые ни в коем случае нельзя нарушать: применять физическую силу, курить, употреблять наркотические средства и др. Эти нормы обязательно должны соблюдать и родители, раз вводят их в красную зону. Во-вторых, родителям необходимо применять метод «активного слушания», который заключается в спокойном обсуждении с ребенком его проступка, в выяснении причин нарушения правила. Родитель, в данном случае, не осуждает, а принимает ребенка и старается совместно с ребенком найти выход из сложной ситуации. В-третьих, наказание должно включать в себя элемент новизны, экспромта, неожиданности. Для каждого конкретного проступка должно быть «свое» неповторимое наказание. Более того, нельзя прибегать к наказанию во всех случаях нарушения ребенком требований, наказание не должно быть «нормой». В-четвертых, слово «наказание» имеет корень «наказ», который означает наставление, наука, образование. Применяя наказание к ребенку, взрослый должен открыть дверь и указать ему правильный жизненный путь. Отказаться от наказания – значит отказаться от наставления и воспитания ребенка вообще, т.е. прибегнуть к попустительству. У большинства людей наказание ассоциируется с насилием в отношении ребенка, физическим истязанием, психологическим воздействием, таким как лишение родительской любви, лишением удовольствий, нарушением прав ребенка. Но наказание ни в коем случае не должно носить форму надругательства над ребенком, его унижения и нарушение его прав. При использовании наказания необходимо учитывать индивидуальные, возрастные особенности ребенка, ситуацию его поступка, меру проступка. Нельзя применять наказания всегда и за все, наказание это исключительная мера, но такая мера, которая покажет ребенку, что он пошел не правильной дорогой, что на этом пути он не добьется успеха. Если наказание не эффективно, значит это не наказание, это глумление над ребенком, дезориентация его в социальной жизни, травмирование и т.д. Настоящее наказание применяется в редких, исключительных случаях, носит индивидуальный характер, является эффективным и имеет форму наставления, обучения, побуждения к добру. (Полная версия статьи предсталена в источнике: Басанова Е.Е. Психолого-педагогическое обоснование системы наказаний и поощрений в воспитательном процессе //Университетские чтения - 2015. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|