|
Взгляд психолога на эволюцию человека и историю человечества.Автор статьи: Светлана Пугачёва
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ИСТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА В ЦЕЛОМ плюс практическая психология, или правое и левое. Не вдаваясь в сложные конструкции, определю человечество так: Человечество - это совокупность всех представителей хомо сапиенс, обитающих в данный момент на планете Земля, вместе с сопутствующей материальной культурой, созданной этими представителями. (с) Истории человечества коротко: 200 тысяч лет (195±5 тыс лет) назад появился «анатомически современный человек». Внешне он уже полностью соответствовал современным людям, соотношение мозга и веса тела было такое же, как у нас (возможно, больше). Тем ни менее – не было ни религии, ни украшений, ни искусства, еще 160 тыс лет. Были только каменные орудия, шкуры и огонь, как у неандертальцев. 40 тысяч лет назад (38±2 тыс лет) Верхний палеолит. появляется религия, изобразительное искусство, музыка (?). Процесс возникновения культуры и искусства с нашей, отдаленной во времени наблюдательной позиции, подобен взрыву. С тех пор, ни религия, ни искусство принципиально не изменились. Сельского хозяйства, городов и науки не было еще более 30-ти тысяч лет. Мозг уменьшается. 10 тысяч лет назад (10±1 тыс лет) появляется сельское хозяйство, первые городские поселения, резкий рост народонаселения на основе увеличивающейся кормовой базы. Науку предполагать рано, но ее зачатки, осмелюсь предположить. Мозг еще раз уменьшается. И все. С тех пор мы не меняемся. Меняется только «культурный уровень», или Цивилизация. Об этом подробнее во второй части. «Физики» и «лирики» или эволюция продолжается. 7 мая 1959 года физик и писатель Чарльз Сноу, произнес в Кембриджском университете лекцию, о разрыве взаимопонимания между представителями творческой гуманитарной и научной интеллигенций «Две культуры и научная революция». В которой он говорил о полном разрыве взаимопонимания между представителями творческой интеллигенции технического направления и гуманитарного направления. «Это название возникло из ощущения, что я постоянно соприкасаюсь с двумя разными группами, вполне сравнимыми по интеллекту, принадлежащими к одной и той же расе, не слишком различающимися по социальному происхождению, располагающими примерно одинаковыми средствами к существованию и в то же время почти потерявшими возможность общаться друг с другом, живущими настолько разными интересами, в такой непохожей психологической и моральной атмосфере, что, кажется, легче пересечь океан...» Писал Чарльз Сноу об общении представителей двух ветвей интеллигенции.* Причину столь непреодолимых различий Сноу видел в недостатке образования, не задумываясь о генетике. Но в итоге он все же свои симпатии выражал именно «физикам», как строителям прекрасного будущего и надежде человечества. Я тоже на стороне «физиков», но думаю, что различая гораздо глубже. Они — в генетике, в глубине веков. «Физики» - следующая ступень эволюции. И это не шутка. Сейчас бы вместо терминов «физики» и «лирики» я бы использовала другие термины – «левополушарники» и «правополушарники». А теперь – рассуждения. Немного общепризнанных сведений по психологии, физиологии и медицине. Не стоит путать фенотип межполушарной асимметрии обработки информации или (что то же самое) левополушарное мышление и правополушарное мышление, с тем, что человек левша или правша, и какая половина тела является ведущей. Функциональная асимметрия головного мозга не является исключительно человеческим свойством. У зверей и птиц она тоже встречается, так что дело не в ней. Неважно, какой рукой человек держит ручку. Если человек пишет словесную информацию, или решает арифметические (алгебраические, геометрические, шахматные и прочие логические) задачи, то логическое полушарие всегда будет задействовано. И неважно, какой рукой человек держит кисть или перо. Если он рисует красками и подбирает цвет или сочиняет музыку, всегда будет задействовано образное полушарие. Другое дело, что у левши логическим полушарием может быть не левое, а правое полушарие. Но оно все равно будет именно логическим. И этот левша будет именно «физиком». Это опять, же, необязательно, левши тоже бывают разные (Это я утверждаю, как практический психолог.) И «физики» и «лирики», при решении «физических» и «лирических» задач, все равно пользуются соответственно логическим и образным полушариями мозга. Тогда возникает вопрос - при чем тут преимущественная специализация полушарий? В чем же тогда разница между «левополушарными» и «правополушарными» типами мышления? Ответ в простой таблице. Данные для таблицы взяты из работ д.м.н. профессора Ф. Б. Березина** . Березин определил ведущее (доминантное) полушарие следующим образом. Предъявлял материал испытуемым, различного содержания. Задания, предназначенные преимущественно левому полушарию мозга были связаны с решением в уме арифметических задач. Задания, предназначенные правому полушарию, состояли в описании по памяти предварительно демонстрируемых пейзажных картин. При выполнении задания снималась ЭЭГ и определялось, какое полушарие доминирует. ЭЭГ (электроэнцефалография) — исследование электрической активности головного мозга. При выполнении этого исследования на голову пациента надевается специальная силиконовая или тканевая шапочка с присоединенными к ней электродами, регистрирующими электрическую активность в разных точках головы.
Асимметрия полушарий мозга при решении интеллектуальных задач действительно существует. И это сказывается на качестве решения задач различного профиля. Причем, надо понимать, где существуют крайние случаи фенотипов, то, могут существовать и смешанные вариации фенотипов. В результате выделились три вариации реагирования: правополушарное, левополушарное и смешанное. Про смешанный тип я пока говорить не буду, там могут быть варианты. В нашей повседневной жизни никто не спорит, что способности к музыке или математике передаются детям от их родителей. Плюс воспитание, конечно, но даже в одной семье невозможно из генетического «лирика» воспитать «физика» и наоборот. Пока генетики не нашли конкретно эти аллели ( кусочки генов, которые определяют признак, который реализуется), и я уверена, что скоро найдут. технические возможности для этого уже имеются. Так что, если есть признак, который появился, значит есть и ряд мутаций, которые позволили появиться этому признаку. И значит, этот признак был полезен для того, чтобы оставить больше потомков, если этот признак закрепился и не исчез. В данном контексте речь идет о левополушарном мышлении. Именно левополушарное мышление позволило появиться цивилизациям на разных континентах. Почему на разных континентах и в разное время – об этом речь ниже. Но все человеческие популяции, сумевшие создать свои цивилизации, в обязательном порядке имеют какой-то процент людей (какой процент, об этом тоже ниже), которые обладают левополушарной, логической мутацией. Причина возникновения человеческой цивилизации – ряд мутаций, возникших, приблизительно, 12 (±1) тысяч лет назад, приведших к усилению функциональной асимметрии полушарий мозга в интеллектуальной обработке информации. Эта асимметрия относится, прежде всего, к высшим интеллектуальным функциям человека, что привело к таким функциям анализа, как дедукция и индукция. Появились «физики», или люди с левополушарным мышлением (ЛП). Именно благодаря таким людям появились все цивилизации на Земле.* * У меня есть сомнения только по доколумбовым цивилизациям Америки. Вся история человечества делится на: - «дополушарную» историю человечества, 200 тысяч лет назад – 40 тысяч лет назад; появление анатомически современного человека. - «правополушарную» историю человечества (лирики), 40 тысяч лет назад – 10 тысяч лет назад; появление первых произведений искусства. - «левополушарную» историю человечества (физики), 10 тысяч лет назад по настоящее время; появление производящего сельского хозяйства, письменности и первых цивилизаций. * http://vivovoco.astronet.ru/VV/PAPERS/ECCE/SNOW/TWOCULT.HTM **http://berezin-fb.su/адаптация-и-межполушарная-асимметри/межполушарная-асимметрия-как-фактор/ Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|