|
Расстановки: это делает меня сильнее или слабее?Автор статьи: Максимова Мария Юрьевна
Сложно дать согласованное и общепринятое определение метода расстановки. Вот некоторые из них. Системные семейные расстановки - метод помогающей практики, введенный в широкое обращение в начале 80-х годов немецким философом, богословом, психотерапевтом, духовным учителем Бертом Хеллингером. Этот метод также называют системно-феноменологическим подходом. Берт Хеллингер развивает метод семейной расстановки, соединив в нем два базовых положения: 1) Феноменологический подход — следование тому, что проявляется в работе, без предварительных концепций и дальнейших интерпретаций; 2) Системный подход — рассмотрение клиента и заявленной им темы для работы в контексте взаимосвязей клиента с членами его семьи (системы). Решающим для меня в понимании сути этого метода стали статьи Елены Веселаго. Как пишет Е. Веселаго в своей статье «Метод системных расстановок по Берту Хеллингеру: история, философия, технология», этот метод пока не получается определить ни как конвенциональную психотерапию, ни как «признанную» духовную практику, а некоторые называют его «шаманством» и «вызыванием духов» или даже сектой. Берт Хеллингер не написал ни одной теоретической статьи или монографии по расстановкам ― его книги по расстановкам представляют собой сборники конспектов с его семинаров, а те оригинальные книги, которые он написал, относятся к особому жанру философско-поэтических и богословских этюдов. Хеллингер говорит, что его работа ― это не психотерапия, это практическая философия. Основные понятия в расстановочной работе - система, порядки, совесть. В классическом представлении к семейной системе человека относятся люди, связанные с ним «отношениями жизни и смерти» - отношениями кровного родства или очень сильными отношениями, которые, возможно, повлияли на сохранение или лишение жизни членов семьи, её смысл. К семейной системе относятся как ныне живущие люди, так и умершие или нерожденные. К семейной системе люди относятся независимо от того, имеются ли у клиента сведения о них или даже о самом факте их существования когда-либо. Работа методом семейных расстановок Берта Хеллингера состояла в том, что в группе выбирались участники — заместители членов семьи клиента и расставлялись в пространстве с использованием очень сдержанных выразительных средств — только направление взгляда, без каких-либо жестов или позы. Хеллингер открыл, что при медленной, серьёзной и уважительной работе ведущего и группы заместители членов семьи чувствуют то же, что и их реальные прототипы, несмотря на то, что они не знакомы и какая-либо информация о них отсутствует. Этот феномен был назван «заместительским восприятием», а то место, откуда приходит информация — полем (знающим полем или морфическим полем — термин британского биохимика и психолога Руперта Шелдрейка). «Научная» малодоказанность и недостаточный опыт исследований поля является основным критическим замечанием к методу семейной системной расстановки. Тем не менее, в практике последних десятилетий накоплен опыт, который позволяет расстановщикам доверять информации поля и следовать ей в своей работе. В процессе накопления опыта и наблюдений Берт Хеллингер находит и формулирует несколько действующих в системах законов, нарушение которых приводит к явлениям - «динамикам», предъявляемым клиентами как проблемы. Следование законам, первый опыт которого клиент получает в расстановке, позволяет восстановить порядок в системе и способствует облегчению системной динамики и разрешению предъявленной проблемы. Эти законы получили название Порядки Любви. Итак, Порядки — это законы, нарушение которых в семейных (и прочих) системах приводит к тому, что переживается человеком как «проблема» (в последнее время опытные клиенты все чаще формулируют свои проблемы как «нарушение движения жизни», «скованность», «несвобода»). Понятие «Порядки», как и «Системы», было выведено феноменологически, на основе совокупности наблюдений (т. е. их можно наблюдать по результатам расстановки «проблемы»), и было замечено, что восстановление Порядков облегчает «проблему». Накопленные наблюдения показывают, что системный подход и заместительское (полевое) восприятие проявляются и в не-семейных системах (организации, «внутренние части личности», абстрактные понятия — такие как «война» или «судьба»), и не только при непосредственном заместительствовании в группе, но и при иных методах работы (работа в индивидуальном формате без группы, работа с фигурками на столе или с большими предметами на полу). Все шире метод семейной расстановки применяется для принятия бизнес-решений и организационных решений («организационные расстановки» или «бизнес-расстановки»). Основные представители подхода. Идеи повторов судеб, семейных сценариев и неосознанных связей членов рода присутствовали в различных терапевтических подходах 70-80 годов (например, «невидимые лояльности» в терминах Ивана Бузормени-Надя). Но читать эти лояльности и переплетения из внешнего источника «придумал» Берт Хеллингер, которые сам себя не считал автором подхода в прямом смысле этого слова. Итак, Берт Антуан Хеллингер (род. в 1925 г.) — немецкий философ, психотерапевт и богослов. В 1942 году Хеллингер был призван в Вермахт и участвовал в боях на Западном фронте. В 1945 году попал в плен и был заключен в лагерь Союзников. После побега из лагеря он вернулся в Германию, вступил в Католический орден и изучал философию и теологию в Университете Вюрцбурга. В 1952 г. Хеллингер принял сан священника и был отправлен в Южную Африку в качестве миссионера у зулусов. В течение 16 лет жизни в Южной Африке он был приходским священником, учителем, и директором школы для африканских учеников. Участие Хеллингера в программах межрасового экуменического обучения и, как следствие, его интерес феноменологии привели его к сложению сана священника. В начале 1970-х годов он переехал в Вену, пройдя классический курс в Венской Ассоциации психоанализа. В 1973 Хеллингер покинул Германию во второй раз и переехал в Соединенные Штаты, чтобы продолжать обучение у Артура Янова в Калифорнии. Одним из наиболее значительных влияний было влияние Эрика Берна и трансакционного анализа. В семидесятилетнем возрасте по просьбе немецкого психиатра Гунтхарда Вебера он согласился записать и отредактировать серию записанных семинаров. Вебер опубликовал книгу в 1993 году под названием «Zweierlei Gluck» - «Два рода счастья». На основании биографии Берта Хеллингера, Елена Веселаго, современный исследователь и практик расстановок, описывает несколько версий открытия и происхождения этого метода. Первая версия - «терапевтическая»: расстановки ведут свое происхождение от таких методов, как психодрама Якоба Морено и семейная скульптура Вирджинии Сатир, и используют также идеи из транзактного анализа, системной семейной терапии Сальвадора Минухина, терапевтов итальянской школы и других направлений. Здесь важно отметить, что в психодраме и семейной скульптуре представление фигур в пространстве и их взаимодействие определяется «внутренней реальностью клиента», а не заместительским восприятием внешнего источника. Вторая версия - «шаманская»: расстановки Берт Хеллингер «подсмотрел» у зулусов, когда в течение 16 лет работал в Африке. Однако с момента его отъезда из Африки до того момента, когда он начал практиковать расстановки, в которых заместители свободно обращаются к информации поля, прошло порядка 30 лет. И сам Хеллингер никогда не говорил об этой версии происхождения расстановок. По его словам, он скорее научился у зулусов простым человеческим отношениям в семье и уважению к иным традициям. И, наконец, третья версия - «христианская». Берт Хеллингер создал и развивает расстановочную работу на основе своего опыта христианского служения. В расстановках по Хеллингеру есть одно базовое положение[/url]: всё (т.е. всё в клиентской системе, когда речь идет о расстановке) находится в свободном движении, какое оно есть. Нет ни хорошего, ни плохого. Любое отрицание, исключение кого-то или чего-то, независимо от природы и причин такого исключения, останавливает движение, и эта остановка переживается в жизни клиента как боль, проблема, потеря себя. В расстановке мы можем увидеть эти исключенные фигуры и истории, клиент получает шанс признать их и тогда система может продолжить трансформации и движение. И это «нет ни хорошего, ни плохого, никто не исключен, все принадлежат» – не соответствует ли это библейской истории о познании добра и зла? Е. Веселаго предлагает объединить все три версии: расстановки Берта Хеллингера основаны на идеях христианства, которые приняты им в настолько универсальных формулировках, что общее с ними находят представители многих других духовных систем, как архаичных, так и современных. А технология их практической реализации (доступ к информации поля) «случайно» была подсмотрена (вернее, прочувствована) Хеллингером в период изучения им психотерапии. Что касается принятия метода в профессиональном сообществе, в 2003 году в Вюрцбурге проходил грандиозный международный конгресс, посвященный системно-феноменологическому подходу Берта Хеллингера. На конгрессе присутствовало более 2500 человек из разных стран мира. По материалам конгресса вышла книга, составленная Гунтхардом Вебером, в которой обобщен и систематизирован опыт лучших специалистов в области семейной расстановки и системно-феноменологической работы. Среди них такие ученые как Якоб Р. Шнайдер, Альбрехт Map, Эфа Маделунг, Маттиас Варга фон Кибед, Руперт Шелдрейк, Марианне Франке-Грикш и многие другие. В России среди наиболее известных современных исследователей и практиков расстановок можно назвать Михаила Геннадьевича Бурняшева (Институт Консультирования и системных решений), Марину Александровну Бебчук (Институт интегративной семейной терапии) и Елену Веселаго (Центр Современных системных расстановок). «Фирменные» техники расстановок. Собственно, семейные системные расстановки сами по себе являются техникой (др.-греч. τεχνικός от τέχνη — искусство, мастерство, умение). В процессе классической расстановки, после короткого описания запроса клиента, из группы выбираются участники в качестве заместителей членов семейной системы клиента. Выбор делает клиент или терапевт, состав членов системы для начальной расстановки выбирается терапевтом исходя из его опыта и представлений о том, кто именно мог бы быть связан с запросом клиента. В процессе расстановки состав участников может корректироваться. Заместители располагаются в пространстве - расставляются клиентом или терапевтом по интуитивному ощущению того, как могли бы быть выражены в пространстве взаимоотношения членов системы. В процессе начальной расстановки клиенту предлагается как можно меньше ориентироваться на то, что он думает о взаимоотношениях, но больше на то, как он интуитивно ощущает расположение фигур. Фигуры расставляются медленно и оставляются просто стоять в пространстве, без "театрального" выражения мимикой или позой их отношений. Основой расстановочной техники является возникающее в этот момент заместительское восприятие - заместитель члена системы начинает чувствовать то, что чувствует или чувствовал его прототип. Это могут быть как физические ощущения (боль в сердце, если у замещаемого участником дедушки клиента был инфаркт), так и эмоции (гнев, радость), а также образы и картины (рождение, убийство). Практически каждый человек может быть заместителем и воспринимать информацию о замещаемом человеке, но одни люди более чувствительны, другие менее, и опыт заместительской практики развивает заместительское восприятие. Заместительское восприятие возникает в том числе и при полном отсутствии информации о замещаемом члене системы, как у самого заместителя, так и у клиента. Это позволяет говорить о поле - внешнем источнике информации о системах. После начальной расстановки фигур терапевт опрашивает заместителей об их чувствах и ощущениях, что позволяет ему составить представление о том, какие именно динамики (взаимоотношения, их история и их потенциальное развитие) присутствуют сейчас в системе клиента и как они могли бы быть связаны с запросом клиента. В зависимости от стиля ведения расстановки терапевт позволяет заместителям самим двигаться и вступать во взаимодействия, либо переставляет их сам и опрашивает. Названные выше Порядки имеют своё пространственное выражение: например, маленькие дети стоят или сидят перед обоими родителями, стоящими рядом; супруги стоят рядом, братья и сестры стоят по старшинству справа налево (старший справа от остальных). Невозможность заместителей находиться в пространственном расположении Порядка означает, что какие-либо отношения в системе не урегулированы или не признаны, чувства не проявлены, возможно присутствует исключенный человек. Расстановка продолжается через изменение в пространстве положений фигур, опроса заместителей об их чувствах, поиска контакта с исключенными фигурами и проявление происходящего через т.н. «разрешающие фразы». Разрешающие фразы и вся работа в целом направлены на «признание того, что есть». Например, «папа, ты единственный отец для меня» (сын - отцу, с которым мать не разрешала видеться). В процессе работы в той или иной степени удается восстановить Порядки, найти исключенных и прояснить отношения с ними. Это воспринимается заместителями через ощущения «своего места», ясности и гармонии. Заявленный запрос теряет актуальность либо проявляется смысл проблемной ситуации и понимание пути её разрешения. Прийти к удачному разрешению удается не во всех случаях, но как правило даже частичное движение к решению даёт клиенту импульс к новому пониманию ситуации. Действие расстановки приводит к изменениям взаимоотношений в семье клиента, в том числе в тех случаях, когда клиент не находится в прямом контакте с членами своей семьи. Позиция терапевта. Из описания процесса расстановки можно предположить, какую позицию занимает терапевт. Терапевт выбирает заместителей, или он дает это сделать клиенту. Терапевт наблюдает, чувствует поле. Он задает вопросы заместителям: что ты чувствуешь? Что хочется сделать? Здесь тебе лучше или хуже? Он перемещает участников расстановки в соответствии со своими соображениями и ощущениями, или позволяет им это сделать. И, наконец, достаточно сильная интервенция – разрешающие фразы, которые терапевт просит повторить заместителей или клиента, В результате чего восстанавливаются порядки и происходит движение. Безусловно, интервенции терапевта сильно зависят от его личности. Судя по конспектам семинаров Хеллингера, он был очень авторитарен, категоричен, при этом обладал огромной эмпатией и любовью к людям. И самое главное – Знанием – тем, чему не все могут научиться. Поэтому, на мой взгляд, самое главное в расстановке – это Мастер, кто ее проводит. Расстановка не всегда делается в ответ на запрос клиента. Иногда в процессе формулировки и обсуждения запроса, становится понятно, что «здесь нечего расставлять» (в многочисленных конспектах Хеллингера достаточно примеров того, как он довольствовался несколькими фразами в диалоге с участником группы, целительный эффект которых был, по-видимому, не меньше, чем от самой расстановки). Метод расстановок - очень сильный, действенный, требующий большой ответственности от психотерапевта. И открытым остается вопрос о сопровождении клиента после расстановки – в каком состоянии он уходит, что с ним будет дальше. Безусловно, это его ответственность и его выбор. Но как определить степень его готовности, подготовленности, уровень развития личности? Конечно, ответ может быть в духе философии этого метода - «случается» та расстановка, которая должна произойти в это время, в этом месте, с этими людьми. Спасибо Вам, Берт Антуан Хеллинегер.
Литература:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|