|
Социальные представления о материнстве в разных культурахАвтор статьи: Румянцева Полина Витальевна
Дорогие читатели, в прошлых статьях мы обсуждали с вами вопрос о том, как представляется материнство в общественном сознании, каким «двойным дном» и противоречиями этот образ обладает, и как это может повлиять на эмоциональное самочувствие женщины и ее отношения с окружающими людьми (https://www.psyoffice.ru/article/71031/; https://www.psyoffice.ru/article/70962/). Сегодня я хочу немного рассказать о специфических особенностях образа матери у людей, которые живут в разных уголках нашего земного шара. Результаты проведенного на Крите исследования показали, например, что греческие женщины чувствуют, как на них давят те самые нормы и стереотипы «хорошего материнства», о которых мы много говорили в предыдущих статьях. Критские матери, что интересно, ощущают свою глобальную ответственность не только за своих детей, но и за экономическое, моральное и прочее благополучие своего общества в целом! Исследователи считают, что в современных условиях это давление ощущается наиболее сильно, потому что в результате постоянных общественных изменений эти самые социальные нормы и ожидания оказываются особенно насыщенными противоречивыми компонентами и двойными посланиями, что делает их выполнение практически невозможным. Интересно, что это все противоречит многократным описаниям образа материнства и матери в греческой культуре, которые, вроде бы, воспринимаются исключительно позитивно, очень уважаются, воспринимаются в качестве самой значимой, универсальной и «священной» роли каждой женщины. В Японии по-прежнему широко распространены традиционные представления о материнстве, суть которых - в идеях высочайшей преданности детям и самопожертвования. Согласно этим представлениям, например, что женщина не может считаться хорошей матерью, если она не пожертвует собой ради своих детей, и что удовольствие от материнства можно получить исключительно через преодоление трудностей, связанных с воспитанием детей. Интересно, что эти представления очень живучи, они сохранились несмотря на все социальные изменения, бурное экономическое развитие и торжество высоких технологий. Многие японские женщины по-прежнему с трудом совмещают карьеру и воспитание детей, а число работающих женщин, имеющих маленьких детей, в Японии гораздо ниже, чем в других развитых странах. В результате многие японские женщины совсем неоднозначно оценивают свой родительский опыт с эмоциональной точки зрения. Интересно, что эти идеи в чем-то похожи на элементы традиционной русской культуры. В традиционной русской православной культуре женщина-мать, вроде бы, обладает достаточно высоким статусом, но дело в том, что такой статус достигается только путем полного самопожертвования, которое требуется от «хорошей матери». Если вам будет интересно самим познакомиться с научной литературой, которая послужила основой для этой статьи, с удовольствием предлагаю небольшой список источников: Aono A., Kashiwagi K. Myth or fact: Conceptions and realities of Japanese women/mothers. // Feminism & Psychology. 2011. 21(4). Р. 516–521. Isupova O.G.. Sotsial’nyi smysl materinstva v sovremennoi Rossii (‘Vash rebenok nuzhen tol’ko Vam’), // Sotsiologicheskie issledovaniia, 2000, no. 11, pp. 98–107. Shpakovskaya L. How to be a Good Mother: The Case of Middle Class Mothering in Russia // Europe-Asia Studies, 2015. 67:10, 1571-1586. Triliva S. From icon to person: Findings from a qualitative study of motherhood in Crete // Europe’s Journal of Psychology. 2014, 7(4), pp. 640-663
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|