Страх успеха: психоаналитическое понимание

Юнгианский аналитик Уоррен Штенберг связывает ощущение успеха с овладением своим потенциалом, свободой, независимостью и позитивной самооценкой.

В то же время он пишет о некоторых людях, которые наоборот, демонстрируют негативную реакцию, когда достигают своих целей. Они могут ощущать усиление тревоги и даже эмоциональную подавленность. Не смотря на амбициозность и целеустремленность, они не могут наслаждаться плодами своего труда, скрывают свои таланты. Нередко они бессмысленно растрачивают крупные суммы денег, бросают начатое на половине пути или, к примеру, допускают разрушительные ошибки практически в двух шагах от результата.

Другие проявления страха успеха:

  • Неумение принимать восхищение, похвалу, комплименты.
  • Большое количество дел, которые не завершаются уже практически на финише.
  • Трудности с принятием решений.
  • Непонятный и бессмысленный обрыв отношений с людьми на основании смутной неудовлетворенности.
  • Неумение наслаждаться интимными отношениями, сексом.
  • Нежелание брать на себя ответственность за результат и возможные ошибки и как итог – полагание на чужие решения.

Страх успеха психоаналитическое понимание

Психоаналитическое и юнгианское понимание страха успеха

Юнг приписывал страх успеха, в том числе в терапии, к естественному свойству психики регрессировать, как бы откатываясь назад в противовес стремлению к личностному росту.

Уоррен Штейнберг считает, что причинами страха успеха являются травмы, получаемые на различных стадиях развития и вызывающие тревоги:

  • Потери любви.
  • Уничтожения.
  • Кастрации.
  • Зависти.

В связи с этим он различает особенности переживания страха успеха у различных типов личностей.

Страх успеха и пограничные личности

Психика ребенка всегда обожествляет материнский образ и проецирует на него архетип Великой Матери. При этом проецируются как положительные аспекты, так и пожирающие, негативные. В норме психика соединяет оба полюса и возникает осознание, что мама не была такой уж ужасной, но и не была идеальной.

Внутри сознания у пограничного пациента не происходит такого объединения, образ реальной матери остается наполненным архетипическими проекциями.  Это связано с тем, что в процессе индивидуации и сепарации ребенка примерно с шести месяцев ребенок не смог сформировать устойчивый образ постоянного ухаживающего объекта. Например, мама была эмоционально недоступна , отвергала ребенка в ответ на проявления независимости ли реагировала любовью только на его выраженные цепляния, соответственно сепарация означала для ребенка потерю ее внимания и любви. Ребенок тогда усваивает, что инициатива и независимость означает утрату материнской любви, а слабость и цепляние будут вознаграждены.

Во взрослом возрасте такие люди часто страдают от депрессии, чувства отвержения. Чтобы защититься от этих чувств они могут бросать начатое. Им часто кажется, что в случае успеха их бросят друзья, партнеры, также такие клиенты могут бессознательно затягивать работу с психологом из-за высокого уровня сепарационной тревоги.

Страх успеха у нарциссических личностей

В норме естественное чувство грандиозности ребенка постепенно трансформируется в зрелую целеустремленность, радость от своих достижений. Если же мать не отзеркаливает, т.е. эмоционально не подтверждает проявления индивидуальности ребенка, часто бессознательно присваивая себе его достижения и рассматривая его как свое продолжение и нарциссическое расширение, то грандиозность остается в базовой, детской форме. С одной стороны люди с выраженным нарциссическим характером могут быть невероятно успешны и блистательно, с другой – малейшее поражение и отсутствие восхищения извне вызывает у них сильнейший страх поражения.

В других случаях нарциссические личности настолько опасаются не сделать все идеально и не достичь грандиознейшего успеха, что отказываются от любой по-настоящему привлекательной для них деятельности. Поскольку с детства они испытывали бессознательное давление материнской зависти, они проецируют это чувство на окружающих, им кажется, что все им завидуют или будут завидовать в случае победы. Также они могут сами идентифицироваться с завистливым родителем и испытывать настоящую душевную боль при виде чужих успехов.

Страх успеха у депрессивных личностей

Депрессивный характер формируется у детей, которые познали родительскую заботу, на также пережили разлуку, раннюю сепарацию или другую временную или тотальную потерю объекта любви, в результате чего бессознательно уверовали в собственную «плохость» и вину за случившееся.

Успешное поведение для них ассоциируется с силой и независимостью, а значит – со страхом потери любви. Депрессивные личности склонны к зависимому поведению в отношениях с партнерами, они часто боятся вызвать недовольство мужа карьерными успехами, буквально разрушают свою профессиональную жизни – лишь бы сохранить отношения.

Они пропитаны иррациональным чувством вины и верят в то, что не достойны радости и счастливых событий. Из-за угрозы потери в детстве такие люди часто ориентированы на других, пытаются угадывать их потребности, забывая о своих интересах. Личности с депрессивным характером также склонны проецировать на партнеров отвергающие родительские образы, в результате часто ведут себя очень  тревожно, требуя заботы и внимания.

Страх успеха и эдипальная драма

В дополнении к страхам успеха, которые формируются на более ранних этапах сепарации-индивидуации-постоянства объекта, возможно зарождение тревоги кастрации в более позднем возрасте, с 3 до 7 лет.

В этот период дети испытывают фантазийный страх, опасаясь мести со стороны родителя своего пола, они завидуют половым признакам, красоте и совершенству тела взрослого родителя. В то же время ребенок испытывает влечение к родителю противоположного пола, желание обладать им, устранив всех возможных соперников (братьев-сестер, а также супруга).

Поэтому успех бессознательно начинает ассоциироваться с мщением, преследованием со стороны более мощной карающей фигуры, также они испытывают мучительную вину, поскольку успех означает одновременно и предательство родителя своего пола, к которому ребенок испытывает не только зависть, но и любовь. Чтобы разрешить этот конфликт эдипальный пациент будет избегать конкуренции с другими успешными людьми, на которые он  бессознательно проецирует родительские образы. Одновременно он может вступать в сложные и запутанные, часто бессмысленные конфликтные соревнования ради конкуренции – с целью наконец-таки одержать эдипальную победу, которая бессознательно сопровождается тревогой и виной.

 



Просмотров: 421
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Почему люди не могут добиться успеха
  • Ошибка родителя ценой успеха ребенка.
  • Все будет хорошо или страх успеха
  • Cтрах своего страха успеха
  • Успешность и отношения с родителями. Страх успеха
  • Страх успеха
  • Страх успеха
  • Страх успеха
  • Страх успеха
  • Страх успеха
  • «Елка успеха» — мощная техника привлечения успеха в вашу жизнь в 2013 году
  • Страх успеха. Как лечить?
  • Страх успеха и кто его боится
  • Страх неудачи и страх… успеха?
  • Страх успеха и сокровища, им сторожимые
  • Как принципы успеха могут добавить токсичности во взаимоотношениях
  • Страх Успеха или Как жить большой игрой!
  • Страх публичных выступлений: допинг или ингибитор успеха?
  • "Не достигай успеха", - послание, которое мешает достичь успеха
  • ...Я пытаюсь вынырнуть и получаю веслом по голове... Страх успеха.
  • 6 слагаемых успеха ребенка
  • Доверие ребенка - секрет успеха
  • Мини тест на возможное присутствие у вас страха успеха.
  • Самопринятие, как основа Успеха и Любви
  • Отношения с другими людьми - одна из составляющих вашего успеха
  • 5 родительских установок, которые мешают детям добиться успеха.
  • Почему практически все, кто учат, как достичь успеха – учатся, как его достичь?
  • Почему практически все, кто учат, как достичь успеха – учатся, как его достичь!
  • Ищем выход. Для тех, кто отважился пройти Мини тест: 13 вопросов на возможное присутствие у вас страха успеха.
  • Три стратегии достижения успеха в любой сфере



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь