Зоны умолчания и слепые пятна в общении.

Практически любая деятельность человека так или иначе связана с общением. Мы вступаем во взаимодействие с самым разными людьми много раз в течение дня, как с самыми близкими: мужем, женой, детьми, друзьями, партнерами по работе, так и с малознакомыми, иногда мы видим их первый и последний раз: официанты в кафе, знакомые по отдыху, попутчики в транспорте и тд, тп. 

У любого взаимодействия есть цель. И чем более формальное общение, тем легче эта цель осознается и проговаривается. Например в кафе мы просто проговариваем заказ и нам приносят еду. В большинстве случаев такое взаимодействие проходит успешно, и обе стороны остаются довольны.  

Но чем ближе нам наш партнёр по общению, тем больше возникает сложностей с тем чтобы осознать и озвучить свою цель общения. Этому может способствовать множество разных факторов. Например то, что цель может быть не одна, а несколько, так же цели общения могут не совпадать, а еще настоящие мотивы общения могут не осознаваться партнерами. Также в близкие отношения зачастую вмешиваются наши социальные и родовые программы, заложенные воспитанием, социальными нормами. Человеку сложно признаться в своих желаниях не только партнеру, но и себе. И если желания не осознаются и не проговариваются, сложнее понять, подходит ли этот конкретный человек под исполнение данного желания. А ожидания, неважно, осознаные они или нет, остаются. И если большая часть потребностей, за удовлетворением которых мы обращаемся к человеку, остаётся неудовлетворенной, в общении нарастает напряжение, раздражение, после завершения контакта может остаться чувство недовольства.

Если чувство недовольства возникает постоянно или довольно часто, это повод разобраться в своих ожиданиях от общения с этим человеком. 

Основной проблемой близкого общения можно назвать два явления, которые я называю слепые пятна и зоны умолчания. 

Слепые пятна - это те наши потребности от общения, которые нами не осознаются и те потребности партнера, о которых мы не знаем.  

 Зоны умолчания - это те наши потребности или потребности нашего партнёра по общению, о которых мы знаем, но не говорим о них прямо. 

Сейчас приведу примеры. У одного моего клиента были устраивающие его отношения с женой, они прожили вместе больше пяти лет. Все было хорошо, пока не родился ребёнок. Сразу скажу, ребёнок был желанным и долгожданным для этой семьи. Но почему-то после рождения ребенка, моего клиента начала сильно раздражать собственная жена, хотя поводов, как казалось, для раздражения не было. Именно из-за этих вспышек раздражения клиент и обратился ко мне. Причина всплыла не сразу, но оказалось, что у моего клиента была сильная потребность в разговорах и общении со своей женой, в частности потребность рассказать о своих делах на работе, о своих проектах, поделиться своими успехами, получить поддержку. До рождения ребёнка жена разделяла его интересы. А теперь в разговор в любой момент мог вмешаться ребёнок, и жена тут же переключала внимание на ребёнка, часто не дослушав то что говорил муж, начинала общаться с ребёнком. Эта потребность быть услышаным не осознавалась, потому что в голове у моего клиента была установка, что жить надо только ради детей, на детей злиться нельзя. И тем более мысль, что можно ревновать жену к ребёнку казалась ему абсурдной и извращенной. Но тем не менее потребность присутствовала.  Просто клиент сам не осознавал свою ее, заглушая  чувством долга. А раздражение на жену и ребёнка копилось и выливалось внезапно и в совершенно неожиданных ситуациях. Это и есть слепое пятно в отношениях. То самое, когда клиент не осознает некоторых своих собственных желаний.

Есть слепое пятно, когда мы просто не знаем о потребности партнера, либо партнёр не знает о нашей потребности. 

Например, в одной семье сложилась очень милая традиция. С каждой зарплаты муж приносил жене красивый букет роз. Жена благодарила, но чувствовала при этом большую неловкость и раздражение на мужа, которое никак не показывала. Началось все с первого букета. До этого муж не дарил ей цветов, у них была сложная финансовая ситуация. И как-то постеснялась сказать, что она терпеть не может запах роз, потому что боялась обидеть мужа, сделавшего такой красивый подарок впервые за долгое время. Мужу понравилась реакция жены, и он стал приносить ей цветы каждый раз когда получал зарплату. Жене был приятен сам факт подарка, то, что букет дорогой и красивый, она даже выкладывала свои букеты в социальных сетях. Но раздражение нарастало. Она сама прекрасно знала что не любит розы. Но муж не этого не мог знать, потому что ему никто об этом не говорил, и постоянно дарил только розы, потому что хотел сделать приятно жене. Через какое-то время жена всё-таки призналась мужу в том, что не любит розы. Она ожидала, что муж обидится. Но он прекрасно понял в чем дело и  на следующий день просто принёс сирень. 

Если слепые пятна возникают чаще просто из-за того что по какой-то причине сложно осознать или заявить о своей потребности, то зоны умолчания уже могут говорить о манипуляции вами или вашим партнёром. Но не во всех случаях.

Зона умолчания это когда один или оба партнёра прекрасно знают, что хотели бы получить в результате взаимодействия, но кто-то один или оба предпочитают не говорить об этом. 

При найме на работу часто кандидаты на должность говорят не о тех качествах, которые действительно могут предложить, а о тех, которые по мнению кандидата должны быть востребованы именно в этой компании в надежде получить желаемую должность.

В стартапах бывают зоны умолчания, когда бизнес партнёры начинают работать вместе, даже предварительно не договорившись о своих ролях и о том, какую долю прибыли должен получить каждый участник, хотя каждый имеет своё собственное мнение по этому вопросу. 

В личных отношениях это когда партнёры намеренно скрывают свои истинные мотивы в отношениях чтобы понравиться партнеру. Здесь речь идёт не о флирте и каких-то простых ритуалах, которые позволяют людям с наименьшими затратами добиться желаемой обоими цели, а именно о серьёзной разнице в целях, о которой известно одному или обоим, но о которой предпочитают забыть.

На самом деле и слепые пятна и зоны умолчания в нашем общении встречаются очень часто. Это когда какие-то потребности общения замалчиваются иногда только от партнёра а иногда и от самого себя. 

И если от общения или от работы вы не получаете должного удовлетворения, если постоянно есть недовольство своим партнёром по сексу или работе, то можно задать себе такие вопросы: осознают ли я потребность, которая стоит за этим недовольством? 

Если осознаю, что мешает мне прямо сказать об этом?

Понимаю ли я, что хочет от меня партнёр?

 Если не понимаю, что мне мешает спросить об этом?

 

Даже если Вы просто ответите  для себя на эти вопросы, это уже позволит Вам понять, какими способами вы поддерживаете вызывающую у вас недовольство ситуацию, ии, взвесив все за и против, что-то, по- возможности, изменить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Просмотров: 412
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • «Слепые пятна» или вопросы, которые мы не замечаем". Осмысление опыта консультирования ЛГБТ
  • Удовольствие от общения с другим возможно, только если сам к себе хорошо относишься.
  • Почему люди не обращаются за помощью к психологам, даже если есть острая потребность?
  • Что будет, если не развить у ребёнка эстетические потребности?
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Иногда, если с вами плохо поступают - это не ваша вина. Иногда, это просто не ваш человек.
  • Почему бывает так сложно брать, даже когда четко осознаешь свою потребность?
  • Что делать, если мужчина все никак не может разобраться в своих чувствах к вам
  • Виды общения, которые не стоит путать, но их часто путают
  • Слепые пятна в терапии
  • Если человек после общения пропал, и остались непереносимые чувства. Что делать.
  • Какой должна быть жена? Муж требует, чтобы все было по его, моего мнения он не воспринимает
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Как быть главным в семье, если жена зарабатывает больше
  • Разница, когда просто встречаешься с женщиной и когда решил, что встречаешься со своей уже будущей женой
  • Отношения и собственные потребности: удовлетворяете ли Вы их или только своего партнера?
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Иногда если очень быстро двигаться к цели – можно ее и снести!
  • Как быть если отношения есть, а секса нет и даже не хочется?
  • Если потребности не удовлетворяются
  • Настоящие хорошие мужчины существуют, просто перестаньте воспринимать их только как своих друзей
  • Если муж не уходит из семьи, хотя об этом уже заявил
  • Базовые потребности: потребность во внимании
  • Как понять потребности своего мужчины, когда вы недавно знакомы?
  • Что делать, если ваши потребности не удовлетворяются?
  • Когда говорят струны (к вопросу понимания общения)…
  • 5 типов родовых травм, которые влияют на нас, даже если мы этого не осознаем
  • Если бы воспитывать детей было просто, как…. управлять парусником
  • Если Вы не научите этим навыкам своих детей.... Или как сэкономить на психологе



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь