"Мое общее представление о психике"

   Общее представление о психике была выбрана мной не случайно и не по заранее заготовленному плану, а исключительно исходя из вывода, который пришел ко мне в процессе изучения общей психологии, как науки и знакомства с учениями древних философов Платона и Аристотеля, а также работ более поздних исследователей.

   Для упрощения чтения и создание методологического строя данной статьи, я решил разбить ее на три части как стандартный реферат: Введение, Глава 1. PSYCHE, Глава 2. LOGOS, Вывод.

Введение

  Итак, начнем по порядку с простого вопроса, на который нет ответа «Что есть душа?», вопрос этот и будет центральной темой, а если хотите ключом к расшифровке всей моей работы. Прежде чем продолжить разберемся с такими вещами как расшифровка некоторых очевидных на наш взгляд понятий:

  • Psyche —душа. (Зинченко В.П., Мищеряков Б.Г. Большой психологический словарь. АСТ-Москва, 2008. С. 268)
  • Logos— учение, наука. (Зинченко В.П., Мищеряков Б.Г. Большой психологический словарь. АСТ-Москва, 2008. С. 268)
  • ДУША (англ. soul; греч. ψυχη; лат. anima).. — в этнологическом отношении. Верование или убеждение, что наша мысль, чувство, воля, жизнь обусловливаются чем-то отличным от нашего тела (хотя и связанным с ним, имеющим в нем свое местопребывание), свойственно, вероятно, всему человечеству, и м. б. констатировано на самых низких ступенях культуры, у самых примитивных народов.(Зинченко В.П., Мищеряков Б.Г. Большой психологический словарь. АСТ-Москва, 2008. С 135)
  • ДУША (АРИСТОТЕЛЬ,384-322 до н. э.) - форма живого органического тела.
  • СОЗНАНИЕ (англ. consciousness) — предельная абстракция и одновременно «вечная» проблема философии, психологии, социологии. Обсуждение проблемы С. в философском ключе— это обсуждение коренных сторон человеческого бытия: богатство и многообразие отношений человека к действительности; способность идеального воспроизведения действительности; знание о мире, включающее представление о роли и месте человека в нем, о «смысле жизни»; освободе человека, его чувстве вины и ответственности; о направленности мирового процесса и т.п. Однако С. не совпадает с осознаваемым содержанием. Конструирование сознания как мира человеческого, как предмета философского исследования. (Зинченко В.П., Мищеряков Б.Г. Большой психологический словарь. АСТ-Москва, 2008. С. 466)
  • ПСИХОЛОГИЯ(от греч. psyche — душа + logos — учение, наука) — наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. (Зинченко В.П., Мищеряков Б.Г. Большой психологический словарь. АСТ-Москва, 2008. С. 268)
  • Питер Хиггс (Peter Ware Higgs) - Британский физик-теоретик родился 29 мая 1929 года в английском городе Ньюкасл-апон-Тайн. Открытие бозона Хиггса признано научным прорывом 2012 года.
    В 2013 году Питер Хиггс совместно с Франсуа Энглером был удостоен Нобелевской премии по физике за "теоретические работы, позволившие объяснить появление массы у элементарных частиц".
  • Бозо́н Хи́ггса(англ. Higgs boson)  — элементарная частица (бозон), квант поля Хиггса, с необходимостью возникающая в стандартной модели физики элементарных частиц вследствие хиггсовского механизма спонтанного нарушения электрослабой симметрии. В рамках этой модели отвечает за инертную массу элементарных частиц. По построению хиггсовский бозон является скалярной частицей, то есть обладает нулевымспином.
  • Бозо́н Хи́ггса (Житейски) – «Положите на стол горсть пенопластовых шариков, они будут изображать элементарные частицы (т.е. мельчайшие неделимые частицы, из которых состоят ядра атомов, из которых, в свою очередь, состоит материя, из которой, в свою очередь, - все вокруг. - ред.), они практически не имеют веса", - объясняет директор Института ядерных исследований РАН Виктор Матвеев. Подуйте - и они разлетятся. Но в реальности элементарные частицы не разлетаются. Значит, что-то их сдерживает, придавая им вес. Далее нальем на стол воды, добавим пенопласта и снова слегка подуем. Мы увидим, что шарики разбегаются очень неохотно. Они будто потяжелели»  - директор Института ядерных исследований РАН Виктор Матвеев, т.е. Бозон Хигса и есть тот элемент, который придает энергии параметр массы, чтобы та стала материей.
  • «Выход души из тела» - Коллектив ученых Института полупроводников Академии наук Литвы под руководством доктора естественных наук Эугенюса Кугиса, провел ряд исследований. Измерения ученого показали, что в момент смерти человек теряет от 3 до 7 грамм веса. Кугис предположил, что это и есть… «вес души, покидающей тело». 
  • ПЛАТОН (Plato, 427-347 до н. э.) — древнегреч. философ-идеалист, ученик Сократа. В учении о душе придерживался идеи бессмертия и переселения душ (см. Метемпсихоз). Для психологии особый интерес представляет разработка П. проблем познания, в частности попытка объяснения существования в мышлении общих понятий, критика в этой связи античного материализма, который не мог объяснить специфику мышления по сравнению с чувственным познанием, а также разработка проблемы морально-этических норм в поведении людей. (Зинченко В.П., Мищеряков Б.Г. Большой психологический словарь. АСТ-Москва, 2008. С. 237)
  • АРИСТОТЕЛЬ (384-322 до н. э.) — величайший древнегреч. философ, впервые давший «функциональное» определение души (душа есть не тело, но и неотделимая от тела сущность: это форма, функции, суть и цель живого тела), автор 1-го специального произведения о душе, в котором он систематизировал имевшиеся в то время взгляды на душу и психические процессы и обосновал свои идеи о 3 «ступенях» души: растительной, животной и разумной (человеческой). (Зинченко В.П., Мищеряков Б.Г. Большой психологический словарь. АСТ-Москва, 2008. С. 21)
  • Структурная декомпозиция – процесс разделения общей цели проектируемой системы на отдельные подцели и задачи. (Новиков А.М.. Методология учебной деятельности. «Эгвес»,2005. С. 176)


И вот когда мы знакомы с далее приводимыми мной понятиями (говорим на одном языке). Предлагаю продолжить уже нашу совместную работу.

Данную работу я разделяю на три главы PSYHE, LOGOS и ВЫВОД, таким образом, стараясь сохранить логическую последовательность для наилучшего понимания читателем. Итак, предлагаю начать.

 ГЛАВА I. PSYCHE

    В этой главе мной будут приведены и проанализированы различные понятия о душе и психике человека, её предполагаемых видах, свойствах и состояниях. И начать следует с учений великого философа древней Греции,  Платона (427-347 до н. э.).

    К огромному сожалению не одной рукописи Платона не дошли до нашего времени по официальной версии все его работы были бесследно утеряны во время пожара Александрийской библиотеки в 273 году н. э. однако, не смотря на это учения Платона о душе, пусть не от первоисточника, но все же дожили до нашего времени через память его учеников.  Основой учения Платона стало видение того, что душа в широком ее понимании, а точнее «Идея» или «Сущность» есть бессмертное и нетленное, и появилась она согласно философии Платона, благодаря тому, что создатель мира повелел богам светил создать смертные существа. Они создали человеческое тело и смертную часть души, а сам он создал бессмертную часть её из того же состава, как и душу вселенной, только количество состава он взял для этого меньше. Согласно учению Платона, человеческая душа состоит из трех частей: одна из этих частей, разумная, помещается в голове; это мыслящий дух; две другие части души неразумны; одна из них благородна, другая неблагородна. Благородная часть – энергия воли; она одарена влечением к благородному и доброму и по своей природе находится в союзе с разумом; она живет в груди. Неблагородная часть души, живущая в желудке, имеет своими качествами чувственные влечения и страсти. Разум преобладает у греков, мужество у северных варваров, а у финикиян и египтян преобладает влечение к корысти.

    Каким образом происходит единство сознания в душе, состоящей из трех частей, Платон не разъясняет. Но ясно говорится у него, что человеческая душа имеет свободную волю и сама решает, как поступать. Таким образом, человек имеет душу, продолжающую существовать по смерти тела, одаренную свободной волей и по собственному решению выбирающую для себя хороший или дурной путь жизни.

   Совсем по-иному, на первый взгляд, рассматривал вопрос души ученик Платона - Аристотель. Он говорил в своем трактате «О душе», что душа есть вечно существующая идея в теле человека и возможно, в животных.  Аристотель признавал, что душа есть не тело человека, но при этом и неотрывная часть тела человека. Оспаривая отвлеченный идеализм Платона, Аристотель, не отказался от его основных начал, а лишь стремился преобразовать его и сделать его более конкретным. Для Платона все основные начала сводились к форме и материи, чисто пассивной, лишь образуемой формою; то же мы находим и у Аристотеля. Здесь – тот же общегреческий дуализм, начало которого заметно уже в пифагорействе. Собственно метафизика Аристотеля в значительной части есть учение об отношении между формой и материей. Но к вопросу об отношении материи и формы Аристотель пытается подойти с другой стороны в своем учении об энергии и потенции. Материя и форма суть основные понятия Аристотелевой философии. Одна и та же вещь может быть в одном отношении форма, в другом – материя, например, медь есть особая форма вещества и вместе материя данной статуи и т. д. Животная душа является формой – по отношению к человеческому телу, которое она организует, и материей – по отношению к высшей способности его разумного духа. Таким образом, у Аристотеля является целая цепь, бесконечное множество посредствующих ступеней между чистой потенцией и чистой деятельностью – чистой формой или Богом, который отрешен от всякой материи. И чем выше поднимаемся мы по этим ступеням, тем чище и совершеннее раскрываются формы.

  Кроме того, Аристотель создает классификацию внешних чувств, которыми согласно его учению являются:

  • Зрительные
  • Обонятельные
  • Осязательные
  • Слуховые
  • Вкусовые

   Очевидно, внешние чувства по Аристотелю совпадают с органами тела человека и животного, однако разъяснение такой классификации достаточно интересно, его мы можем увидеть в приведённой ниже цитате из трактата Аристотеля «О душе»:

«Подобно тому, как если бы естественным телом было какое-нибудь орудие, например, топор, а именно сущностью его было бы бытие топором, и оно было бы его душой. И если ее отделить, то топор уже перестал бы быть топором... Сказанное нужно рассмотреть и в отношении частей тела. Если бы глаз был живым существом, то душой его было бы зрение. Ведь зрение и есть сущность глаза как его форма; с утратой зрения глаз уже не глаз, разве только по имени, так же как глаз из камня или нарисованный. Сказанное же о части тела нужно приложить ко всему живому телу... но живое в возможности — это не то, что лишено души, а то, что ею обладает».

   Однако, помимо собственной философии в Первой книге своего трактата, Аристотель тщательно анализировал различные видения на тему человеческой души у предшествующих ему философов. В этой книге Аристотель приходит к выводу, что душу в различных философских школах представляют как отдельный элемент, число, или идею так или иначе, хоть это было бы  и чрезвычайно интересно, но мы не станем приводить всю книгу рассуждений, а остановимся на цитировании вывода Аристотеля и подведении нашего итога, который и станет нашим спутником до конца этой работы:

«Некоторые говорят, что душа имеет части, и одной частью она мыслит, другой желает. Но что же тогда скрепляет душу, если она по природе имеет части? Во всяком случае не тело. Ибо, думается, скорее наоборот, душа скрепляет тело: ведь когда душа покидает тело, оно распадается и сгнивает. Следовательно, если душу делает единой нечто другое, то это другое скорее всего и было бы душой. Но тогда в свою очередь необходимо возникает вопрос о нем: едино ли оно или состоит из многих частей? Ведь если оно едино, то почему не допустить сразу, что и душа едина? Если же оно имеет части, то опять необходимо доискиваться, что такое то, чтó скрепляет его, и так далее до бесконечности.». 

   Как мы видим из философии Платона и Аристотеля, что душа, по их мнению, не целостна, а имеет как минимум две составляющих «Идея» и «Душа» по Платону, а также «Форма» и «Материя» по Аристотелю. И главный вопрос «Что же собственно скрепляет душу, если она не целостна?». Забегая вперед, скажу, что факт того, что душа однозначно есть, а  в более поздний период развития естественных  наук уже называемая Психика, и она не целостна, и состоит из частей будет присутствовать во многих трудах и работах.

  К примеру, Августин Блаженный (354-430гг.) будет утверждать, что психика не может существовать без сознания и самосознания, но все это принадлежит душе. Леонардо Да Винчи (1452-1519гг.) говорил, что посредник между сознанием, душой и реальность является живопись, при этом четко разделяя сознание и душу.

  Но время не стоит на месте, и понимание предмета психологии изменялось со течением времени, с развитием естественных наук он превратился в сознание.

ГЛАВА II. LOGOS

   Как мы и говорили ранее, с развитием естественных наук предметом психологии стало – Сознание. При этом, к вопросу изучения Сознания были и совершенно иные подходы, так Английский философ-просветитель, врач, педагог, крупный политический деятель Джон Локк (1632-1704гг.)  стал основателем  эмпирической психологии и ассоцианизма в психологии. Целью Локка было исследование происхождения достоверности и объема человеческого познания. Душу человека Локк рассматривает как некоторую пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивает ее с «Чистой доской», на которой ничего не написано, или с «пустой комнатой», в которой ничего нет. Источником знаний является опыт как индивидуальная история жизни индивида. Локк впервые обращается к самым началам «духовной жизни», которые лежат в детстве. Опыт имеет два источника. Первый источник Локк назвал ощущением. Его объектом - являются объекты природы, внешние материальные вещи; органом — внешнее чувство (зрение, слух и т. п.); продуктом — идеи. Вторым источником является - рефлексия, внутреннее восприятие, деятельность нашего ума. Его объектом - являются идеи, приобретенные ранее; органом (или орудием) — деятельности (способности, по терминологии Локка) нашего ума (восприятие, мышление, сомнение, вера, рассуждение, желание и вся многообразная деятельность нашего ума); продуктом — идеи другого рода, которые мы не могли бы получить от внешних вещей. Внутренний опыт дает как знания о внешнем мире, так еще в большей степени о нас самих. С Локка начинается атомистическая элементаристская установка в исследовании содержания сознания: простое первично, сложное вторично и производно от него. В учении о простых и сложных идеях Локк рассматривает важные вопросы познания: соотношение идей и вещей, активность познания.

   Около века спустя в Германии в г. Лейпциг произошло, то, что было закономерно и согласованно с духом того времени, а именно немецкий психолог, физиолог, философ Вильгельм Вундт  (1832-1920) создает лабораторию экспериментальной психологии, и начиная с этого момента, а именно 1879г. различные учения о душе становиться официальной наукой и предметом этой науки является Сознание. 

   Предметом изучения Вундта, как мы уже сказали, было сознание. Если же говорить об этом более пространно, то следует отметить, что в системе ученого нашли отражение все теории эмпирицизма и ассоциационизма, получившие развитие в XIX веке. Вундт считал, что сознание - явление сложносоставное, и для его изучения лучше всего подходит метод анализа или редукционизма. Он писал: «Первым шагом в изучении какого-либо явления должно быть полное описание... его составляющих элементов».

   На этом, однако, сходство между эмпирицистами, ассоцианистами и Вундтом заканчивается. Вундт был не согласен с идеей статичности элементов сознания - так называемых атомов мозга - которые пассивно, в результате некоего механического процесса, соединяются друг с другом. Он считал, что сознание играет гораздо более активную роль в организации собственной структуры. А значит, изучение только составляющих, только содержания сознания или его структуры - лишь начало в понимании психологических процессов.

   Поскольку главное внимание Вундт сосредоточил на способности мозга к самоорганизации, он назвал свою систему волюнтаризм. Другими словами, волюнтаризм объясняет то, как сила воли делает мышление высокоорганизованным. Вундт делал упор не на самих элементах, как английские эмпирицисты и ассоцианисты (а позднее и Титченер), а на процессе их активной организации или синтеза. Но не следует забывать: хотя Вундт придавал важное значение способности мыслящего разума к активному высокоуровневому синтезу своих составных элементов, тем не менее, в основе его теории лежали именно элементы сознания. Без этих элементов разуму нечего было бы организовывать.

   И снова мы встречаем теорию, по которой Сознание (Душа), не однородно, и что Сознание состоит из нескольких элементов, высокая организация которых и дает само Сознание, однако все еще остается не до конца ясным посредством чего именно  происходит организация этих элементов?

   В поисках ответа на этот вопрос продолжим изучение становления предмета науки о психике, обращаясь к еще более поздним исследователям, на этот раз уже отечественным, чей вклад в Психологическую науку без сомнений велик и не измерим, как и не измерима наша гордость за одну только причастность к ним по праву рождения.

   Выготский Лев Семенович 1896 -193) - советский психолог, разработал культурно-историческую теорию в психологии. В поисках методов объективного изучения сложных форм психической деятельности и поведения личности Выготский подверг критическому анализу ряд философских и большинство современных ему психологических концепций, показывая бесплодность попыток объяснить поведение человека, сводя высшие формы поведения к низшим элементам. В своей книге «История развития высших психических функций» (1930-31, опубликованной 1960) дано развёрнутое изложение культурно-исторической теории развития психики. По Выготскому, необходимо различать два плана поведения - натуральный (результат биологической эволюции животного мира) и культурный (результат исторического развития общества), слитые в развитии психики. Суть культурного поведения - в его опосредованности орудиями и знаками, причём первые направлены «во вне», на преобразование действительности, а вторые «во внутрь» сначала на преобразование других людей затем - на управление собственным поведением.

   Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979) - выдающийся советский психолог, действительный член АПН РСФСР, доктор педагогических наук, профессор. Разрабатывал совместно с Л. С. Выготским и А. Р. Лурия культурно-историческую теорию, провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций (произвольное внимание, память) как процесс "вращивания", интериоризации внешних форм орудийно опосредованных действий во внутренние психические процессы. Экспериментальные и теоретические работы посвящены проблемам развития психики, проблемам инженерной психологии, а также психологии восприятия, мышления и др. Выдвинул общепсихологическую теорию деятельности — новое направление в психологической науке. На основе предложенной Леонтьевым схемы структуры деятельности изучался широкий круг психических функций (восприятие, мышление, память, внимание).

   Кроме того нельзя обойти вниманием и западных авторов которые также в то время не стояли на месте совершенствуя и обогащая Психологическую науку к ним относятся Карл Род­жерс (1902-1987), Абрахам Маслоу (1908-1970) (предмет - особен­ности личности). Гуманистическая психология - направление, в котором личность рассматривается как высшее существо, ставящее перед собой цель самосовершенствования и стремящееся к ее достижению.

   Думаю, что теперь мы имеем достаточное количество данных и приведенных теорий для перехода к тому самому выводу, который и пришел ко мне при изучении вышеуказанных материалов. Возможно, вы и сами уже догадались к чему я вас привел, однако эти догадки нам необходимо структурировать и обозначить в единый ВЫВОД.

ВЫВОД

   Проанализировав все приведенные данные, возьму на себя смелость предложить нам на время стать квантовыми физиками и рассмотреть душу с точки зрения естественных и точных наук. Вначале создадим условия задачи. И постараемся провести доказательства нашей теории.

Условия задачи:

Душа (Сознание, Психика) по различным теориям, есть не целостная субстанция, состоящая из энергии и материи, а также имеющая непосредственное сообщение с телом человека.

Задача:

   Найти взаимосвязи между составными частями  Души (Сознания, Психики), обосновать эти связи с помощью физических явлений.

Дано:

  • Душа не целостна
  • Душа состоит из:

- Элементов (Физических)

- Числа (Математически измеряема)

- Энергии (Идея, Дух, Сущность)

- Материи (Собственно Душа как движитель и движимое)

Решение:

    Для обозначения связей от частного малого к большому целому применим метод структурной декомпозиции (рис. 1):

Мое общее представление о психике

    Как мы наглядно видим из приведенного нам изображения иерархической структуры души (сознания, психики) переход от состояния Энергии в состояние Материи возможен через процесс образования некоего Элемента измеряемого определенным параметром (Числом).

   Для обоснования нашей теории обратимся за помощью к физике элементарных частиц и работе выдающегося Британского физика-теоретика Питера Хиггса. Согласно теории Хиггса переход Энергии в Материю сопровождается появлением массы (Число) вещества (Элемент) и возможен при помощи частицы, которая названа в честь ее открывателя Бозон Хиггса, а как было приведено выше в ВВЕДЕНИИ душа человека имеет вес (см. ВВЕДЕНИЕ. Обозначения и понятия. п.10). А стало быть, Бозон Хиггса в нашей модели, есть то самое связующее между различными частыми Души, тот самый необходимый фактор, который описан философами как переход идеи в движущее, связь психики, сознания и тела. При этом один из самых поразительных выводов следующий из нашей теории и ее доказательства, человек есть уже сконструированный, высокоточный и совершенный механизм преобразования Энергии в Материю, который необходимо подвергнуть тщательному изучению со стороны как гуманитарных, так и естественных наук и тогда человечество найдет ответы, на тайны, скрывающие в себе секреты мироздания и главный вопрос моей работы «Что есть душа?».



Просмотров: 298
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • ...переселять людей целиком в чужие тела... Душа есть вне тела?
  • Женский оргазм и мужчина. Секреты оргазма в паре. Единение на всех уровнях: тело, душа, сознание, судьба
  • Проблема системной триады (дух-душа-тело) в физической культуре и психологии.
  • Обижаясь, что не полюбили нашу душу, важно задуматься, а было ли душе человека комфортно с нами.
  • Когда душа говорит с нами на языке тела
  • Психолог: «Душа передает свою боль через тело»
  • Символы в нашей жизни. Душа&Тело.
  • У мужчины тоже есть душа.
  • А у вашей школы есть душа?
  • И жили они душа в душу — то он ей в душу, то она ему в душу…
  • Душа болеющего тела
  • Инь-Ян — модель психики. О духовности. Душа или психика.
  • Душа в Боге или Бог в душе.
  • Когда душа человека переполнена обидой
  • Душа человека.
  • Душа человека это...
  • Душа человека.
  • Душа звучит через тембр нашего голоса
  • И это все о нем… Интенсив «Искусство быть с Другим: тело, разум, душа - 2016»
  • Наша душа берет наше тело в аренду, сроком на одну жизнь
  • Душа учится любить любого человека. Без условий
  • «…И лишь душа в бою решает дело»: о внутреннем стержне и способности к преодолению
  • Psyche (Социальная Душа, личность, волевой интеллект).
  • Душа и тело. Путь к гармонии.
  • Тело и душа
  • Душа и Тело.
  • Тело и Душа
  • Душа и тело.
  • Дух, душа, тело
  • Что делать, если у близкого человека есть признаки расстройства психики



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь