|
«Пустота» — основа для создания новой реальности. Часть 2. Внешняя пустота.Автор статьи: Латыпов Марат Нашатович
Внешняя пустота — вакуум Жизни. Хотя понятно, что на самом деле нет никакого вакуума; невидимые связи, логика жизни, вопросы и ответы на вопросы — все есть в пустоте. Делаем мысленно шаг назад, перестаем понимать что-либо — просто созерцаем. Тишина! Внимание! Пауза! Фраза «Все может быть» как сущностная ваша позиция. Для выработки умения «создавать тишину» вам придется потрудиться. На первый взгляд, ничего сложного. Помните, как там у Карлоса Кастанеды в «В сказках о силе», когда Дон Хуан попросил своего ученика записывать, не концентрируя внимания на процессе, или смотреть, ни на чем не фиксируя взгляд?! Наша излишняя сосредоточенность на людях, окружающих предметах, «приземленных» вещах является сдерживающим механизмом, не позволяющим «видеть» невидимое. Как, например, вы сможете увидеть логику жизни, потрогать причинно-следственные связи или разорвать звенья цепи? Никак. Но это совсем не значит, что их не существует. Поэтому, используя термин «внешняя пустота», мы предполагаем наличие невидимых связей и цепей. Получается парадокс: отключаясь от внешних раздражителей и переставая «поощрять» их вниманием, мы «видим» все в объеме, или, проще говоря, в другом формате, попадая в совершенно иное восприятие мира, где «невидимые» вещи становятся очевидными. Читая художественное произведение популярного писателя-фантаста, мы погружаемся в реальность сюжета и настоящих героев. И какое-то время наше воображение смешивает реальность и фантастику в единое целое — мы способны находиться в «фантастическом мире». Или, просматривая фильмы голливудских режиссеров Стивена Спилберга и Джорджа Лукаса, мы можем погрузиться в реальность тех событий, в то время как киносценарист на другом конце планеты, запершись в маленькой комнате и отказавшись от мыслей, чувств и действий одновременно, «строчит» последнюю серию шедевра искусства. Внешняя пустота уже с давних пор хорошо знакома писателям, музыкантам и художникам. И, думаете, психологов, физиков, механиков и даже столяров нет в этом списке? Внешняя пустота для всех одинакова, просто у каждого человека формируется к ней свое отношение, что сказывается на результате «творческой» деятельности. «Считывать» информацию из внешней пустоты, принимать и распознавать ее — не то же самое, нежели привязывать себя к багажу годами накопленных проблем.
Упражнение «А что это?»
Итак, друг мой, все, что мы видим и воспринимаем, — иллюзия. Это всего лишь проекция нашего сознания, всего лишь наименование тех или иных предметов и событий: десятиэтажный дом, пробки на дорогах, аварийная ситуация на МКАД. Таким же образом мы оцениваем людей и вешаем ярлыки, не видя и не понимая их, — любые наши описания являются только описаниями, не более того, они далеки от реальности. Внешнее восприятие без фиксации на названиях позволяет на глубинном уровне «увидеть» или «услышать» вещи, скрывающиеся за реальными названиями и простыми словами. Рассматривая картину художника в галерее, мы ведь не концентрируем внимание на деталях, красках, позолоченной рамке полотна, если читатель наш обычный зритель, а не эксперт или искусствовед. Когда мы стоим рядом с произведением искусства и глядим на него отстраненно, из «ниоткуда» к нам приходит понимание замысла творца, тогда-то мы «видим» картину целиком. Выражение внутреннего мира художника не сильно отличается от выражения внутреннего мира вашего клиента, отличие только в том, что первый несет свой замысел широкой общественности, а второй — лично вам. Видеть картину целиком очень важно во взаимодействии психолога и клиента, а без внешней пустоты мы лишь утонем в собственных оценочных мнениях и суждениях — находитесь снаружи, а не внутри. Не нужно кому-то навязывать свое понимание, гораздо лучше и эффективнее «понимание» внешней пустоты, в которой содержится бесконечное число вариантов и решений. Поэтому рассматривать разрез глаз, форму носа или цвет волос клиента, разбирать поведенческий фактор и копаться в мотивах его поведения — это то же, что любоваться портретом Моны Лизы в Лувре или наблюдать за игрой актеров на широком экране, ибо рассматривать и разбирать — не одно и то же, нежели Созерцать. Созерцать — слово ключевое и предопределяющее ваш Результат!
Пример. Отвлечемся от искусства и погрузимся на время в бытовые реалии, а именно, в наиболее распространенную проблему «удушающей» любви матери к ребенку, когда родитель думает не о своем чаде, а прежде всего о самом себе. В картине мира матери стандартный набор: безопасность, внимание, забота, любовь и т.д., все то, что составляет ее комфортное состояние. Образно говоря, ребенок еще не успел родиться, а у нее наготове целая инструкция по тому, как его вырастить. В этот момент мама видит не ребенка, а лишь набор правил. Переставая «замечать» ребенка, ослабляя хватку, она наблюдает за всесторонним развитием родного чада, растущего самостоятельно. При созерцании пред нею открываются такие аспекты личности ребенка, которые по-настоящему ценны и важны. Эти ценности и определяют характер родственной связи — сын или дочь чувствуют на глубинном уровне, что их понимают. Подведем итоги. Не зацикливаясь на проблемах, словах, жестах, мимике лица клиента, вы лучше принимаете, слышите, чувствуете его. Выбросьте из головы все свои инструкции и стандартный набор правил — просто Созерцайте и наслаждайтесь процессом, который вознаградит вас неоценимым результатом! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|