Совершенно недавно на работу шлось, именно шлось – легко и непринужденно с ожиданием участия в творческом процессе, жизни коллектива и в его развитии, общения с детьми и коллегами. На работе даже было какое-то глубокое внутреннее ощущение причастности ко всему, что происходит вокруг, было важна каждая мелочь. Хотелось участвовать в разнообразных конкурсах, двигать проект, поддерживать и помогать, а главное, преодолевая трудности, идти вперед. Ведь рядом – плечо, рядом своя стая, своя команда, для которой ВСЕ реально.
Но что-то произошло, это «что-то» так больно ударило душу, что захотелось уйти в свою берлогу и просто делать свою работу. Уйти в «маргиналы», в молчаливый и тихий протест. Просто хорошо делать свою работу и все. Так продолжалось полгода, до одного предновогоднего телефонного звонка.
Звонка от человека, который создал и реализовал массу крутых проектов, от человека, которого одновременно боюсь и безумно уважаю, с которым сталкивалась только при министерских проверках.
Всего одной фразой мне напомнили, как я раньше защищала свое учреждение, когда стоял вопрос о его закрытии, как я двигала идеи, как создавала проекты. Как важен мой сегодняшний проект. На который я, честно говоря, после пары оплеух решила просто забить… и не важно, что это грантовый проект и неважно, что миллион с копейками я добивалась 2 год и добилась, так было все неважно…
После телефонного разговора мне стало очень стыдно, что я сдалась, я не стала бороться с крушением построенного мирка, хотя изредка все же пыталась – напоминать, говорить, обсуждать.
Почему я спряталась? Потому что почувствовала,
что нужны «верные, а не умные»,
нужны «удобные, а не фанатики»,
нужны «исполнители, а не инициаторы».
Но, мне так хотелось бы, чтобы руководство поняло (и не набивало шишки, набитые уже мной):
1. Невозможно заставить людей меняться, они могут просто притворяться, играть по правилам, но спустя рукава.
2. Людям важно чтобы их слушали и слышали, они хотят быть участниками процесса принятия решений.
3. Людям нужна поддержка вышестоящего руководства: улыбка принятия, похвала, отметка о хорошей идеи, поддержка в начинаниях и др, а не только порицание и подгонка под нормативы.
4. Некоторые работники перерастают свои должности или функции .Это стоит вовремя заметить.
5. Людям важно видеть цели и перспективы их деятельности, вносить собственные смыслы в работу.
6. С людьми надо говорить, получать обратную связь - очень важно. У каждого есть свой взгляд на проблему и свой опыт. И взгляд работника, и его опыт может быть полезен.
7. Правила можно нарушать, если специалист важен – его надо удерживать, а не кидаться фразами «кому не нравится – пусть увольняется» .
8. Правила нужно нарушать, если в них нет логики (работник нужен в вечернее время, но по должностной инструкции он работает с 8 - 00 – 16- 00), это мешает развитию организации, команды. И как следствие пункт 9.
9. Нужно идти на компромиссы ради развития и движения вперед. Надо уметь быть дипломатом.
10. Если работник не участвует в обсуждении и планировании дела, проекта, мероприятия – в работе он будет безынициативен и инертен. Спущенное сверху никогда не станет личным выбором.
11. Надо поощрять творческую инициативу, не просто: «Делайте!», а всеми возможными средствами – материально, морально, публично).
12. Не стоит бояться признавать свою неправоту и спрашивать совета у коллектива. У людей есть разные сильные стороны и бесценный опыт.
13. Некоторым людям надо просто не мешать работать.
14. Оценивать, в том числе и премировать людей, надо по делу и вкладу, а не по должности или стимулирующей сетке.
15. Практически всегда можно просто попросить, а не кричать и угрожать. На просьбу работник открыт, а угрозы – рождают неприятие и ненависть.
16. Нет - информационному вакууму, работники должны знать, а не догадываться или домысливать.
Я не специалист в области управления коллективом и командообразования, но за плечами 7 лет на руководящей должности. Где я училась, делала глупые ошибки, получала по лбу, меня ненавидели (скрыто и в глаза). Я боялась – поэтому была категоричным и жестким руководителем. Только после трех лет службы – пришло осознание, что можно вести диалог, что можно заражать идеей, что контролировать можно мягко, но эффективно, обсуждать недоработки за закрытыми дверьми, хвалить на планерках и помнить дни рождения. Я била шишки и училась.
И пока писала этот пост, поняла, а ведь наше руководство совсем молодое, наверное, и года еще не прошло. А я эгоистично ушла в тень, обиделась на эмоциональные взрывы руководителя, не поняв сразу, что за ним прятались страх, фрустрация, эмоциональное истощение. Мне следовало найти подход, чтобы поддержать и при этом не заставить руководителя себя чувствовать некомфортно, а я и не пыталась.
Теперь надо возвращаться к началу, собирать камни.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.