Происхождение агрессивности

Происхождение агрессивности

 впервые статья была опубликована на моем сайте  http://ty-est.dp.ua/index.php

Происхождение агрессивности

Тема агрессивности и агрессии считается довольно актуальной как в западной психологии, так и в нашем постсоветском пространстве. В западной концепции можно выделить три основных теории, объясняющие агрессивность. Агрессивность как врожденное, инстинктивное свойство личности (психоаналитическая теория). Агрессивность, как поведенческая реакция на фрустрацию. И агрессивность – как социальный фактор, формирующийся в процессе научения (бихевиоральная теория). К сожалению, в нашей отечественной психологии научных публикаций на данную тему единицы, хотя  отмечается значительный рост агрессивности как среди детей и подростков, так и среди взрослых лиц. В постсоветском пространстве агрессия признавалась только как деструктивное, негативное качество личности, социально порицаемое. В настоящее время принято считать агрессию неотъемлемой составляющей любой личности (с разной степенью интенсивности она присутствует в каждой здоровой личности). Можно считать, что в социально приемлемой форме агрессия помогает индивиду достигать своих целей, развиваться, быть успешным в социуме.

В данной статье я хочу познакомить читателя с основными, наиболее распространенными теориями формирования агрессивности, агрессии.

Навигация по статье

- Теория влечений З.Фрейда

- Психогидравлическая модель К.Лоренца

 - Биологическая и социальная стороны агрессии по А.Адлеру

- Фрустрационная теория Дж. Долларда

- Причины фрустрации по С.Розейнцвейгу

- Бихевиоральная модель агрессивности

 

По теории влечений З.Фрейда индивидуумом «правят» две силы: либидо - сексуальная энергия - позитивная, жизнеутверждающая, создающая и энергия инстинкта смерти - разрушающая, деструктивная.

Формирование агрессивности связано с так называемой фиксацией на определенных стадиях развития личности. Фиксация на оральной стадии приводит к вербальной агрессии, которая проявляется в виде сплетен, сарказма, мата. Фиксация на анальной стадии, проявляется в виде гневливости, упрямства, мстительности.  (Подробнее о стадиях развития личности в психоаналитической теории З.Фрейда в одноименной статье).

Развивая данную теорию К.Лоренц, утверждал, что агрессивность – инстинкт, заложенный в процессе эволюции и способствующий выживанию и адаптации индивида. В настоящее время, при стремительном развитии научно-технического прогресса, тормозные механизмы психики не успевают формироваться, что приводит к накоплению внутреннего напряжения, которое может сработать по принципу выпускания пара из паровозного котла в виде вспышки неконтролируемого поведения (психогидравлическая модель).  

Считается, что конкуренция, спортивные соревнования

являются социально приемлемыми формами выражения агрессии.

Многие современные психологи считают агрессию – силой, энергией, которая позволяет индивиду преодолевать препятствия на пути достижения своей цели, а так же выражать любовь и ненависть к себе и окружающим. Рассматриваются две стороны агрессии – биологическая и социальная. В психоаналитической теории, согласно  А.Адлеру, агрессия является неотъемлемым универсальным свойством живой материи. В биологическом аспекте агрессия  проявляется в социуме в стремлении к первенству, превосходству, борьбе за победу. Более того, всякая ответная реакция на принуждение является естественной для индивидуума  и рассматривается, как здоровое желание ощущать себя субъектом, а не объектом в отношениях. «Однако эти базовые влечения становятся аутентичными только в контексте правильно понятого социального интереса». К социальным факторам можно отнести ритуалы, обряды и другие формы социальной активности. Другой психоаналитик Э.Фромм выделял доброкачественную агрессию, возникающую как оборонительная реакция при ощущении угрозы и «стухающую» при уменьшении опасности. И деструктивную, «злокачественную» агрессию, называемую жестокостью, определяющуюся  психологическими и социальными факторам,  и свойственную только человеку.   

В фрустрационной теории агрессивное поведение рассматривается не как эволюционный процесс, а как реакция на препятствие. Основоположником этой теории считается Дж. Доллард. Согласно его теории агрессия – это не инстинктивная, а осознанная реакция на препятствие на пути достижения эмоционального равновесия и удовлетворения потребностей. Данная теория утверждает, что фрустрация вызывает агрессию, и агрессия всегда является следствием фрустрации.

«Рассматриваемая теория базируется на четырех основных понятиях: агрессия, фрустрация, торможение и замещение.

Агрессия понимается как намерение навредить другому своим действием, как " акт, целенаправленной реакцией которого является нанесение вреда организму".

Фрустрация возникает, когда появляется помеха осуществлению условной реакции. Причем величина фрустрации зависит от силы мотивации к выполнению желаемого действия, значительности препятствия к достижению цели и количества целенаправленных действий (попыток), после которых наступает фрустрация. Как, например, родитель–аккуратист и педант приучает своего маленького ребенка поддерживать порядок в детской комнате. Как правило, это ни к чему, кроме появления состояния фрустрации и агрессивных реакций у родителя, не приводит, и на голову ребенка, как из "рога изобилия", сыплются саркастические замечания, обвинения, выговоры и наказания.

Торможение – это тенденция ограничить или свернуть действия из–за ожидаемых отрицательных последствий . В частности установлено, что торможение любого акта агрессии прямо пропорционально силе ожидаемого наказания. Вероятно, поэтому родители, практикующие наказания своих детей за плохие отметки в школе, почти всегда по внешней активности и настроению ребенка безошибочно определяют какую отметку он получил в школе: ребенок приходит домой с чувством вины и стремится уединиться.

Кроме того, торможение прямых актов агрессии почти всегда является дополнительной фрустрацией, которая вызывает агрессию против человека, воспринимаемого виновником этого торможения и усиливающая побуждение к другим формам агрессии. Так, например, ребенок, которому мать не разрешает драться или баловаться, начинает оскорблять ее ("Ты плохая!") и упрекать в нелюбви ("Ты меня не любишь!").

Замещение – это стремление участвовать в агрессивных действиях, направленных против какого–либо другого лица, а не истинного источника фрустрации. Ребенок, который не может наказать или "отшлепать" провинившегося старшего брата, со злостью рвет его коллекцию марок или, когда разозленный поведением родителей старший брат бьет ни в чем неповинного младшего. Возможен и другой пример из школьной жизни: когда мальчикам запрещают драться с девочками, они исподтишка дергают их за косички.

Немало важным в данной теории является эффект «катарсиса», эмоционального очищения, снятие напряжения, вследствие чего уровень агрессивности на время снижается».

И.А. Фурманов «Детская агрессивность»

Согласно современным экспериментальным исследованиям эффективность катарсиса нельзя рассматривать однозначно. Иногда он приводит к снижению агрессии, иногда наоборот.

 Дальнейшее развитие фрустрационной теории  С.Розейнцвейгом дает нам возможность выделить три основных причины фрустрации: лишения (privation)– отсутствие необходимых средств для достижения цели или удовлетворения потребности; потери (deprivation)– утрата предметов или объектов ранее удовлетворяющих потребности. Примеры: смерть близкого человека; сгорел дом, в котором долго жили ("внешняя потеря"); конфликт – одновременное существование двух несовместимых друг с другом побуждений, амбивалентных чувств или отношений.

Теория социального научения, бихевиоральная модель учит нас, что агрессия – это модель поведения, усвоенная индивидуумом в процессе социализации, научения, воспитания. Особую роль отводится рассмотрению усвоенной модели поведения родителей индивида. Считается, что у агрессивных родителей будут агрессивные дети. Так же на уровень агрессивности ребенка влияет  направленная на него агрессия родителей. Агрессивное поведение совершенствуется в процессе воспитания, благодаря, так называемым, положительному и отрицательному подкреплениям.

 Положительное подкрепление – это любой стимул, который следуя за реакцией, усиливает ее или поддерживает на том же уровне.

Отрицательное подкрепление – это стимул, устранение которого усиливает реакцию.

Вместе с тем существует и множество самих способов подкрепления. К наиболее распространенным  относятся поощрение и наказание.

Существуют неопровержимые доказательства того, что если ребенок ведет себя агрессивно и при этом получает положительное подкрепление, то вероятность агрессии заметно вырастет. Таким образом, формируется привычка реагировать на раздражители агрессивным способом. Точно так же происходит с подкреплением неагрессивного поведения.

В следующих статьях речь пойдет  о развитии агрессивности в детстве и способах коррекции агрессивности (т.е. что делать, если ребенок проявляет агрессию).

 http://ty-est.dp.ua/index.php

Продолжение следует…

 



Просмотров: 389
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Самая большая проблема в детской агрессии, - нет, не в самой агрессии, а в реакции на нее родителей.
  • Теория SELF в сравнении психоанализом, по методике Л. Хьелл, Д. Зиглер «Теории личности».
  • Как реагировать на детскую агрессию? Замкнутый круг агрессии
  • Частица "Не" Для мозга ее нет, а для подсознания - это стимул к агрессии и разрушению.
  • Что такое "ИНТУИЦИЯ"? (из теории "социального интеллекта" И.В. Герасимова)
  • О родительской агрессии. Беседа "Благослови зверей и детей"
  • Изменение агрессивности и тревожности в процессе групповой психотерапии
  • "Человек без агрессии". О вреде не присвоенных чувств
  • Накопленная агрессия. Как выражать агрессию конструктивно? (Часть 2)
  • Агрессивное поведение ребенка Часть 2. Механизм агрессии.
  • о фильме "Стыд" ("Shame") с точки зрения психодинамической теории
  • Причины детской агрессии или как воспитать неагрессивного ребенка
  • Как жить, если когда тебе сказали "нет": невыносимость фрустрации
  • Клиническая иллюстрация "наказательных" механизмов реализации вытесненной агрессии
  • Конспект 3 О.Кернберга "Неразделимая природа любви и агрессии" 11.06.2017
  • Лицо агрессии. Работа через зеркальный образ "я".
  • Теории личности в социальной психологии
  • Конспект второго дня семинара доктора Кернберга "Неразделимая природа любви и агрессии"
  • Стигма "Яжемать" как ведро для слива агрессии
  • Миф Самооценки, или Теория Личности "На Пальцах"
  • СЕЙЧАС КАК ДАМ!!! О проблеме агрессивности детей в школе и путях ее решения.
  • Роль "нравственного иммунитета" в процессе конструктивной социализации личности
  • Почему родители не понимают своих детей? "Теория поколений".
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Детская агрессия, как крик: " Повернись ко мне. Посмотри на меня. Мне плохо"
  • Гнев, агрессия,агрессивность
  • Всем ли приходится постоянно преодолевать себя? Роль "надо" на пути достижения цели.
  • Упражнения, направленные на разрядку гнева и агрессивности у ребенка
  • К чему приводит проявление непроявленной агрессии?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь