Баба Яга и Новый Год

Автор статьи: Анна Сидельникова

Баба Яга и Новый Год

Бой курантов на Спасской, бой часов на Сенатской, провожаем Старый, встречаем Новый, по Москве, по Хельсинки, само собой по Гринвичу, самые стойкие - по Нью-Йорку и Аляске...новогодний салют, новогодний салат, звон бокалов, шум, веселье, шампанское рекой...

Застолье – это неотъемлемая часть любого праздника. Всегда на Руси любили угощаться и угощать гостей и делали это с размахом и от души. Стереотипы, работающие в отношении алкоголя в социуме, пожалуй, одни из самых стойких. Кажется, что о празднике без алкоголя даже помыслить невозможно. Ан нет.

На вопрос, "что делать, если, не дай бог, алкоголь вдруг окажется под запретом?", было получено множество разнообразных серьезных и шутливых ответов: "пить сок, морс, лимонад, настойку собственного производства...чай, сироп брусничный, сок виноградный...медовуху, самогонку или даже квас сгодится... Кальян, чай и плова тарелку... сок натуральный! скорей бы уже - надоело это поганое бухло... грибы будем употреблять, как Ильич... Ааааа.чёрт с ними. Будем вдоль класть... Одеколон однако... из соков коктейли сделаю... мой любимый компот!"

Покуда алкоголь не только разрешен, но и поощряем, в большинстве домов новогодний стол ломится от избытка лакомств и яств, закуски и выпивки на любой вкус. Количеством выпитого часто меряется успех праздничного мероприятия. Понятно, что в небольших дозах алкоголь может поднять настроение, снять некоторое напряжение, люди становятся раскрепощенней. Но иногда момент, когда роскошная карета превращается в тыкву, Прекрасная Елена - в захмелевшую Бабу Ягу, а местный Иван-царевич в пьяного Змея Горыныча, может быть безвозвратно упущен. И тогда дети и малопьющие, оказавшиеся вне круга сакрального единения выпивающих, могут заскучать. Необычные, неестественные интонации и неуверенные движения родителей пугают малышей и напрягают подростков.

Для детей Новый Год - часто самый долгожданный праздник. Малыши особенно радуются, если, получив подарки, они могут как большие не ложиться спать, а посидеть со всеми за столом. Ну, а если взрослые к тому же позаботились о конкурсах, играх, шарадах для всей компании, то такое событие запоминается надолго.

Раньше ли позже у детей, наблюдающих за веселыми выпивающими взрослыми, может возникнуть вопрос о том, нельзя ли и им попробовать вина или шампанского. В этом отношении родители поступают по-разному, в соответствии со своими воззрениями и семейными традициями.

Бывает, "продвинутому" или уже "подобревшему" родителю, ошибочно полагающему, что ребенку без алкоголя недостаточно весело, приходит в голову угостить его шампанским. Хотелось бы напомнить, что в детском организме нет фермента, расщепляющего спирты, и алкоголь особенно пагубно сказывается на развитии головного мозга и гормональной системы. В семьях с уравновешенными и грамотно построенными отношениями, у детей даже не возникает вопрос, почему взрослым можно пить то, что запрещено детям. А на праздничном столе у них в избытке есть свои, безалкогольные напитки. Отличным вариантом могут быть молочные и фруктовые коктейли. К тому же, если родители в присутствии детей ведут себя в отношении алкоголя достаточно сдержанно, то он не привлекает и детского внимания: ведь алкоголь - это не символ праздника, а хорошее настроение - результат благополучных отношений и желания радовать других, а не приема спиртного.

Говоря о традициях винопития вообще, стоит отметить, что у южных народов физиологически организм развивается быстрее, в нем образуются соответствующие ферменты, поэтому в культуре этих народов - более раннее знакомство детей со вкусом молодых виноградных вин. В Италии, например, и Грузии принято запивать трапезу в кругу семьи вином. Для подрастрающего поколения в Италии сухое молодое вино разводят в кувшине водой, так что содержание алкоголя при этом не превышает 2 - 4 %. Вином называют в Италии также виноградный сок. Исследователи полагают, что следствием такой традиции является отношение молодежи к вину как к обычному продукту питания, а не как к запретному плоду. Впрочем, есть мнение, что данные этого исследования могут быть заказными.

Еще один пример - эпизод из замечательнейшей книги Ф. Искандера "Детство Чика", когда четырнадцатилетнего героя послали наполнить вином чайник из зарытого в землю кувшина, и он на обратном пути решил попробовать, "отпивая излишек". " Когда я вошел в кухню, тетка приняла у меня чайник, глубоко заглянула мне в глаза и вдруг улыбнулась.
— Немножко есть? — спросила она понимающе.
— Есть! Есть! — ответил я почему-то восторженно.
— Если хочешь, полежи, — посоветовала она и показала на кушетку...Сквозь закрытые глаза я чувствовал лицом пылание огня и даже как бы видел кожей то сильней, то слабей полыхавшие струи. Потом я вдруг почувствовал, как все стронулось с места и поплыло, как бывает, когда долго смотришь на текучую воду. Я открыл глаза, и снова все поплыло. Потом опять закрыл, и снова все остановилось...
А потом входит дядя, и дети восторженно бросаются ему объяснять, что я напился, и я слышу его добрую усмешку, слышу, как тетушка поливает ему воду и рассказывает обо мне. И я чувствую какое-то странное удовольствие оттого, что при мне говорят обо мне, думая, что я не слышу..."

Для северных, в том числе славянских народов, знакомство с винами лучше отложить на максимально поздний срок. Дело в том, что "северный" стиль употребления алкоголя, типичный и для Скандинавии, и для России, характеризуется потреблением алкоголя преимущественно в виде крепких напитков единовременными большими дозами, что чревато формированием алкогольной зависимости. Поэтому хорошо, если ребенок пробует вино под родительским наблюдением, дома, в очень небольших дозах. И это может быть именно качественное красное (наиболее безвредное) вино, а не пиво и не шампанское. А если у подростков затевается вечеринка, во многих случаях целесообразно пригласить компанию друзей домой, тогда меньше вероятности, что процесс празднования зайдет слишком далеко.

Случается, что вне зависимости от семейных традиций и характера внутрисемейных отношений, а иногда даже вопреки им, подросток приходит домой пьяным. В такой ситуации у родителей могут возникнуть самые разные мысли и переживания, например, шок или ужас (как такой кошмар мог произойти с нашим милым ребенком!), обида (мы так для него старались, а он...), вина (наверно, мы что-то сделали не так, если такое случилось), страх (а вдруг дочь-сын сопьется?). Тем не менее не стоит такое событие считать мировой трагедией (хорошо, что домой пришел, а не пошел искать приключения на свою голову), ведь все когда-то бывает в первый раз. Но и оставлять без внимания произошедшее не годится.

Для начала стоит позаботиться о ребенке, если ему плохо, - накормить или уложить. Ведь часто близкие нуждаются в нашем внимании именно тогда, когда меньше всего его заслуживают. Для него это тоже стресс. Хорошо, если в этой неприятной ситуации он сможет почувствовать понимание и заботу. На следующее утро стоит поговорить о случившемся, обменяться впечатлениями и мыслями. Родители могут рассказать о том, насколько они были расстроены и растеряны, спросить о событиях накануне, много ли было народу, о чем разговаривали, что пили, об ощущениях и переживаниях подростка, на какой именно напиток или дозу организм отреагировал особенно негативно. Без давления и излишнего любопытства, сохраняя доверие. Морализаторство, рассказы о вреде спиртного и ужасах алкоголизма будут неэффективны. Особенно, если учесть, что в таких ситуациях дети и так чувствуют вину и стыд.

Как правило, употребление алкоголя для ребенка - это средство социализации: это значит стать своим среди сверстников, среди новых знакомых. Так они хотят почувствовать себя взрослыми.

Вот так вспоминает о похожем событии 15летняя девушка: "Я тогда первый раз напилась, опыта - ноль, заранее не знала, когда надо остановиться и сколько мне можно пить. Было много людей в доме, все пили разное, а пробовала все подряд - интересно же! Ну и хотелось со всеми выпить, выпендриться что ль. Сначала пиво, потом сидр, потом какую-то вкусную настойку, потом опять сидр. Сначала я помню, что не очень хорошо держалась на ногах, даже с какого-то шезлонга свалилась. А потом шла в гостинной, села на большой диван и почувствовала себя... погано. И почему-то почти сразу инстинктивно пошла в туалет. Ко мне туда пришла одноклассница, утешала как-то, потом проводила меня в чью-то комнату, где я отлеживалась на кровати. Внутри как будто все горело, вероятно это желудочный сок в пищеводе как-то разъедался - уж не знаю. И как раз тогда стало страшно. Вдруг со мной что случится? Еще волновалась, что надо мной будут смеяться одноклассники. Когда полегчало, я встала, вполне нормально стояла на ногах...спасибо приятелям, один повез меня домой, дав мне с собой пакетик. В машине все боялась, что родители будут недовольны, сильно спать хотелось, слабость, слезы текли..."

Выпивая, подросток стремится погасить характерное для него состояние тревожности, избавиться от застенчивости и избыточного самоконтроля. Важную роль иг­рает также стремление к экспериментированию — хочется попробовать напиток, с которым связано представление о мужественности и взрослости.

В этом отношении особый интерес представляет персонаж многих русских народных сказок Баба Яга. Ее образ неоднозначен. С одной стороны, она зла, пугающе страшна и воинственна, с другой - наделена некой потусторонней мудростью и проницательностью. Герой сказки - добрый молодец ли, дети, Иван-царевич - вынужден обратиться к Бабе Яге за помощью, чтоб получить возможность продолжить свое путешествие к цели. Для этого он должен продемонстрировать свои особые умения - бесстрашие, мужество, смекалку и с честью пройти испытания, предложенные Бабой Ягой. Когда герой справляется с заданием, она вознаграждает его сказочным конем, клубком ниток, гуслями или другим волшебным предметом, позволяющим продолжить путь. Если герой еще раньше прошел испытания и познал законы сказочного царства, заклинание или ритуал, принес жертву, то он получат награду из рук Бабы Яги сразу. Часто при этом она кормит и опаивает героя. Литературоведы полагают, что задача Бабы Яги - провести героя через обряд инициации, посвящения. Пройдя испытания, преодолев трудности, герой становится обладателем новых знаний о себе и о мире и переходит на новый уровень зрелости. Этот новый этап означает во многом и обретение ответственности за свои поступки.

Напиваясь, подросток пытается почувствовать себя независимым, самостоятельным, осваивает новые роли, пробует расширить свои личные границы и познать себя. Справившись с этим испытанием и получив новый опыт, и подросток, и родители получают возможность перейти на новый уровень конструктивных отношений.

Другие новогодние статьи Что дарят детям на Новый Год?  Кто дарит подарки на Новый Год?  В чем тайная сила подарка?



Просмотров: 554
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Новый год! А что если я не могу, не хочу радоваться? А что если я радуюсь, а кажется, что не должен?
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Почему со мной все ОК, даже если мне кажется, что я схожу с ума
  • Любите подростка и учите говорить "нет"! (Подросток пришел с запахом алкоголя. Что делать?)
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Что делать, если не знаешь "что делать" или как перестать бурлачить?
  • "С мамой все в порядке. Это со мной что-то не так"
  • Если у тебя "плохие" мысли - это еще не значит что ты - плохой.
  • "Все, что мне необходимо знать, открывается мне. Все, в чем я нуждаюсь, приходит ко мне".
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • "Где в теле Вы чувствуете это?" Что делать, если ощущений нет?
  • "Хочу я отношений или все-таки не хочу? И если хочу, то что с этим делать?"
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • Если он сначала вас бросил, а потом снова возвращается: что это значит на самом деле
  • "Ну за что мне все это?!!"
  • Все мужики ко… Все бабы ду…Или статья о том, что все мужики когда-нибудь узнают, что бабы думают.
  • Самая сложная задача Родителя, что такое "плохо/хорошо" и как можно докатиться до ПРЛ или НРЛ
  • Что бывает, когда девочке говорят, что у нее "кривые ноги"?
  • "Ты виноват уж в том, что хочется мне кушать..."(еще раз об идентификации с агрессором)
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Это как если бы Вас закопали по колено в землю, а потом сказали: "Беги!"
  • Что во мне не так, что если от меня уходят (обратная сторона)?
  • Родить ребенка "для себя", - что за этим стоит?
  • Грудное молоко для взрослого мужчины или о том, как быть, если вы "мама-жена"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь