|
Потерял себя на объятных просторах жизниАвтор статьи: Бехталь Ирина Геннадиевна
В последние несколько лет ко мне все чаще стали обращаться за помощью молодые люди, родители которых росли, формировались и кристаллизовались как личности в переломные 80-90 годы прошлого столетия. Основной лейтмотив обращений – потеря себя. Звучит он при встрече в интерпретации клиентов по-разному: «я устал/а от всего», «надоела нелюбимая работа», «как-то все не ладится», «стало неинтересно жить», «боюсь рожать ребенка, - вдруг стану домашней клушей», «люди меня не понимают», «не хочу так больше жить, а как жить не знаю», «вроде мы любим друг друга, но как-то пресно», «я вполне адаптирован, интенсивно общаюсь, хорошо учусь, подрабатываю, у меня прекрасная семья, но как только остаюсь один, остро ощущаю собственное одиночество». Странное дело, родители сегодняшних 20-30-летних вопреки социальным коллизиям, экономическим кризисам, потере идеологических ориентиров и внезапному пониманию, что разнообразный секс в СССР, как ни удивительно, но все же был, смогли в большинстве своем «переработать и осмыслить» себя в предлагаемых катастрофических условиях. А вот наследники «воинов перестройки», казалось бы, живущие в линейном и достаточно плавно преобразуемом мире, осмыслить жизнь затрудняются.
Как-то посетовала одному «не коллеге» на клиента, что вот живет молодой человек, вроде все у него есть – семья, работа, любящая жена, друзья, хобби, родители живы и пока вполне здоровы, квартира (хоть и съемная), денег на еду и одежду вполне хватает, даже на технику и гаджеты остается, а, видишь ты, - несчастлив. «Не коллега» с крайним изумлением на лице выдал: «И что он от тебя хочет? Как можно такому помочь?!? Это невозможно!». В общем, «доктор сказал - в морг». Отсмеявшись и утерев слезы умиления, поняла, что есть некий сакраментальный смысл в таком взгляде на описанную проблему. На первый взгляд, каменщик, золотарь или инженер (будь благословенны эти профессии и здравы их представители) не сразу и не вдруг способны понять нюансы работы психолога. А на второй – такую реакцию выдал человек «поколения отцов» сегодняшних «повзрослевших детей». То есть в системе координат детей эпохи «загнивающего социализма и перестройки» (однопартийность, сахар по талонам, номер 638 на руке в очереди за дефицитом, колбаса по 2,20 из туалетной бумаги, коммунальная квартира, лыжи и санки своими руками) с большим трудом обнаруживается точка, где бытовое и финансовое благополучие, наличие надежного тыла в виде семьи (своей и родительской) может рождать психологических монстров депрессии, одиночества и неуверенности. Так что могло так обезоружить сегодняшних молодых людей перед лицом внешне пристойной жизни? Осмелюсь сделать несколько предположений..... 1.Самая читающая в прошлом страна в мире некоторое время сдавала позиции самой текстолюбивой и самой литературно пропитанной. Да и сегодня чтобы сдать ЕГЭ не обязательно читать книгу «в подлиннике». Достаточно найти несколько критических статей, освоить «краткое содержание» или расщедриться на просмотр фильма. Если из вкусного и наваристого борща выпарить всю жидкость, да прижарить остатки до состояния легкой обугленности, то это будет что угодно, только не борщ. Вполне допускаю, что полученный продукт даже съедобен. Так же и с литературой. Человек, лишенный знакомства с тонкими душевными и эмоциональными переживаниями героев, меткими описаниями состояний души и мыслей, терзаниями совести и гордости, столкнувшись с реальностью, с трудом распознает их наличие у себя и других. Как узнать, что лимон кислый, если ты никогда его не пробовал и не видел? 2.Отсутствие компьютера, Интернета, приставок было хорошим поводом проводить время с друзьями, общаться, делиться секретами, гулять, мастерить, придумывать игры, петь под гитару, готовить сюрпризы, формировать и оттачивать свое мнение о людях и событиях, ссориться, мириться, противостоять и защищать, учиться понимать и принимать себя среди хулы и похвал. А сегодня, глядя на синтетическую аватарку и обезличенный анкетный текст автора «о себе», разве можно представить всю бесконечную уникальность живой личности? Нажимать на кнопки клавиатуры под монотонное движение челюстей, разминающих очередной бутерброд, говорить с неизвестными на универсальном «птичьем языке» и познавать мир, просматривая видеоролики и фото «чудной чужой жизни» - это способ существования практически не предполагающий эмпатии, включенности, ответственности, сопереживания, соблюдения норм общежития и культуры. Как распознать в себе любовь, грусть, восторг победы, как обнаружить чужой обман, предвзятость, подхалимаж, как научиться рассчитывать на свои силы и преодолевать трудности, если жизнь течет где-то далеко, по ту сторону экрана? 3.Люди, пережившие голод, всегда будут стараться накормить близких. Поколение, пережившее социальные и экономические потрясения, старалось создать для своих детей стабильность, благополучие и достаток. Но счастье «отцов» ковалось в борьбе за выживание, за приспособление к новым условиям и определение собственных значимых принципов и приоритетов, в борьбе за безоблачное будущее детей (иногда в ущерб воспитанию и общению с этими самыми детьми). А чем и где «куется» счастье этих теперешних детей? Чтобы узнать, что такое «хорошо», - надо понять, что такое «плохо». А какое оно – «плохо»? Когда тепло, комфортно и сытно, но одиноко и скучно – это «плохо»? И кто должен сделать «многолюдно» и весело? Вроде все ребенок делал правильно: хорошо учился, был послушным и культурным, не досаждал, помогал маме и папе. Получал за это похвалу, пряник, гаджет, модные джинсы, доступ в сеть. Внешний стимул – одобряемая спровоцированная реакция. Так за что ж сегодня он так «несчастен»?
4.Эпоха потребления, в которую был сформирован сегодняшний молодой человек, плавно уступает место информационному обществу. Усидчивость и владение вещами меркнут перед мобильностью и свободой от любых якорей (которые так уверенно и охотно приобретали их родители). Загребательные движения руками сменяются умением творчески мыслить «на ходу». Сегодняшние «молодые/начинающие родители» в отличие от своих «предков» больше имеют и знают, но адаптивные, коммуникативные, пробивные возможности, механизмы самосовершенствования и саморазвития наработаны явно недостаточно для «полного счастья». Потому как главное богатство – оно внутри, а не снаружи, как могло бы показаться.
Может сложиться впечатление, что я вижу поколение, рожденное в конце восьмидесятых - начале девяностых прошлого века эдакими неуклюжими и безнадежными. Совсем нет! Они ведь осознают свои проблемы, находят силы обратиться к специалистам «по наведению мостов к счастью», к профессионалам по осмыслению жизни, к исследователям внутренних источников активности и интереса, к проводникам уверенности в своих силах и в своем будущем. Поэтому искренне и от души желаю успехов, побед и счастья всем коллегам и клиентам! Всем желающим присоединиться к моим пожеланиям нужно лишь кликнуть кнопку «Сказать спасибо» (внизу, после статьи).
А всех несогласных или согласных (не во всем или совершенно) приглашаю «побить меня камнями критики» или «реализовать дружеское похлопывание» в рубрике «комментарии».
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|