Потерял себя на объятных просторах жизни

В последние несколько лет ко мне все чаще стали обращаться за помощью молодые люди, родители которых росли, формировались и кристаллизовались как личности в переломные 80-90 годы прошлого столетия. Основной лейтмотив обращений – потеря себя. Звучит он при встрече в интерпретации клиентов по-разному: «я устал/а от всего», «надоела нелюбимая работа», «как-то все не ладится», «стало неинтересно жить», «боюсь рожать ребенка, - вдруг стану домашней клушей», «люди меня не понимают», «не хочу так больше жить, а как жить не знаю», «вроде мы любим друг друга, но как-то пресно», «я вполне адаптирован, интенсивно общаюсь, хорошо учусь, подрабатываю, у меня прекрасная семья, но как только остаюсь один, остро ощущаю собственное одиночество».

Потерял себя на объятных просторах жизни

Странное дело, родители сегодняшних 20-30-летних вопреки социальным коллизиям, экономическим кризисам, потере идеологических ориентиров и внезапному пониманию, что разнообразный секс в СССР, как ни удивительно, но все же был, смогли в большинстве своем «переработать и осмыслить» себя в предлагаемых катастрофических условиях. А вот наследники «воинов перестройки», казалось бы, живущие в линейном и достаточно плавно преобразуемом мире, осмыслить жизнь затрудняются.

 

Как-то посетовала одному «не коллеге» на клиента, что вот живет молодой человек, вроде все у него есть – семья, работа, любящая жена, друзья, хобби, родители живы и пока вполне здоровы, квартира (хоть и съемная), денег на еду и одежду вполне хватает, даже на технику и гаджеты остается, а, видишь ты,  - несчастлив. «Не коллега» с крайним изумлением на лице выдал: «И что он от тебя хочет? Как можно такому помочь?!? Это невозможно!».

В общем, «доктор сказал - в морг».

Отсмеявшись и утерев слезы умиления, поняла, что есть некий сакраментальный смысл в таком взгляде на описанную проблему. На первый взгляд, каменщик, золотарь или инженер (будь благословенны эти профессии и здравы их представители) не сразу и не вдруг способны понять нюансы работы психолога. А на второй – такую реакцию выдал человек «поколения отцов» сегодняшних «повзрослевших детей».

То есть в системе координат детей эпохи «загнивающего социализма и перестройки» (однопартийность, сахар по талонам, номер 638 на руке в очереди за дефицитом, колбаса по 2,20 из туалетной бумаги, коммунальная квартира, лыжи и санки своими руками) с большим трудом обнаруживается точка, где бытовое и финансовое благополучие, наличие надежного тыла в виде семьи (своей и родительской)  может рождать психологических монстров депрессии, одиночества и неуверенности.

Так что могло так обезоружить сегодняшних молодых людей перед лицом внешне пристойной жизни?

 Осмелюсь сделать несколько предположений.....

1.Самая читающая в прошлом страна в мире некоторое время сдавала позиции самой текстолюбивой и самой литературно пропитанной. Да и сегодня чтобы сдать ЕГЭ не обязательно читать книгу «в подлиннике». Достаточно найти несколько критических статей, освоить «краткое содержание» или расщедриться на просмотр фильма.
Если из вкусного и наваристого борща выпарить всю жидкость, да прижарить остатки до состояния легкой обугленности, то это будет что угодно, только не борщ. Вполне допускаю, что полученный продукт даже съедобен. Так же и с литературой. Человек, лишенный знакомства с тонкими душевными и эмоциональными переживаниями героев, меткими описаниями состояний души и мыслей, терзаниями совести и гордости, столкнувшись с реальностью, с трудом распознает их наличие у себя и других. Как узнать, что лимон кислый, если ты никогда его не пробовал и не видел?

2.Отсутствие компьютера, Интернета, приставок было хорошим поводом проводить время с друзьями, общаться, делиться секретами, гулять, мастерить, придумывать игры, петь под гитару, готовить сюрпризы, формировать и оттачивать свое мнение о людях и событиях, ссориться, мириться, противостоять и защищать, учиться понимать и принимать себя среди хулы и похвал. А сегодня, глядя на синтетическую аватарку и обезличенный анкетный текст автора «о себе», разве можно представить всю бесконечную уникальность живой личности? Нажимать на кнопки клавиатуры под монотонное движение челюстей, разминающих очередной бутерброд, говорить с неизвестными на универсальном «птичьем языке» и познавать мир, просматривая видеоролики и фото «чудной чужой жизни» - это способ существования практически не предполагающий эмпатии, включенности, ответственности, сопереживания, соблюдения норм общежития и культуры. Как распознать в себе любовь, грусть, восторг победы, как обнаружить чужой обман, предвзятость, подхалимаж, как научиться рассчитывать на свои силы и преодолевать трудности, если жизнь течет где-то далеко, по ту сторону экрана?

3.Люди, пережившие голод, всегда будут стараться накормить близких. Поколение, пережившее социальные и экономические потрясения, старалось создать для своих детей стабильность, благополучие и достаток. Но счастье «отцов» ковалось в борьбе за выживание, за приспособление к новым условиям и определение собственных значимых принципов и приоритетов, в борьбе за безоблачное будущее детей (иногда в ущерб воспитанию и общению с этими самыми детьми). А чем и где «куется» счастье этих теперешних детей? Чтобы узнать, что такое «хорошо», - надо понять, что такое «плохо». А какое оно – «плохо»? Когда тепло, комфортно и сытно, но одиноко и скучно – это «плохо»? И кто должен сделать «многолюдно» и весело? Вроде все ребенок делал правильно: хорошо учился, был послушным и культурным, не досаждал, помогал маме и папе. Получал за это похвалу, пряник, гаджет, модные джинсы, доступ в сеть. Внешний стимул – одобряемая спровоцированная реакция. Так за что ж сегодня он так «несчастен»?

 

4.Эпоха потребления, в которую был сформирован сегодняшний молодой человек, плавно уступает место информационному обществу. Усидчивость и владение вещами меркнут перед мобильностью и свободой от любых якорей (которые так уверенно и охотно приобретали их родители). Загребательные движения руками сменяются умением творчески мыслить «на ходу». Сегодняшние «молодые/начинающие родители» в отличие от своих «предков» больше имеют и знают, но адаптивные, коммуникативные, пробивные возможности, механизмы самосовершенствования и саморазвития наработаны явно недостаточно для «полного счастья». Потому как главное богатство – оно внутри, а не снаружи, как могло бы показаться.

 

Может сложиться впечатление, что я вижу поколение, рожденное в конце восьмидесятых - начале девяностых прошлого века эдакими неуклюжими и безнадежными. Совсем нет! Они ведь осознают свои проблемы, находят силы обратиться к специалистам «по наведению мостов к счастью», к профессионалам по осмыслению жизни, к исследователям внутренних источников активности и интереса, к проводникам уверенности в своих силах и в своем будущем.

Поэтому искренне и от души желаю успехов, побед и счастья всем коллегам и клиентам!

Всем желающим присоединиться к моим пожеланиям нужно лишь кликнуть кнопку «Сказать спасибо» (внизу, после статьи).

 

А всех несогласных или согласных (не во всем или совершенно) приглашаю «побить меня камнями критики» или «реализовать дружеское похлопывание» в рубрике «комментарии».

 

 

 

 

 

 



Просмотров: 339
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Всегда ли дети понимают своих родителей, а родители детей?
  • Учитесь жить осознанно! О том почему родители подсознательно разрушают своих детей.
  • Как родители реализуют свои амбиции за счет своих детей?
  • Как родители уродуют жизнь своих детей.
  • Я БУДУ ЖИТЬ ДЛЯ ТЕБЯ (Посвящается всем мамам, живущим ради своих детей)
  • В какие моменты жизни человек задумывается о своем предназначении? (Даже если не собирался этого делать…)
  • Чтобы научиться жить в этом мире, нужно всего лишь позволить себе иногда злиться
  • Почему всё вроде бы в жизни есть, а счастья нет?!
  • Что надо сделать родителям, чтобы гарантировать себе ненависть своих детей?
  • Я хочу, чтобы мне было плохо, для меня это хорошо.
  • Родители, у детей есть право на свою собственную жизнь и представление о ней!
  • Почему ребенок может плохо себя вести и плохо учиться? Клинический взгляд
  • Кричать на детей - хорошо или плохо? Можно или нельзя?
  • Родители глазами своих детей
  • Родители, слушайте своих детей!
  • Почему родители не понимают своих детей? "Теория поколений".
  • Как родители программируют своих детей на болезни?
  • Родители, я в вас верю! (надежны ли мы для своих детей...)
  • Как родители толкают своих детей на саморазрушение
  • Почему родители «убивают» своих детей?
  • Почему родители бьют своих детей?
  • Почему родители бьют своих детей?
  • А зачем мне речь, если у меня есть идеальные родители
  • Как родители делают своих детей (подростков) инфантильными.
  • Родители почитайте детей своих. Семейное консультирование.
  • Хорошо забытое старое с новым звучанием - хороводные игры в жизни детей
  • Чего добиваются родители пристыживая и обвиняя своих детей?
  • Строить иллюзии и формировать ожидания - это плохо или хорошо, и что такое плохо, что такое хорошо?
  • Для чего родители «замораживают» своих детей? Сложности сепарации родителей.
  • Если человек говорит, что не хочет больше жить...



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь