Баланс "давать-брать" на примерах.

Отношения - это обмен. Ты мне, я - тебе. Сколько ты мне, столько и я тебе. Как Вам эта мысль? Лично для меня принять ее было трудно.

Я долго считала безусловное отдавание благом. Думала, если женщина добрая и щедрая, то это гарантирует ей крепкие счастливые отношения. И меня удивляло, почему от добрых и щедрых во всех смыслах женщин сбегают мужчины. Причем чем больше они одаривают мужчин, тем быстрее и дальше они от них бегут. (Пожалуй, здесь есть исключение: мужчины –альфонсы. Хотя, и в этих отношениях можно соблюсти баланс «давать-брать»).

Безусловное отдавание – это, конечно, благо, но только тогда, когда Вы не планируете иметь ничего общего с тем, кого одариваете. Это чистая благотворительность. Делай добро и бросай его в воду.

А если Вам важны отношения с человеком, то придется думать о балансе «давать-брать».

Как это работает.

Маша даёт Саше конфету. При этом Маша начинает чувствовать себя хорошей - она что-то дала. А Саша начинает чувствовать себя «виновным» - он взял, значит, он должен. Далее возможны такие варианты развития событий:

1)    Первый вариант. Саша даёт Маше точно такую же конфету (или 2,5 рубля - это точная стоимость Машиной конфеты). При этом Маша чувствует себя нормально: ей никто ничего не должен, и Саша чувствует себя нормально, так как он тоже что-то дал взамен, и он ничего не должен. На этом Саша и Маша могут разойтись, а могут продолжить друг с другом общаться.

2)   Второй вариант. Саша даёт Маше большую шоколадную плитку. При этом Саша чувствует, что он молодец, Маша с удовольствием пробует шоколад, и вместе со вкусом шоколада ощущает «вину» - она Саше становится должна. Их отношения продолжаются. Потом Маша даёт Саше шоколадный торт! Как видите, в этой модели отношений количество шоколада увеличивается, и отношения развиваются. Это крепкие отношения.

3)   И третий вариант. Саша даёт Маше… фантик от конфеты. При этом Саша чувствует себя не очень хорошо – он вроде бы что-то дал и в то же время он что-то еще должен. Маша тоже себя не очень хорошо себя чувствует: ей что-то дали и ей в то же время еще что-то должны. Такое положение баланса крепко связывает людей.  Из него в свою очередь тоже могут развиваться несколько сценариев отношений:

              а) Сценарий номер один. Маша даёт Саше ещё одну конфету и чувствует себя хорошо. А Саша ничего не даёт взамен. Настойчивая Маша опять даёт Саше плитку шоколада, а Саша - опять ничего. Ещё после пары сладостей от Маши Саша сбегает от нее без оглядки. Ибо ему невыносимо быть ей тотально должным и понимать, что вернуть этот долг невозможно. Здесь есть одно исключение: это отношения с родителями. Дети всегда должны своим родителям, при этом они не должны им ничего отдавать, так как вернуть долг родителям невозможно. Дети частично гасят его, когда начинают вкладываться уже в своих детей.

                б) Сценарий номер два. Маша даёт Саше прозвище «жадина». Саша щиплет Машу за руку. Маша даёт Саше пощёчину. И так далее. Количество боли увеличивается, отношения развиваются, и разорвать их трудно.

Таким образом мы рассмотрели примеры

  • Равнозначного обмена – пример 1
  • Обмена добром – пример 2
  • Обмена злом и болью – пример 3.
  • В партнерских и в семейных отношениях в идеале происходит обмен чем-то хорошим, но иногда один из партнеров может принести в отношения боль. И тогда в паре может возникнуть обмен болью. Как мы можем поступить в этом случае, рассмотрим на примере.

    Маша причиняет Саше боль. При этом Маша чувствует себя плохо, она причинила боль, она «виновна». Саша чувствует боль, и ему Маша осталась «должна». А дальше отношения развиваются по нескольким вариантам:

    1)   Саша прощает Машу и даёт ей конфетку. При этом Саша чувствует себя прекрасно, он герой, он простил и сделал добро, он почти святой. Маша становится ещё более виновной, ей невыносимо в этих отношениях, она выглядит очень плохой перед Сашей, и она сбегает.

    2)    Саша причиняет Маше ещё большую боль. При этом Саша чувствует себя отомщенным и виновным, ведь он причинил боль. Маша как ни странно сначала чувствует себя лучше, так как с неё снята вина. И в то же время ей очень больно, ей причинили боль. Далее Саша и Маша могут продолжить увеличивать боль в отношениях или разойтись. Шансы перейти на обмен добром у них малы. Обмен болью создаёт довольно крепкие и долгосрочные отношения!

    3)    Саша причиняет Маше меньшую боль. При этом Саша чувствует себя отомщенным и чуть-чуть виновным. Маша чувствует себя легче, ведь Саша разделил с ней вину и боль. Пройдя эти условия обмена виной, дальше они могут начинать обмениваться добром.

    4)    Саша говорит с Машей о своей боли и её вине. Саша просит у Маши дать ему очень большое добро, которое компенсирует причинённую ему боль. Саше легче. И Маше легче. У них есть шансы перейти на обмен добром.

    Эти принципы соблюдения баланса «давать-брать» работают всегда, только в реальных отношениях гораздо больше эмоций и чувств, и это немного осложняет возможность чётко увидеть, кто что даёт.

  • Саша работает на заводе и приносит деньги в семью. Маша сидит дома с детьми и ведет домашнее хозяйство. То есть, вклад в семью примерно равноценный.
  • Саша работает на заводе, приносит деньги в семью и оплачивает заочное обучение Маши. Маша сидит дома с детьми, ведет домашнее хозяйство и учится заочно. Саша вкладывает в семью и в Машу. Если Маше важно сохранить отношения, ей срочно нужно что-то дать Саше.
  • Все это распространяется на все отношения, в которых участвуют люди. А все люди, кстати, имеют «особенности», приобретенные в результате воспитания, прожитых сюжетов и так далее.

    Есть люди, которым крайне тяжело принимать. То есть, им дают, а они не принимают. Есть люди, которым крайне трудно давать. Но этот феномен мы рассмотрим в другой статье:)

    Любви Вам, и будьте сбалансированы:)



    Просмотров: 770
    Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




    Другие новости по теме:

  • Саша+Маша = Что делать, если подросток влюбился
  • Как Саша «сходил с ума»
  • Саша и Чип
  • Как Саша раскрыл секрет личной жизни или «девушки в тени»
  • Ваня+Коля+Петя=Саша. Анализ бывших "любовей" и его итог.
  • "Опять Саша виноват".
  • Как Маша научилась предавать СЕБЯ и не Быть СОБОЙ
  • Как начать что-то делать и чувствовать себя при этом хорошо: ритуалы радости
  • Эффект Медузы Горгоны под «Эгидой» или Как Маша училась Верить в Себя
  • «Как со мной строить отношения и как чувствует другой себя в отношениях со мной»
  • Как Маша становится Машей, а Петя Петей? Каков первый шаг к себе?
  • Как Маша ныряла из «Матрицы» в «Реальную Жизнь» - Почём для Маши билет в Финансовый Поток?
  • Когда психолог чувствует себя неудачником. Что с этим делать?
  • Икра черная & Осетрина или как Маша возненавидела деньги
  • Маша и медведь или как уйти от нарцисса
  • Как Маша постигла суфийскую мудрость
  • Как чувствует себя психолог, когда клиент перестает появляться ?
  • "Маша, ты должна!" или как избавиться от "вредных" родительских установок
  • Нужно ли мне с ним разводиться? Маша сделала свой выбор
  • Весёлая проза "Маша, шоколадный торт и её путь к успеху"
  • Как себя чувствует ребенок в утробе?
  • Как чувствует себя моя самооценка ?
  • Когда женщина чувствует себя счастливой?
  • "Не будь как Маша" или Чему мы учим подростков?
  • Мультсериал "Маша и Медведь" как фактор гендерной социализации детей
  • "Маша, ты должна сильно стараться!" Как избавиться от "вредных" установок
  • Глава 2. Как себя чувствует человек, который заболел
  • Мультфильм «Маша и медведь»: немного Маши в каждом ребенке, немного Мишки в каждом взрослом.
  • Маша и Чудовища (сказкотерапия)
  • Большая маленькая Маша



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь