|
Суггестия и её окрестности: внушение, транс, гипнозАвтор статьи: Смирнов Сергей Николаевич
Суггестия является неотъемлемой составляющей любого профессионального дискурса. Как только человек обращается к эксперту по любому виду знания, будь то сантехник, автомеханик или психотерапевт, он большую часть информации, инструкций и рекомендаций, полученных во время коммуникации, воспринимает на веру. Это и понятно: ведь нельзя быть специалистом во всех областях знания. А верить специалисту - это значит добровольно соглашаться на внушение и суггестию. Но, одно дело - раковины и инжекторы, а совсем другое - собственное психическое здоровье. Без него как-то плоховато жить. Тут уж слово психотерапевта изначально обладает мощнейшим суггестивным потенциалом. Итак, что же такое суггестия? И что такое внушение? Являются ли эти понятия синонимами? На взгляд автора, - нет, между ними существуют различия. Я склонен полагать, что «внушением» удобней называть конкретное речевое воздействие, в то время как под «суггестией» понимать не только внушение как таковое, но и его контекст. Причем, в самом широком смысле слова, включая в него (контекст) намерения участников, степень их владения культуральными кодами, обстоятельства коммуникативной ситуации и лингвистические механизмы реализации внушения. Отсюда следует, что суггестия это не только совокупность отдельных актов внушения, а, прежде всего процесс, работающий на разных уровнях коммуникации. Помимо этого, слово «суггестия» обладает большей способностью к морфологическим трансформациям, чем слово «внушение»; к примеру: суггестивная лингвистика, суггестивная тактика, суггестивный текст и т.д. Это делает термин «суггестия» более универсальным и удобным для понимания особенностей и механизмов психотерапевтического воздействия. Наиболее концентрированным видом суггестии является гипноз. Автор понимает гипноз трояко: как состояние измененного сознания, как - социальный конструкт, как - особый тип диалога в рамках психотерапевтической коммуникации. Или, говоря другими словами, гипноз - это транс, гипноз - это смысловая конструкция, основанная на имеющемся у человека знании и личном опыте, гипноз - это особый тип межличностного общения. На самом деле, разграничить внушение и убеждение - достаточно сложно. Проще это сделать на уровне небольших речевых фрагментов: предложений и фраз. Сложнее - на уровне более продолжительных речевых актов. Причем, надо иметь в виду, что в процесс суггестии могут быть вовлечены не только слова и их смыслы, но и все другие составляющие коммуникации. Поза психотерапевта, его жесты, темп речи, интонация, стиль одежды, обстановка психотерапевтического кабинета. Иногда заглянешь в гости к коллеге, а там пол-стены увешены дипломами, сертификатами, свидетельствами, фотоснимками, где хозяин кабинета запечатлен с какой-нибудь ну очень известной в психотерапевтическом сообществе персоной. И при этом он совершенно серьезно говорит, что суггестии и гипноза в свой работе не использует. Одним из самых распространенных методов суггестии в психотерапии является рассказывание историй. Это могут быть притчи, сказки, случаи из жизни, даже анекдоты. Хорошая история сопровождается появлением трансового состояния у слушателя, вызванного, прежде всего, возникновением последовательно сменяющихся образов. По существу, - это своеобразный видеоклип. К примеру, у меня есть хороший знакомый, заядлый охотник и рыболов. И, при этом, замечательный рассказчик. Впрочем, это не удивительно, ведь настоящие любители этого дела получают удовольствие не только от процесса ловли и охоты, но и от собственных рассказов об этом. То, что при этом они истории приукрашивают, - это уж специфика жанра. Ведь, главное в истории - это не её реальность, а способность вызывать интерес у слушателя. Тут уж многое зависит не только от оригинальности сюжета, но и от всяких там финтифлюшек с виньетками, то есть, от мастерства рассказчика. С точки зрения физиологии разницы между трансом и гипнозом нет. И тот и другой представляют собой измененное состояние сознания. Разница - в условиях возникновения. Если трансовое состояние возникает самопроизвольно, и, обычно, обусловлено неожиданной информацией или же является циклической фазой функционирования головного мозга (так называемые ультрадианные ритмы были открыты американским нейрофизиологом и психотерапевтом Эрнесто Росси), то гипноз кто-то должен навести, то есть, он имеет процедурный и технологический характер. На самом деле, суггестивный потенциал психотерапии может быть реализован и без гипнотических процедур. Ярчайшей моделью подобного речевого воздействия является «милтон-модель», названная в честь выдающегося американского психотерапевта Милтона Эриксона. Под ней обычно понимают особый способ ведения психотерапевтической беседы, насыщенный суггестивными речевыми оборотами, артикулированными не только на уровне фигур речи, но и на уровне метасообщений. Тем не менее, автор этой статьи в своей психотерапевтической работе широко использует различные гипнотические техники, причем не только из практических соображений, но и исходя из собственных эстетических представлений. Ведь правильная психотерапия - это не только эффективная терапия, но и красивая, элегантная. Причем, эстетические переживания во время гипнотического транса доступны не только психотерапевту, но, что очень важно, и самому пациенту, ведь именно он - главное действующее лицо в этой коммуникации. В конце концов, что может быть лучше, если полезное - приятно, а приятное - полезно? На этом, пожалуй, и закончу эту статью. Об остальном - при встрече. Или же - на сеансе.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|