Гендерные роли: позитивное и негативное воздействие на отношения в семье

Вариабельность или инвариабельность гендерных ролей: позитивное и негативное воздействие на отношения в семье

Гендерные роли позитивное и негативное воздействие на отношения в семье

Три десятилетия назад родителям и учителям советовали прилагать усилия к тому, чтобы дети усвоили характерное для своего пола поведение к моменту поступления в школу. Так как дети, не справившиеся с этой задачей, могли ожидать в дальнейшем серьезные проблемы, связанные с психологической дезадатпацией. Однако в настоящее время в психологической литературе берет верх иная точка зрения, сводящаяся к тому, что однозначный упор на маскулинность или феминность в моделях поведения ограничивает эмоциональное и интеллектуальное развитие, как мужчин, так и женщин [4].

Удар по убеждению о том, что мужчины и женщины от природы созданы для выполнения определенных ролей, нанесла Маргарет Мид (M. Mead) в своей книге "Пол и темперамент". Ее наблюдения за жизнью племен в Новой Гвинее убедительно это опровергают. Наблюдаемые ею женщины и мужчины исполняли совершенно различные роли, иногда прямо противоположные принятым для каждого пола стереотипам.

Многообразие гендерных ролей в различных культурах и в разные эпохи свидетельствует в пользу гипотезы о том, что наши гендерные роли формируются культурой. Согласно теории Хофстеда (Hofstede), различия в гендерных ролях зависят от степени гендерной дифференциации в культурах или степени маскулинности или фемининности той или иной культуры. Гендерные роли зависят не только от культуры, но и от исторической эпохи [6]. И.С. Кон отметил, что традиционная система дифференциации половых ролей и связанных с ними стереотипов фемининности-маскулинности отличалась следующими характерными чертами: женские и мужские виды деятельности и личные качества отличались очень резко и казались полярными; эти различия освящались религией или ссылками на природу и представлялись нерушимыми; женские и мужские функции были не просто взаимодополнительными, но и иерархическими, женщине отводилась зависимая, подчиненная роль [3]. Сейчас практически во всех культурах в отношении гендерных ролей происходят радикальные изменения, в частности, и на постсоветском пространстве, однако не так быстро, как хотелось бы.

Идеалы маскулинности и феминности сегодня, как никогда, противоречивы. Во-первых, традиционные черты в них переплетаются с современными. Во-вторых, они значительно полнее, чем раньше, учитывают многообразие индивидуальных вариаций. В-третьих, они отражают не только мужскую, но и женскую точку зрения. Согласно идеалу «вечной женственности», женщина должна быть нежной, красивой, ласковой, зависимой и т.п. Однако в женском самосознании появились также новые черты: чтобы быть с мужчиной на равных, женщина должна быть умной, предприимчивой, энергичной, т.е. обладать некоторыми свойствами, «которые раньше составляли монополию мужчин (только в принципе)» (И.С. Кон).

Неоднозначен и образ мужчины. Раньше мужчине приписывалось быть сильным, смелым, агрессивным, выносливым, энергичным, но не особенно чувствительным. Сегодня же наряду с этими качествами мужчина начинает ценить в себе и другие: терпимость, способность понять другого, эмоциональная отзывчивость т.е. качества, которые раньше рассматривались как признаки слабости.

Таким образом, нормативные наборы социально-положительных черт мужчин и женщин перестают казаться полярными, взаимоисключающими и открывается возможность самых разнообразных индивидуальных сочетаний.

Высокая вариабельность гендерных ролей, характеризуется тенденцией отвечать на воздействия среды целесообразным адекватным поведением. Инвариабельность можно характеризовать как приспособительную ригидность, когда индивид проявляет тенденцию упорно придерживаться жёстких стереотипных схем деятельности и поведения, традиционно приписываемого его полу, т.е. приспосабливать ситуацию к себе, а не приспосабливаться самому (О. Микшик). Действующий субъект должен проявлять достаточный уровень активности, компетентности, гибкости, использовать широкий арсенал средств, но при этом не теряться в выборе возможностей.

Мотивационные характеристики стереотипов способствует их участию в нормативной регуляции общественных отношений посредством таких социально-психологических механизмов, как внушение, заражение, идентификация и подражание. Это определяет такой способ заданности гендерных ролей субъекту, когда он воспринимает их неосознанно, а порой и чисто внешне.

Особенности гендерных ролей субъекта могут служить условием, благоприятствующим в достижении его же собственной цели, а также могут служить и условием, препятствующим ему в достижении его цели. В первом случае гендерные роли приобретают позитивное, а во втором — негативное действие. Позитивным в действии гендерных ролей Дж. Мани и П. Такер считают поддержку межличностного и межгруппового взаимопонимания и сотрудничества.

Негативное воздействие гендерных ролей проявляется в том, что они могут отрицательно сказываться на самореализации человека, выступать барьером в развитии индивидуальности (И.С. Клецина). Следование гендерным ролям часто связано с механизмами долженствования.

Так, женщина, проявившая свои способности, желающая реализовать свой потенциал, часто приходит к конфликту с традиционными взглядами окружающих на место женщины в обществе и, возможно, к конфликту с собственными представлениями о себе как о личности. Женщины работают и в тоже время несут большую часть обязанностей по дому и уходу за детьми. Часто женщины сталкиваются с завышенными требованиями, дискриминацией при приеме на работу, при служебном продвижении — все это препятствует реализации женщиной себя как личности. Но и мужчину гендерные стереотипы также оказывают негативное влияние. К компонентам традиционной мужской роли относят нормы успешности/статуса, умственной, физической и эмоциональной твердости, антиженственности. Для многих мужчин полное соответствие этим нормам недостижимо, что вызывает стресс и приводит к компенсаторным реакциям: ограничение эмоциональности, навязчивое стремление к соревнованию и успеху и т.п.

Традиционные гендерные роли сдерживают развитие личности и реализацию имеющегося потенциала. Эта идея явилась толчком к разработке С. Бэм концепции андрогинии, согласно которой человек, независимо от своего биологического пола, может обладать как чертами маскулинности, так и фемининности, соединяя в себе как традиционно женские, так и традиционно мужские качества. Понятие психологической андрогинии распространяется не на соматические качества, а именно на поведение и установки. Андрогиния является важной психологической характеристикой человека, определяющей его способность менять свое поведение в зависимости от ситуации, она способствует формированию устойчивости к стрессам, помогает в достижении успехов в различных сферах жизнедеятельности [5].

Эта идея была развита дальше, и Дж. Плек в своих работах начал говорить о расщепленности, или фрагментарности, гендерных ролей. Не существует единой мужской или женской роли. Каждый человек выполняет ряд разнообразных ролей (жены, матери, деловой женщины и т.д.), зачастую эти роли могут не совмещаться, что ведет к ролевому внутриличностному конфликту. Конфликт между ролью деловой женщины и ролью матери всем хорошо известен. Сейчас имеются данные о том, что выполнение многих ролей способствует психологическому благополучию человека.

Для полноценного развития и самореализации человеку необходимо избавиться от ограничений, накладываемых традиционным стереотипом мышления на поведение мужчин и женщин, и которые представляют собой лишь условность. Свобода от подобных стереотипов (а по сути — предрассудков) дает человеку возможность обрести душевное и физическое здоровье и способность жить полной жизнью.

Так, по данным А. Heilbrun высокомаскулинные женщины характеризуются трудностями в установлении и поддержании межличностных контактов, особенно в геторесексуальных отношениях, агрессивностью; низкомаскулинные – беспомощностью, пассивностью, пугливостью, изолированностью, одиночеством, склонностью к депрессии, низкой самооценкой, нерешительностью в вопросах карьеры; высокофеминные – тревожностью и низкой самоуверенностью; низкофеминные – трудностями в установлении и поддержании межличностных контактов, агрессивностью [8].

Высокомаскулинные мужчины испытывают меньшее количество проблем по сравнению с низкомаскулинными, но отличаются обедненной коммуникацией, у них наблюдается снижение эмоциональных проявлений; низкомаскулинные характеризуются зависимостью, беспомощностью, пассивностью, пугливостью, изолированностью, одиночеством, склонностью к депрессии, низкой самооценкой, тревожностью, низким уровнем достижений, нерешительностью; высокофеминные – изолированностью, одиночеством, склонностью к депрессии, низкой самооценкой, тревожностью, низким уровнем достижений; низкофеминные мужчины испытывают трудности в установлении и поддержании межличностных контактов, нерешительностью в профессиональной деятельности.

Было проведено исследование с целью выявления влияния гендерных ролей на личность. На основании полученных результатов можно сформулировать следующие выводы. Мужчины, придерживающиеся традиционных гендерных ролей, менее подвержены депрессии чем женщины, более склонны к вытеснению, регрессии и отрицанию затруднений, у них преобладает такой тип защит как «реинтерпретативная активность» (прибегают к таким защитным механизмам как рационализация, интеллектуализация), более выражена фиксация на психотравме, чем у женщин. Это говорит о «застревании» аффекта и интеллекта на психической травме. Женщины, придерживающиеся традиционных гендерных ролей, более озабочены своим здоровьем, чем мужчины. Женщины, придерживающиеся противоположных традиционных гендерных ролей (маскулинных), имеют более высокие показатели по всем шкалам по сравнению с мужчинами. Они более депрессивны, чем мужчины, также более агрессивны. Более склонны к вытеснению, регрессии и отрицанию, более чем у мужчин выражена «реинтерпретативная активность», также преобладает фиксация на психотравме, и, наконец, такие женщины более озабочены своим здоровьем, чем мужчины. Также было выявлено, что женщины и мужчины, придерживающиеся эгалитарных гендерных ролей (андрогинны) более адаптированы к жизни в социальной среде, в том числе в семейных отношениях. Они более гибкие в отношениях по сравнению с женщинами и мужчинами, придерживающихся традиционных гендерных ролей.

Позитивный потенциал данного феномена заключается в достижении психологической целостности индивида, влекущей за собой социальную устойчивость и успешность. Будучи андрогинным, человек осознает факт гендерной асимметрии, что включает в себя нивелирование дискриминации на разных уровнях. В конечном итоге, трудно переоценить ценность андрогинии для здоровья и потенциала развития личности и общества.

В заключении следует сказать, что изучение влияния гендерных ролей на различные аспекты жизни человека нуждаются в специальных исследованиях.

 

Литература.

  1. Клецина И.С. Гендерный подход и внутриличностные конфликты // Женщина. Образование. Демократия: Материалы 2-й меж-дунар. междисциплинар. науч.-практ. конф. — Минск, 2000. — С. 275 – 279.
  2. Клецина И.С. Самореализация и гендерные стереотипы // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 2. — СПб., 1998. — С. 188 – 202.
  3. Кон И.С. Маскулинность как история // Гендерные проблемы в общественных науках / Отв. ред. И.М. Семашко. — М.: РАН, 2001. — С. 9 – 38.
  4. Крайг Г. Психология развития. — СПб., 2000.
  5. Bem S.L. Dismantling gender polarization and compulsory heterosexuality: should we turn the volume down or up? // Journal of Sex Research., 1995 Vol. 32 (4), р329 – 334.
  6. Best, Deborah L. Gender Concepts: Convergence in Cross-Cultural Research and Methodologies // Cross-Cultural Research, Feb 2001, Vol. 35 (1), p23 – 43.
  7. Hoffman R., Borders L. Twenty-Five Years After the Bem Sex-Role Inventory: A Reassessment and New Issues Regarding Classification Variability // Measurement & Evaluation in Counseling & Development, Apr 2001, Vol. 34 (1), p39 – 55.
  8. Hoffman R., Borders L., Hattie J. Reconceptualizing Femininity and Masculinity: From Gender Roles to Gender Self-Confidence // Journal of Social Behavior & Personality, Dec 2000, Vol. 15 (4), p475 – 503.


Просмотров: 547
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Различия ролей мужчин и женщин закладывается воспитанием
  • О разделении ролей, часть 1: в чем польза женщины, которая не работает
  • Влияние гендерных характеристик на оценку качества своей жизни.
  • О женщинах и мужчинах, и утрате традиционных ролей в семье.
  • 8 марта, праздник гендерных стереотипов или светлый день солидарности женщин в борьбе за равные права ?
  • Пилотное исследование гендерных отличий в особенностях восприятия качества полученной
  • Инверсия семейных ролей: сын - муж своей матери.
  • Почему уже женатые мужчины и замужние женщины некоторым кажутся более привлекательными, чем свободные?
  • Женщина гарем. Сочетание ролей.
  • О гендерных ролях
  • Не думайте, что женщины зависят от мужчин больше, чем мужчины от женщин.
  • Женские инициации. Мудрость женских ролей.
  • Техника познания и раскрытия себя для Женщин "Ромашка Ролей".
  • О разделении ролей, часть 3: в чем разница между влиянием отца и матери?
  • Боль от несовпадения ролей в отношениях
  • Инверсия ролей матери и дочери
  • Дочки - матери. Нарушение системных ролей.
  • Роль ролей
  • Роли мужчины и женщины в семье и воспитании ребёнка
  • Построение мудрых гендерных отношений
  • Ресурсный потенциал ролей театра архетипов для детей с тревожными расстройствами
  • Перекосы семейных ролей
  • Пасьянс ролей. Исследование «странных» партнерских отношений
  • Как избежать путаницы ролей в семье и гармонизировать партнерские отношения?
  • Из зеркала: расширение теории ролей.
  • Роли Мужчины и Женщины. Обмен.
  • "Настоящая женщина" - набор социальных ролей.
  • Кто в доме хозяин? - перекос семейных ролей
  • Устала от ролей
  • Социометрия ролей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь