Мама лучше знает

Автор статьи: Оксана Суржина

Лизу на прием привела мама. Лизе 16 лет, но выглядит она лет на 14, учится в десятом классе, маленькая, худенькая, симпатичная. Впечатление портили опущенные плечи , заплаканные глаза и красный нос.  Отказалась разговаривать без мамы. Мама – энергичная, атакующая, на каждом пальце по 2 золотых кольца.  Она и начала разговор.

-Мы боимся отвечать у доски, нас не все любят в классе, мы все время плачем.

На мой вопрос, почему она боится отвечать у доски и почему она плачет, мама, назовем ее Ольга, удивленно поднимает глаза. Она не чувствует подвоха, недоуменно отвечает:

-                Почему я? Лиза.

-                Но Вы сказали, что «мы боимся… мы плачем…»

Мама смутилась, ненадолго, на пару секунд.

-                Нет, Вы не правильно меня поняли, я говорю о Лизе.

Далее последовал бурный рассказ о том, что девочка хочет быть врачом, все силы брошены на подготовку к ЕГЭ, которое будет через год, работают пять репетиторов, в том числе два по математике, уже куплена для Лизы квартира недалеко от Медакадемии, а Лиза не отвечает у доски и все время плачет. Это состояние началось после сдачи экзаменов за 9 класс, девочка плохо написала тесты.

Из рассказа Ольги выясняется, что семья живет в селе, они состоятельны,  деньги в семье зарабатывает она, Ольга, работающая главбухом, есть папа- юрист. Девочку не любят в классе именно из-за богатства семьи- так считает мама.

Лиза молчит, сгорбившись и опустив глаза. Прошу ее ,пока суть да дело, нарисовать три дерева. Переворачивает лист и рисует еле видно три одинаковых дерева, среднее сдавлено с двух сторон, на нем нет листьев, хотя Лиза сказала, что на рисунке лето. Это дерево- она. Похоже, что у нее нет сил, хотя учебный год только начался.

Я прошу и Лизу, и маму сделать тест Дембо- Рубинштейн на определение самооценки, причем Ольгу прошу сделать дополнительное задание- как она видит Лизу, а Лизу- как она видит маму. Мои предположения оправдались- у Лизы оказалась неадекватно заниженная самооценка. Ольга же оценивала возможности дочери неадекватно высоко, гораздо выше того, как видела это девочка, так что Лиза как бы ни хотела, как бы ни старалась, не могла достичь этого уровня. Это и явилось причиной стресса, в котором живет девочка.

Первое, что я порекомендовала, было снизить нагрузку и давление на Лизу, на что мать ответила решительным отказом, максимум, на что она готова была пойти, это на каникулах разрешить отдохнуть, не ходить к репетиторам. Когда я сказала , что такая неадекватно заниженная самооценка  может быть признаком депрессии (я не врач и диагнозы не ставлю, это лишь мое предположение), и объяснила, чем чревата подростковая депрессия, в глазах Ольги мелькнула едва заметная тревога.

На последующих сессиях Лиза рассказала, что все летние каникулы она  занималась с репетиторами, что очень устала. Она боялась насмешек одноклассников, поэтому и перестала отвечать у доски. А потом сказала, что сама бы она хотела быть поваром, но родители слышать не хотят об этом,  дочь- повар им не нужна.. Потом она сказала, что хочет совсем уехать, подальше от родителей, выйти замуж и жить своей жизнью. На этой сессии мы много разговаривали, смотрели фотографии, слушали музыку, Лиза становилась открытой. Когда она вышла из кабинета, мама поразилась тому, что девочка улыбалась- она давно не видела улыбки дочери.
Наша работа еще не завершена. Я надеюсь, что мама услышала меня, хотя уходя, она сказала, что на каникулах Лиза будет заниматься с репетиторами.
Что происходит с Лизой? Она- подросток, а это время ответа на вопросы «Кто я? И какой я?», поиска своего пути в жизни, места в обществе. Но мама знает лучше, что нужно ее дочери, чтобы быть счастливой и успешной. У нее для этого есть силы и средства, и не важно, что у девочки маловато способностей, чтобы стать врачом.  Мама так решила, а Лиза теперь должна воплотить мамины планы в жизнь, невзирая ни на что, в частности, на то, что у девочки формируется спутанная идентичность. Мама решила где будет жить дочь, выбрала для нее профессию, судьбу. И совсем уж не важно, что сама Лиза хочет быть поваром. Повар не входит в планы Ольги.  Маме важно гордиться дочерью, а будет ли девочка при этом счастлива- такой вопрос не ставится. 

Мамины амбиции?  Мама знает лучше...



Просмотров: 510
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Прости меня, Лиза (исповедь психолога)
  • Мама сказала..
  • Почему мама должна быть счастлива….
  • Мама сказала, он хороший парень...
  • Ты - неудачник! Если так сказала мама - это приговор?
  • Мама и ее взрослая девочка
  • Мама лучше знает
  • Дочь мамы, мама дочери
  • Часть IV. Лиза.
  • Мама старше, она знает лучше
  • Лиза. Работа с нарушением пищевого поведения. (Случай из практики)
  • Одиночество и скука. Лиза
  • Небедная бедная Лиза.
  • Инфантилизм - как поиск рая на земле или «Мама знает лучше»!
  • Инфантилизм - как поиск рая на земле или «Мама знает лучше»!
  • Девочка, девушка, женщина: где ты потерялась?!... Мама, а ты, что здесь делаешь?!
  • Мама дочери-подростка: время балансировать
  • Если с мамой невыносимо общаться. Часть 1. Мама лучше знает
  • Моя мама не хочет меня, но я хочу жить.
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Дорогая мама, как ты меня достала. Почему взрослые дочери избегают общения с мамой
  • Случай из практики: почему мама не хочет жить с папой
  • Не хочу быть такой как мама, или почему они со мной так...
  • Может ли мама помочь дочери больной анорексией? Вопрос расстановщику.
  • "Лиза боится отавиться едой в гостях"
  • Критикующая мама в голове живет, критикующая мама мне покоя не дает
  • Моя мама хотела, чтобы я была ее крыльями...
  • Материнская интуиция или почему мама знает
  • Сынок, мама у тебя одна, а женщин будет много...
  • Как быть, когда мама против..?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь