|
Профессиия Эйчара: специальности разные, общаемся куклами?Автор статьи: Нонна Вячеславовна Коростелева
Согласно взглядам на общение, разделяемым представителями гуманистической традиции в психологии, конвенциальное общение противоречит задачам самоактуализации личности и должно как минимум дополняться элементами субъект – субъектного общения, суть которого заключается в принятии другого человека и в самораскрытии каждого из общающихся. Принятие означает признание значимости партнера, а более конкретно – предоставление ему права выражать себя любым образом, не наносящим ущерба окружающим. Задача гуманизации профессиональных взаимоотношений является актуальной.Подавляющее большинство работников и почти все клиенты различных служб так или иначе страдают от «объективности» профессиональных отношений, другими словами, от того, что партнер настроен на общение, которое делает человека лишь средством достижения своих целей, в лучшем случае, чтобы партнер «не мешал», не требовал слишком многого, не рассчитывал на моральную поддержку. С другой стороны, некоторые негативные черты субъект – субъектного общения приобретают особое значение именно в профессиональных отношениях. Так, самораскрытие делает человека уязвимым в ситуациях, когда партнер заинтересован в поиске и использовании его слабых мест. Механизм возникновения и проявления коммуникативной толерантности связан с психологией эмоционального отражения личностных различий. Осознанно, на уровне предсознания или подсознания каждый человек реагирует на то, что он и партнер имеют различие в сфере тех или иных проявлений личности. Е.А.Климов указывает на то, что, например, «профессионалы типа Ч - Т (человек – техника) выделяют и удерживают в сознании прежде всего такие целостности, как реализованные полезные вещественные придумки, усиливающие возможности человека в полезной деятельности, высвобождающие его от рабочих нагрузок и даже превосходящие человека в реализации его функций. Профессионалы типа Ч-Ч (человек – человек) выделяют и удерживают в сознании, прежде всего целостности, характеризующие умонастроение, поведение людей, образ их жизни, формы активности, способы привнесения порядка, упорядоченности в сложную жизнь человека и общества. Если принять во внимание, что профессии типа Ч - Т (человек – техника) , по-видимому наиболее многочисленны по составу занятых в них людей, это делает здесь вопрос о профессиональной специфике восприятия другого человека достаточно острым»Конечно, впечатление как о себе, так и о партнере, субъективны, но в этом и заключается драматизм эмоционального восприятия. Негативную оценку в партнере способны вызвать как незначительные, так и существенные для совместной деятельности личностные особенности, при этом катализатором переживаний могут стать и трудные обстоятельства совместной деятельности, и мнения окружающих , и проведенные вместе годы. Партнеры сопоставляют и оценивают качества и состояния друг друга на уровне отдельных подструктур личности. Чем меньше неприятных и неприемлимых для себя различий находит один человек в другом, тем выше у него уровень коммуникативной толерантности, тем реже он осуждает индивидуальность другого или раздражается по поводу его отличительных особенностей. Согласно исследованиям Обозова Н.Н. « дефицит доверительного общения, мимолетность встреч и знакомств, дружеских отношений приводит к затруднительным ситуациям и даже образованию напряженности и конфликтности “каждого с каждым” или “всех со всеми”. Основным условием притяжения является осознание социальной и видовой принадлежности: половой, возрастной, территориальной- в период знакомства с человеком .В отношениях знакомства уже заложено переживание чувства единения “мы”. С узнаванием включаются отношения оценок и эмоциональных переживаний. Здесь важно сходство мнений по тем или иным вопросам личной, профессиональной и общественной жизни. Эмоционально-исповедальные дружеские отношения строятся при условии взаимной симпатии, эмоциональной привязанности и доверчивости. Они характеризуются высокой избирательностью и для их возникновения нужно время.... так что партнеры через непохожесть могут обнаружить всеобщность человеческой природы. Т.е. чем дальше отношения - тем нужнее “ты” – такой же как ”я” для притяжения и не такой, как я – для отталкивания. Чем ближе отношения, тем важнее для притяжения непохожесть, индивидуальность личности и тем больнее и отталкивает - “ты” – такой же как “все”. Щерба Н.Н. « определяет взаимность, которая предполагает донора и реципиента. Кому-то есть что дать (и он с удовольствием это делает – например, делится информацией), а другому необходимо получить. Это есть основа человеческих отношений. Если вникнуть в семантику слова “взаимность”, то станет ясно, что взаимная ненависть - только по невысказанному согласию обеих сторон. Когда “я” не стану думать о том, что “меня” ненавидит другой - никакой взаимности не получится. Невысказанное же согласие на ненависть - свидетельство болезненной потребности в получении отрицательной энергии от другого лица. А это уже не человеческий вариант существования» «Совместная деятельность подталкивает людей (чаще на бессознательном уровне) унифицировать какие-то функции для общей пользы, чтобы уменьшить энергетические затраты каждого действующего лица.Это уподобление. Поляризация происходит по другим причинам но для тех же целей. Физиологические возможности каждого (например, темперамент) используется для максимальной пользы (достижения результата) группы минимальными затратами. Это поляризация. Симпатия и антипатия - эмоциональная составляющая отношений. Если эта эмоциональная составляющая контролируется сознанием, у человека с позитивной социальной моралью - антипатия не будет доминантной установкой и не помешает продуктивному контролю.» Коммуникативная установка личности представляет собой готовность реагировать на те или иные типы партнеров по взаимодействию определенным образом, что обусловлено имеющимся у нее опытом общения, оценками и переживаниями их сущности, взглядов и поведения. Установка – клише реагирования, привычка отвечать заученным способом на знакомые жизненные ситуации, повторяющиеся социальные явления, часто встречающиеся типы людей. Установка экономит наши ресурсы – психические и физические. Действие установок может быть либо оправданным и уместным, либо ошибочным и даже вредным. Оказавшись во власти своих установок, человек в значительной мере автоматически реагирует на партнеров, плохо дифференцируя их, воспринимая как бы по шаблону, не вникая в индивидуальность. Последствия очевидны: нарушается принцип субъектных отношений, притупляется внимание к сущности партнера и его состояниям, ослабевает нравственная сторона общения. Негативная установка отражает готовность недоброжелательно относиться к большинству окружающих. Она формируется под влиянием неблагоприятного опыта человеческого взаимодействия, а также вследствие ярко выраженных эмоций отрицательного спектра. Мною были проведены исследования коммуникативной толерантности и коммуникативной установки по методике Бойко В.В. у студентов, будущих менеджеров по управлению персоналом. В исследовании участвовали студенты как дневного, так и заочного отделения (т.е. специалисты, уже работающие) в количестве 54 человека. Был выявлен низкий уровень коммуникативной толерантности студентов, при нормальном уровне в 30 – 40 баллов, получены результаты в 54 балла, причем у девушек уровень коммуникативной толерантности ниже, чем у юношей 57 и 46 баллов соответственно. На выборке 26 человек этих же респондентов проведен расчет тетрахорического коэффициента. Тетрахорический коэффициент взаимосвязи между показателями коммуникативной установки и наблюдаемым поведением - показателями коммуникативной толерантности позволили выявить зависимость на уровне 0.4.коэффициента корреляции Завуалированная жесткость коррелирует с неприятием или непониманием индивидуальности человека (к-0.54), со стремлением подогнать партнера под себя, сделать его удобным (к – 0.46), а также с неумением прощать ошибки (к- 0.4) Открытая жесткость кореллирует с категоричностью или консерватизмом в оценках людей (к – 0.47), но также отрицательная корреляция получена с неумением скрывать неприятные чувства с некоммуникабельными качествами партнера (к – 0.4) Брюзжание коррелирует с неприятием или непониманием индивидуальности человека (к-0.64), использованием себя в качестве эталона при оценке других(0.4), со стремлением подогнать партнера под себя, сделать его удобным (к – 0.42), с неумением приспособиться к партнеру (к-0.41)а также с неумением прощать ошибки (к- 0.48) Негативный опыт общения коррелирует со стремлением подогнать партнера под себя, сделать его удобным (к – 0.4), использованием себя в качестве эталона при оценке других(0.4), также с неумением прощать ошибки (к- 0.46) Поскольку в исследовании участвовали в основном, женщины, (43 женщины и 11 мужчин), эта тенденция прослеживается и в получении данной специальности, акцент сделан на женском варианте «слияния», как психологического сопротивления. В варианте психологического сопротивления "слияние" (конфлуэнция) у женщин может выражаться в вере в то, что она обладает исключительной способностью "читать мысли и чувства" других людей. Это особенно опасно для профессиональной деятельности специалистов по управлению персоналом. Специалист не будет иметь возможности профессионально отобрать персонал на этапе подбора кадров, при оценке и аттестации.Основные задачи в профессиональной идентификации женщин – специалистов, менеджеров по управлению персоналу, заключаются, в следующем: - соотнесение своего женского начала с представлениями и знаниями о себе, своей личности, принимаемыми социальными ролями, имиджем для последующей ассимиляции этих представлений с результатами предыдущего опыта; - нахождение адекватных способов проявления своего женского начала, признание ответственности за реализацию своей женской роли в контакте с социальным окружением. По мнению Кокоренко В.Л, « в отличие от механизма идентификации, механизм принятия и освоение социальных ролей является более обобщенным, и при нем часто отсутствует персонализация осваиваемого эталона. Полное совпадение структуры роли и структуры личности возможно лишь как эпизод в развитии личности» При занятии людьми различных социальных позиций их поведение определяется главным образом ожиданиями других людей в отношении этих позиций, а не их собственными индивидуальными характеристиками. Поэтому в процессе исполнения соответствующей социальной роли может возникнуть ролевой конфликт. Случается, что разные роли связаны с несовместимыми ожиданиями в отношении какой-либо одной роли. Тот же менеджер по управлению персоналом может находиться под воздействием противоречащих друг другу ожиданий администрации, руководителей, специалистов и коллектива. "Отдельные внутренние процессы проявления самосознания в реальной жизнедеятельности человека – самопознание, эмоционально – ценностное отношение к себе и саморегулирование поведения в их единстве и взаимосвязи, а также обусловленностью познанием окружающего мира, общением и деятельностью. Эти три компонента процесса самосознания могут являться своего рода задачами развития личности. Самопознание, развитие критичного и вместе с тем конструктивного эмоционально-ценностного отношений к себе неизбежно предполагает совершенствование форм саморегулирования поведения» Анализ технология арттерапии и психодрамы как современных методов психотерапии, применение их в практике практической психологической работы и обучении, позволяет сделать вывод о том, что данные технологии наиболее действенным, щадящим и более экономичным по времени способом могут быть применены в подготовке и адаптации менеджеров по персоналу. Воздействие на установки, как более глубинные структуры личности, эффективнее всего методами арттерапии и драматерапии (ролевые деловые игры), наиболее современных технологий профессионального развития менеджера и предотвращения профессионально (эмоционального) выгорания. Так, в Академии практические занятия со студентами дневного отделения специальности «Управления персоналом» проходили с применением арт-технологий. Проведены тематические занятия с составлением инсталляции «Мир студента», а также создание кукол различных профессий и представление спонтанного спектакля. Процесс изготовления кукол и сочинения спектакля происходил непосредственно на занятии. Поскольку в группе на занятии был только один юноша, девушки быстро сориентировались. Естественно, все куклы были принцессами, феями, барышнями, то сценарий общего спектакля решили сделать в форме показа моделей платьев. Был только один «молодой человек» - кукла, которого студентка изготовила дома как «менеджера». Но остальные девушки запротестовали, сказали, что нет мужских моделей и быстро определили этого «топ -менеджера» как «топ – модель» Была там и профессионал, другой специальности – врач. И, когда, по сценарию, к врачу пришла модель и сообщила, что у нее вскочил прыщик на лице, и она боится, что ее не допустят на подиум, у педагога вдруг возник когнитивный диссонанс. Сначала, «мне бы ваши проблемы», а потом вдруг, инсайт: но для топ - модели – это действительно – проблема! Такая работа….. Арт – технологии позволяют создать оптимальные условия в обучающем процессе для перехода самосознания личности специалиста на более высокий уровень психического развития, мобилизации психических резервов личности и развертывания сознательной, целенаправленной деятельности по преобразованию своей духовной и профессиональной сферы, в том числе и повышения уровня коммуникативной толерантности. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|