Предлагаю несколько простых техник, которые помогут Вам в диагностике лжи. Остерегайтесь поспешных выводов. Помните, для того, чтобы заключить, что Ваш собеседник лжет, Вы должны зафиксировать признаки лжи не менее 3 раз при возвращении к важной для Вас теме.
Алгоритм ведения беседы при диагностике лжи:
Определите значимую тему. Желательно, чтобы тема была одна. Например, Вам важно проверить обманывает ли вас собеседник, рассказывая про прошлое место работы или же действительно ли он не имел проблем с кредитами в прошлом.
Начинайте разговор с незначимой темы. Поговорите о погоде и природе, расслабьте собеседника. Пусть первое волнение уйдет.
Поговорите о том, что интересно собеседнику. Вам нужен образец правды для эталонного сравнения. Заметьте, как собеседник ведет себя, когда он не лжет.
Заведите разговор о значимой теме и фиксируйте любые изменения поведения. Будет просто отлично, если Вы сможете записать Вашу беседу на камеру.
Снова верните разговор к незначимым темам, фиксируйте изменения. Иногда это может быть «вздох облегчения», Вы увидите, как лжец расслабится.
Повторите алгоритм, начиная с шага 3. Старайтесь задавать разнообразные вопросы. Как, например: «ой, простите пожалуйста, я прослушала, вы ушли с прошлой работы по тому, что не смогли найти общий язык с руководителем?».
Несколько важных моментов, которые надо учитывать при диагностике лжи:
Провоцируйте. В данном случае я сделала смелое предположение относительно конфликтных отношений с руководителем. Вы увидите удивление, если предположение было неверным и страх, если ложь разоблачена. Также на лице могут проявиться эмоции, которые человек испытывал в той ситуации, например агрессия на бывшего руководителя. Но внимание, не путайте это с гневом, который могли вызвать ваши предложения и несправедливое обвинение.
Сбивайте с мысли. Ложь, как правило, произносится в виде «тирады» — заранее подготовленного фрагмента, который человек говорит на одном дыхании. Любое прерывание вызовет замешательство и собеседнику будет трудно снова вернуться к «гладкому высказыванию» лживой истории.
Задавайте прямые вопросы о причине эмоций, которые Вы видите. Например, «почему вы разозлились, когда речь зашла о кредитах». Если вы попали в точку – эмоции усилятся. Но будьте готовы услышать ложь, как «подмену причины эмоций».
Осторожно! Прежде чем пытаться узнать правду, ответьте себе на вопрос: зачем Вам это нужно? Что Вы получите, узнав правду?
Татьяна Муращенко, тренер, психолог , HR в IT сфере
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.