Три самых больших иллюзии, часть 3.

Автор: Елена Плюснина-Гринберг

Предупреждение: тема может оказаться тяжелой. "Три самые большие иллюзии" активно воздействуют на нас, заставляя страдать. Причем действуют бессознательно, исподволь. Иллюзии плотно вшиты в наше подсознание и продолжают работать, приводя нас в состояние фрустрации, загоняя в чувство вины, отчаяния, страха. Постепенное осознание действий иллюзий помогает изменить глубиные "прошивки" нашей личности для более гибкого, а значит, более адаптивного отношению к миру, людям, себе. 

Третья иллюзия, наверное, самая глубокая.  Третья иллюзия - это иллюзия о справедливости мира. Мир несправедлив. Точнее, он просто не строится и не существует по человеческим представлениям о справедливости. А мир какой есть, он просто есть. Справедливость - это человеческая придумка для того, чтобы легче встречаться с трагедиями и бедами, с тем, что наши ожидания и планы, фантазии и надежды могут не реализоваться, не оправдаться. Что наши огромные усилия в какой-то деятельности могут быть не вознаграждены. Что кто-то совершит поступок, которого мы не могли ожидать от этого человека, "ведь мы его очень хорошо знаем". Что может случиться беда с человеком, который этого "не заслуживает", или, наоборот, что человек, который, как мы считаем, заслуживает наказания, продолжает жить и радоваться. 

Данная иллюзия помогает нам воспринимать факты жизни через убеждение: "всё равно потом справедливость восторжествует". А ведь не всегда. И не всегда просто потому, что справедливость в каждом конкретном случае для каждого своя. Общие договорённости нашего социума по вопросам совершения преступлений и т.д. не берём, это другое, хотя и тут, как мы видим, часто - не до "справедливости". Сейчас речь о внутреннем ощущении человека и его состоянии. Человек с помощью этой иллюзии помогает себе спрятать свои чувства от себя. 

Прежде всего, это чувство страха (жить в "не справедливом" мире кажется более пугающе или сложнее, чем в "справедливом"). В итоге - он получает кучу других чувств: обиды, неудовлетворённости, "чувства справедливости" (это чувство условно, на самом деле, если покопаться, там будут другие чувства) и т. д. А ведь испытывать страх время от времени - это вполне нормально, естественно.Действие иллюзии о справедливости мира многообразно.Например, мы начинаем жить в ожидании "справедливости". Выстраивать свою жизнь под неё. "Он потом поймёт и изменится, вернётся, попросит прощения". "Они всё равно не будут счастливы, им воздастся". "Когда-нибудь жизнь её накажет". 

Если эта мысль часто является спасительной и помогает принять случившееся, жить дальше - хорошо, но иногда она остаётся, закрепляется где-то на подсознательном уровне и заставляет ждать "возмездия". И в этом ожидании могут пройти годы. Годы в фантазировании и размышлениях, которые по-сути ничего не меняют, а только создают негативный фон вашей жизни. 

Ещё эта иллюзия поселяет в нас установку о "должествовании", когда мы живем с убеждением, что нам кто-то что-то должен. Мир должен, жизнь должна, партнер должен, друзья должны. И установку о "соответствии" - "должен быть таким-то". Как только эта установка захватит наше представление о реальности - мы получим также много разнообразных обид, неудовлетворённостей, фрустраций.Также эта иллюзия действует попытками во всём отыскать логическую связь, причем в картине мира, построенной вашими представлениями (как мы помним, они субъективны). Часто выливается в мысль: "Наверное, зачем-то это было нужно". 

Такой абстрактный пример: шел человек, упал на него кирпич, человек умер (любое другое неожиданное событие подобного рода). Мы пытаемся отыскать в подобных событиях какой-то большой, скрытый смысл. "Зачем?", "Что это значило", "Почему?". А ведь это просто произошло. Но вы, наверняка, сталкивались с тем, что люди отвечают на такие вопросы иногда так: "Значит, он закончил свой путь и выполнил свою миссию на этой Земле" или "Значит, подсознательно он хотел умереть и притянул эту ситуацию, этот кирпич на свою голову".  Почти вся эзотерика построена на подобных утверждениях. Принять мысль о том, что что-то в этом мире порой случается просто так, без какого-то тайного скрытого смысла - очень тяжела для некоторых. 

Ещё одно проявление - эта же иллюзия выражается в описанном в психологии феномене обвинения жертвы. В Вики короткое и понятное описание с примерами - смотрите ТУТ. Суть в том, что если человек нами оценивается, как "хороший", нравится нам, мы относим себя к общей с ним социальной группе, но совершил преступление, мы более склонны обвинить его жертву. Кстати, иногда и оценки "хороший" для преступника не надо, просто жертва "тоже как-то виновата" и всё тут. Эзотерики сказали бы - "притянула" эту ситуацию или "зачем-то жертве это было нужно". Серьёзно?Оговорюсь, что эту часть мне писать сложнее всего, так как она затрагивает один очень глубокий аспект, а именно - аспект веры и традиций, в том числе, религиозной веры. 

Среди моих читателей есть верующие люди, и мне не хотелось бы, чтобы рассказ о третьей иллюзии затронул бы чувства верующих болезненно. Мне самой церковь и вера помогла в нескольких трудных ситуациях в жизни, и я до сих пор, оставаясь материалистом, не могу, что называется, "бросить камень" ни в эту сторону вообще, ни в сторону своего пережитого личного опыта. Пусть для тех, у кого написанное войдёт в какое-то противоречие с религиозными убеждениями - это просто информация к размышлению, не более. 

Это отступление необходимо, чтобы описать ещё один пример действия иллюзии: "После смерти человек будет вознаграждён/наказан". Может, и так, но как психологу (и думаю, тут большинство священников со мной согласятся) мне важно - нашел ли человек мир с собой тут, при жизни. Если он страдает, мучается и не может принять какое-то событие пока он жив - опора только на возмездие или награду "после смерти", то, скорее всего, это спор с реальностью. И в этом аспекте не важно - верит человек, или атеист. Если человек живет только надеждой на "после смерти" и ничем иным, его жизнь здесь часто оказывается отравленной. 

Ещё действие этой иллюзии выражается в ряде традиций, связанных с местью, когда на род или семью культура возлагает ответственность за мщение оскорбившему, преступнику. "Я не могу быть спокоен и жить обычной жизнью, пока мщение не осуществлено (справедливость не восторжествовала)". Такая "справедливость" в некоторых сообществах может принимать весьма странный вид (пример банды Цапка, отомстивших за убийство брата убийствами целой семьи, включая малолетних детей). 

 Действие этой иллюзии часто проявляется также мыслью: "За что?" (как вариант "Почему?"), когда мы чувствуем, что кто-то "поступил с нами не справедливо". Это самое легко обнаруживаемое действие этой иллюзии. Такая реакция, постановка вопроса означает, что человек исходит из представления о том, что мир и другие люди будут всегда, вот именно всегда (важна именно эта тотальность, распространение на все события) поступать с нами так, как мы это заслужили. Это, конечно, не так. 

Помогает разрушению токсического действия иллюзии о справедливости мира принятие следующих положений: "Мир не справедлив. Но он и не несправедлив. Он такой, какой есть. Многие события жизни случаются просто так, без особых на то причин, в том числе, причин в нас самих. Не все, но есть и такие события, которые "просто случились". Во многих событиях нет ни наказания, ни награды. Многие события случайны. Есть совпадения негативных и позитивных событий. Я не должен брать на себя ответственность за всё, происходящее в этом мире. Но я могу изучать мир и наблюдать за ним. И чему-то радоваться, а о чем-то грустить. Я могу что-то делать, а что-то просто принимать "как есть", пусть с грустью или печалью. Это нормально". 

Понимание того, что справедливость мира - это иллюзия, важно и при воспитании детей. Сказки исключительно о том, что "хорошие герои всегда в итоге оказываются вознаграждены" ("будешь хорошим или хорошо себя вести" - то всё обязательно будет хорошо") полезны лишь до какого-то возраста для формирования базового доверия к миру. Важно также донести до ребёнка и то, что в этом мире бывают и грустные, "не справедливые" события, но их намного меньше (в подавляющем большинстве случаев это так), и важно уметь переживать их, и идти дальше. 

Иногда ребёнок сам справляется с разрушением этой иллюзии, постепенно знакомясь с разными сторонами жизни, а иногда детское убеждение в справедливости мира так сильно и поддерживается родителями, что "несправедливое" наказание воспитателем в детском саду, незаслуженное оскорбление от других детей, обвинение в несовершённом проступке могут привести к псих.травме, да так, что обиду на эту ситуацию человек пронесёт через всю свою жизнь. 

 ***В заключение темы "Трёх иллюзий". В общем, легко заметить, что действие первой, второй и этой третьей иллюзии тесно связаны между собой. Когда человек не может смириться с произошедшим, в надежде на иллюзорную справедливость он часто пытается что-то менять там, где это бесполезно, исходя из иллюзии своего всемогущества. Иногда иллюзия бессмертия толкает человека к организации жизни по пути постоянного совершения каких-то действий, которые не приносят ни ему, ни кому либо никакого удовлетворения, а иногда и приводит и к новым трагедиям. Связей этих много, вариантов их проявлений тоже. Тут вы можете порассуждать и поискать примеры сами.  Обсуждение этой статьи тут. 

Исследователи этой темы и основные источники: Lerner M.J., Miller D.T. Just world research and the attribution process: Looking backand ahead // Psychological Bulletin. 1978. V. 85. pp. 1030—1051; Lerner, M. J., Simmons, C. H. Observer’s reaction to the “innocent victim”: Compassion or rejection? (англ.) // Journal of Personality and Social Psychology. — 1966. — № 4.;  Lerner, M. J., Miller, D. T. Just world research and the attribution process: Looking back and forward (англ.) // Psychological Bulletin. — 1978. — Т. 85. 

Самые большие иллюзии, часть 1

Самые большие иллюзии, часть 2



Просмотров: 400
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • "Я тебя люблю..." Что люди "прячут" за этой фразой!?
  • "Есть такая "помощь", которая вовсе не помогает..."
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • "Ловушки" любви: "Ты должен/должна быть хорошим/хорошей"
  • "Суть всех споров или "Мясные люди" vs "Шизотерики"
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Злой человек - "плохой" или "хороший"?
  • Быть мальчиком "хорошо" или "плохо"? Первая возможная травма маленького мальчика.
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь