Братья и сестры. Профилактика конфликтов. часть 1.

Все родители мечтают, чтобы их дети любили друга друга, были лучшими друзьями и никогда не ссорились! Если копнуть немного вглубь, то за этой идеей лежит плохоосознаваемое убеждение, что когда дети конфликтуют - мы плохие родители, мы не справились со своей ролью.

Братья и сестры Профилактика конфликтов часть 1

Всегда кажется, что чужие дети - такие дружные, ласковые, а свои только и делают, что ссорятся и дерутся! А если еще вокруг найдется пара-тройка "доброжелателей", которые постоянно рассказывают о своих образцовых детях или сочувственно вздыхают и многозначительно закатывают глаза глядя на дерущихся ваших....
Все, тушите свет, привет разочарование в себе и раздражение на своих отпрысков.
Чтобы справиться с этим потоком негативных чувств, важно осознавать, что наши дети – это разные люди, разные личности, разные миры. Им приходится делить друг с другом пространство, вещи и любовь родителей. И надо признать, что поводов для вражды у них порой намного больше, чем для любви. Любовь - это тонкая материя, никто никого не может полюбить потому, что "должен". Любовь к брату или сестре (в отличие от любви к родителям) - не входит в базовый комплект личности.


Что же делать?
Поставить себе реалистичные цели.
Сменить ожидание с:
"Чтобы любили друг друга и никогда не ссорились" на:
"Чтобы умели сотрудничать и договариваться, слушать и слышать друг друга и находить компромисс самостоятельно".


Результатом переживания родителем чувства вины и разочарования часто становится запрет на проявление детьми негативных чувств друг к другу. Проще говоря: нельзя ссориться, драться, проявлять недовольство и жаловаться. Совсем.

Дети такой запрет либо игнорируют и продолжают свое, либо (если это очень послушные дети, а родительская фигура очень властная и авторитарная) начинают выполнять родительский наказ.

И если ситуация развивается по первому сценария, родительские чувства вины и беспомощности усиливаются. А если по второму - то с виду, вроде все становится хорошо: дети меньше злятся и меньше конфликтуют. Но, фишка в том, что выключив злость на брата или сестру ребенок автоматом отключает и все хорошие чувства, которые к нему испытывает!

Так устроена наша психика. Мы не можем выбирать, что чувствовать. Мы можем свои чувства осознавать, и менять к ним отношение. Максимум — перестать что-то чувствовать вообще.

Кстати, это один из механизмов появление депрессии у взрослых. Когда человек испытывает какие-то запредельные эмоции, с которыми не может справиться, его психика включает защитный механизм и отключает систему чувствование вообще. Отсюда растут ноги у всех этих: «Я ничего не чувствую, меня ничто не радует, я ничего не хочу».

А у детей в результате подавления враждебных чувств друг к другу уходят и добрые чувства, искренность.

Из этого следует правило №1:

Предоставлять детям возможность выражать негативные эмоции

Какие типичные родительские реакции, если ребенок говорит что-то типа:
- Я его (ее) ненавижу! Зачем вы родили его(ее)? Хочу, чтобы его (ее) не было!

- Это ужасно, ты говоришь глупости, у тебя нет оснований злиться
- Как ты можешь так говорить, я запрещаю тебе говорить такое
- Твои слова меня ужасно огорчают, я не хочу об этом слышать
- Ты отлично знаешь, что мы - семья, и должны жить дружно
- Разберись во всем сам(а) и не приставай ко мне со всякими глупостями

Все эти варианты - ошибка. Мы часто реагируем на негативные эмоции других отрицанием, логикой, советами или убеждением.

Правильная реакция - дать ребенку право говорить о своих эмоциях открыто, не боясь осуждения, унижения и насмешки:

- Я не знал, что ты так к этому относишься
- Я не знал, что для тебя это так серьезно
- Должно быть тяжело постоянно быть рядом с братом (сестрой)
- Похоже ты сильно разозлился на брата (сестру)
- Иногда тебе хочется, чтобы ты был единственным ребенком в семье
- Ты всегда можешь рассказать мне о том, что тебя беспокоит
- Я хочу знать о твоих чувствах, потому что они важны для меня.

Парадокс в том, что настаивая на том, чтобы дети любили друг друга, мы лишь усиливаем их враждебность. Признавая существование негативных чувств, мы стимулируем пробуждение чувств позитивных.


Продолжение темы - во второй статье.



Просмотров: 430
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Хочу, чтобы ребенок меня слышал"- что и как говорить?
  • Маленькие соперники: что делать, если дети ревнуют друг к другу
  • Любимая свекровь или что сделать, чтобы не возненавидеть друг друга.
  • "Хочу я отношений или все-таки не хочу? И если хочу, то что с этим делать?"
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • А что если беречь друг друга, не важно, на день встретились или навсегда?
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Я хочу чтобы муж меня обнимал, не потому что я этого хочу, а потому что он этого хочет...
  • Что такое «мучительная близость» и как детям и родителям прекратить быть обузой друг для друга*
  • Если у тебя "плохие" мысли - это еще не значит что ты - плохой.
  • "Замедляться, чтобы чувствовать" или "Что у меня с лицом?"
  • Хотеть, чтобы что-то случилось в нашей жизни и быть готовым это принять - очень разные вещи!
  • Новый год! А что если я не могу, не хочу радоваться? А что если я радуюсь, а кажется, что не должен?
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Отношения "клиент - психолог". Что им нужно друг от друга?
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Что во мне не так, что если от меня уходят (обратная сторона)?
  • Что делать, если не знаешь "что делать" или как перестать бурлачить?
  • Я чувствую, что теряю его. Что делать, если он отдаляется от меня?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Что мешает слышать друг друга
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • "С мамой все в порядке. Это со мной что-то не так"
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Выражайтесь правильно или что бывает, когда друг друга не понимаешь
  • "Нет денег? Так пойди и найди!"-что сделать, чтобы эта фраза не звучала в вашей семье.
  • Хочу сказать маме о том, что мне нравится мальчик, но боюсь, что она меня не поймет
  • "Не хочу учиться, а хочу...." или что делать родителям, если ребёнок не хочет учиться
  • Мы нужны друг другу или важны друг для друга?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь