«мальчиков в голубое, девочек в розовое», «мальчики играют в машинки, девочки играют в куклы, «мальчики не плачут», «Мужчины не так чувствительны, как женщины», «Женщины слабый пол», «до 30 не вышла замуж, нет детей неправильная женщина», «Мужчина в семье добытчик», «Маленькие женщины для любви, большие для работы» и так далее
Слово "стереотип" пришло из типографской лексики, в которой оно использовалось в XVIII веке для обозначения формы для печати оттисков.
Понятие «социальный стереотип» в 1922 году ввел американский журналист Липпман в своей работе «Общественное мнение».
С его легкой руки стереотипы попали в исследовательское поле многих ученых.
Есть несколько теорий ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ стереотипов:
1. Для облегчения процесса познания сложного мира. Получение максимум информации, при минимальном интеллектуальном труде, что ведет к упрощению действительности. (Липпман) 2. Стереотипы необходимы для создания ядра нашей личной идентичности, выстраивание границы между Своими и Чужими, а мотивом стереотипизации является стремление к позитивной социальной идентичности. (Тэджфел, Пикеринг) 3. Стереотипы необходимы для установления властных, иерархических отношений. (Бурдье, Пикеринг)
У стереотипа всегда две стороны медали, они неравноценны: позитивная и негативная оценка, НОРМА И ОТКЛОНЕНИЕ ОТ НОРМЫ. Стереотип всегда срабатывает БЫСТРЕЕ ЧЕМ РАЗУМ. Чаще всего негативную роль стереотип играет, когда применяется человеком в процессе межличностного общения при НЕДОСТАТКЕ ИНФОРМАЦИИ о собеседнике.
Пример: Я разговариваю с девушкой, знаю, что ей 35 у нее нет семьи, если включится стереотип, я уже с подозрением буду смотреть на девушку, либо вообще может возникнуть мысль «ну с ней все понятно». Вероятность того, что стереотип включится возрастает, если я попадаю в позитивную категорию стереотипа, у меня есть муж и ребенок, так как у меня есть стремление принадлежать иметь позитивную идентичность. Но, если бы я так сделала, я значительно упростила бы внутренний мир собеседницы, не дала бы себе возможность узнать ее ближе. А каждый человек уникален и безумно интересен.
Мы все равно себя изучаем, самостоятельно или при помощи друзей или специалистов.
Движимые сознательным или бессознательным желанием понять свое место в мире, мы несомненно ПРИМЕРЯЕМ стереотип НА СЕБЯ. Стоит ли говорить, что болезненно воспринимается, когда мы попадаем в категорию «отклонение от нормы»? Однако эффект от «попадания в норму» не всегда позитивен: зачем дальше исследовать себя, если и так все хорошо?
Человек не менее сложен внутри, чем окружающий его мир. Останавливаясь, СОГЛАШАЯСЬ со стереотипом мы упрощаем себя, ОГРАНИЧИВАЕМ свои возможности.
Первый шаг, который необходимо сделать при включении стереотипа, ВЗГЛЯНУТЬ ЗА НЕГО, немного глубже в себя или собеседника, там можно найти много увлекательного.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.