Мы с нетерпением ждем их появления на свет, мы мечтаем - на кого они будут похожи, мы радуемся, когда они делают свой такой долгожданный в жизни, первый шаг, неуверенно говорят свое первое слово, дарят нам свои теплые объятия и ясные улыбки. Это они-такие беззащитные и милые - бескорыстно любят и искренне верят нам - своим родителям, глядя в глаза своими бездонными, широко-открытыми глазами !!! .... Да, это - НАШИ ДЕТИ. И, каждая мать даже боится подумать о том, что не дай Бог, когда ее ребенок будет плакать, страдать, терпеть насилие .... Однако, к сожалению, по мере нарастания общественной агрессии, нивелированием воспитательного потенциала дошкольных и учебных заведений, семейного благополучия мы все чаще встречаем факты насилия, а именно насилие над детьми. Действительно, в современном мире все большее распространение получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность, неприятие друг друга, нетерпимость. Это и нетерпимость к собственным детям, когда они растут и проходят все стадии взросления, пытаясь найти себя в этой жизни; и к родителям и бабушкам, дедушкам, которые стареют, начинают болеть, хуже видеть и слышать ...
За последние три года семь тысяч украинских детей сообщили о том, что над ними совершается насилие. Они жаловались на недостойное поведение родителей, учителей, опекунов, а также других детей в интернатах, в приемных семьях, детских домах семейного типа. Но обнародована статистика не отражает в полной мере проблемы насилия над детьми. Многие маленьких украинский молча терпят издевательства. Реальность такова, что вероятность кривдження детей есть во всех социальных слоях и во всех семьях на разных этапах развития. Дети - это будущее любого государства. Поэтому физические и эмоциональные травмы, которые они переживают, обворовывают общество и всех его членов в частности.
Основное содержание сексуального насилия - страдания жертвы, ее бессилие, внутренний разлад, унижения. И дети в нем могут играть как пассивную, так и активную роль.
Сексуальное насилие над ребенком в нашем государстве в девяти из десяти случаев остается безнаказанным только потому, что родители бесконечными допросами и судебными заседаниями не хотят еще больше травмировать психику своего ребенка.
Сексуальное насилие или совращение - использование ребенка (мальчика или девочки) взрослым или другим ребенком для удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды. Сексуальное насилие включает половое сношение (коитус), оральный и анальный секс, взаимную мастурбацию, другие телесные контакты с половыми органами. К сексуального развращения относятся также вовлечение ребенка в проституцию, порнобизнес, обнажение перед ребенком половых органов и ягодиц, подглядывание за ней, когда она этого не подозревает: во время раздевания, отправления естественных надобностей.
Это не только различные способы полового акта, но и слишком смелые ласки, демонстрация порнографии. Самое ужасное, что сексуальное насилие развращает самих детей. Более половины проституток подверглись в детстве сексуальным домогательствам. Чаще всего это получалось со стороны знакомых, которых девочки знали, которым доверяли, даже любили. Дети прячут свою беду, по-разному справляются с ним.
Об изнасиловании, а особенно о покушении на изнасилование потерпевший, как правило, не рассказывает (стыдно и страшно), а если сообщает в милицию, то дело редко доходит до суда. Это самый безнаказанный вид преступления. Более 38% всех изнасилованных в Украине - дети и подростки 12-16 лет.
Последствия сексуального насилия детей могут проявляться в виде стремления куда-то бежать, спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия. Ребенок может истерически плакать, или же апатично молчать. Однако в обоих случаях ребенок охвачен острейшим переживанием страха, тревоги и гнева. У детей старшего возраста возможно развитие тяжелой депрессии с чувством собственной ущербности, неполноценности. Все эти проявления необходимо замечать близким, родным людям, которые находятся рядом с пострадавшим. Нельзя оставаться равнодушными, бездействовать.
Ведь любой вид жестокого обращения с детьми ведет к негативным последствиям - психологических травм, которые приводят к посттравматических и психореактивних расстройств. Из 100 случаев физического насилия над детьми примерно 1-2 заканчиваются смертью жертвы насилия. Последствиями насилия есть синяки, травмы, переломы, повреждения внутренних органов: печени, селезенки, почек и др. Нужно время, чтобы залечить эти повреждения, но еще больше времени и усилий требуется для того, чтобы залечить душевные раны, психику ребенка, научить его снова верить людям.
Психологическая практика показывает, что практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения, пережили психическую травму, в результате чего они развиваются дальше со значительными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющих на их дальнейшую жизнь. Такие дети плохо социализируются, низкий уровень коммуникации, они плохо контактируют с противоположным полом, строят трудовые и семейные отношения. Чувствуя себя несчастными, обездоленными, приспосабливаясь к ненормальным условиям существования, пытаясь найти выход из создавшегося положения, они и сами могут творить насилие. Это, в частности, относится к сексуальному насилию, когда в обмен на обещание хранить секрет и не ломать привычной семейной жизни, дети требуют у взрослых насильников деньги, подарки.
И поэтому, психокоррекционная работа с детьми, пережившими сексуальное насилие просто необходима. Детей дошкольного возраста необходимо включать в игровую терапию (важно, чтобы в ней участвовали и родители), активную и пассивную арт-терапию (особенно пальчиковых рисование, танцы, пение ...). Очень эффективна сказкотерапия, где ребенок попадает в спокойное, фантастическое среду. Способствует налаживанию эмоциональной сферы общения с животными (в частности - дельфинотерапия), произведениями искусства, природой. Эти реабилитационные техники позволяют ребенку стабилизировать психоемоцийий состояние, повысить самооценку, снять стресс, снизить уровень тревожности, стимулируют уровень мотивации ребенка ... Детей старшего возраста 12-16 годов жизни целесообразно включать в метод психодрамы, где они, проигрывая роль, будут освобождаться от внутренних образ, агрессии, непрощения. А самое главное - окружить этих детишек безграничной своим вниманием, теплом и любовью! Разве не истинно и справедливо то, что каждый ребенок имеет право на счастье. Разве можно с этим не согласится? Для детей счастье - это когда любимая мама рядом, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка; никто не болеет, любят друг друга, дарят интересные игрушки, покупают вкусные конфеты ... Почему же нам взрослым (родителям, воспитателям) так сложно сделать иногда совсем немного для того, чтобы ребенок чувствовал себя счастливым? Что мешает: социум, стереотипные модели воспитания, собственный эгоизм, инфантильность?
Каждый ребенок может многого достичь: стать чемпионом, открыть новые планеты, стать рок - звездой, путешественником, иметь большую счастливую семью ... Но все это он сможет сделать только тогда, когда будет расти в искренности, доброте, открытости.
Мы, родители, должны помнить, что с каждым жестоким действием и словом - часть будущего исчезает.....
Любите своих детей, дарите им свою любовь, отдавайте ее сполна, насыщайте каждый день свое поддержкой и лаской, чтобы они в будущем доверяли и уважали других, умели строить отношения, строить семью, чтобы умели достойно воспитать свое поколение, чтобы с любовью и бесконечной благодарностью вспоминали вас- своих родителей! ...
Психолог, психотерапевт, доцент кафедры психологии Винницкого государственного педагогического университета имени Михаила Коцюбинского - Оксана Шпортун.