Новая моя статья навеяна обсуждением, недавно имевшем место на нашем форуме вот в этой теме - "Разлука с ребенком". А задумал я ее как обобщение и дополнение к тем мыслям, которые я в той теме выразил. Если будет любопытно, можете ознакомиться с ней, а я пока перехожу непосредственно к изложению своих мыслей.
Начну немного издалека. Как ребенок начинает говорить на своем родном языке? Ответ тут вполне очевиден - он учится этому у своих родителей. Даже если они не будут как-то специально с ним заниматься, он, рано или поздно, все равно говорить научиться и не на каком-нибудь заморском, а на родном языке родителей. И дело тут в том, что ребенок перенимает все то, что видит в своем окружении. Вроде, тоже вполне очевидно. Но вот дальше, если углубляться в эту тему, часто у родителей возникает несколько неверное понимание, неверное трактование этого, если так можно сказать, постулата. Часто родители думают, что вот такое перенятее ребенком образцов взаимодействия с другими, с миром, с собой, которое демонстрируют ему родители, носит какой-то избирательный характер: вот это ребенок переймет, а это нет, здесь возьмет пример с родителей, а здесь нет. Конечно, ребенок развивается, становится самостоятельной личностью, у него появляются свои взгляды, свои представления и его жизнь вполне может отличаться от жизни родителей и точно будет. Но вот чтобы гарантированно ребенок не перенял от родителей того, что они бы не желали, чтобы он от них перенимал, это нужно прежде всего изменить в себе и служить примером, на который ребенок мог бы ориентироваться.
Вот в той теме, которую я назвал в начале, мама тревожилась, переживала вину по поводу того, что она много работает и, якобы, недостаточно внимания уделяет ребенку. Внимания то, в итоге, и любви может оказать и достаточно (если углубиться в эту тему) и ничего с ребенком не произойдет, но вот видя тревожную, постоянно находящуюся в вине мать, ребенок скорее всего и сам в последствии станет тревожным и склонным винить себя. Но мама в данном случае не была единственным воспитателям, так что совершенно и не обязательно, что ребенок переймет именно ее эти образцы поведения, отношения к себе. Но я бы не стал на это упавать, хотя, вполне возможно, что или отец или бабушка станут для него примером здесь, а не мать. Но вот чтобы достоверно исключить это, маме лучше все же поработать с собой, своей тревогой и со своим чувством вины..
Ребенок перенимает все что видит, слышит и чувствует в своем окружении: отношения между родителями, отношения родителей к себе и своей жизни, отношение к другим людям и т.п. Он может научиться только тому, взять себе только то, что есть у него перед глазами. Это становится для него нормой. Скорее всего единственно понятной, знакомой и, следовательно, наиболее удобной и привычной формой существования, которую он с большой вероятностью и будет воспроизводить в своей жизни.
Я как-то сталкивался с мнением о том, что пусть ребенок сейчас видит то, что видит, а когда он подрастет, мы расскажем ему как надо жить. Но это не выход. К этому возрасту ребенок уже научиться "говорить на родном" языке, и сколько не объясняй ему пользу владения, например, английским, он вряд ли от этого на нем заговорит.
Поэтому если вы хотите видеть ребнка и его жизнь такой, какой бы вы хотели видеть, прежде всего посмотрите на себя и свою жизнь и постарайтесь измениться так, чтобы быть примером для своего ребенка. Даже если родитель будет все время говорить о пользе образования, а сам при этом не будет ни читать, ни интересоваться чем-то новым, а например проводить время за просмотром низкопробных сериалов, то ребенок не воспримет того, что говорилось на словах, а воспримет и переймет то, что увидел на примере родителя. Пример известен этот. Как легко его понять, и как не просто что-то менять! Будем ли менять или положимся на "авось"?
В общем, мое мнение такого: если мы уважительны к себе и другим, уверенны в себе, у нас доверительные и искренние отношения в семье, мы прислушиваемся и к своим потребностям и потребностям других, жизнерадостны и энергичны, увлечены своим делом и при этом уделяем внимание и время семье, любим своих близких, умеем отстаивать своим интересы и интересы нашего окружения (и так далее, список можете дополнить), то и наши дети вырастут именно такими же.
Спасибо за внимание!
Пожалуйста, дополняйте, уточняйте, критикуйте, соглашайтесь! За все буду вам благодарен!
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.