Нейрофизиология позитивной психологии

У меня всегда был выраженный скептицизм к психологам, потому что думала, что толку от их «позитивного настроя» очень мало, точнее, уж слишком кратковременный эффект или даже хуже того – это фиксирует человека в том, чтобы он не решал трудные задачи. И вот, судьба! Я сама получила диплом клинического психолога! И, так как первый диплом у меня - о высшем медицинском образовании, то мой интерес к результативности помощи психолога (или вреде от его вмешательства) приобрел научную направленность.

Что лежит в основе позитивного отношения человека к чему-то? Если углубиться в нейрофизиологию, то нужно подробнее рассмотреть дофаминовые рецепторы, т.к. именно дофамин дает нам чувство уверенности в своих возможностях, силы, жизнестойкости, энергии. При его недостатке развивается апатия, слабость и депрессия. Но! Нужно помнить о том, что избыток дает клинику беспокойства, нервного напряжения, страха, мании и даже галлюцинации! Беспокойство на фоне переизбытка дофамина может скрывать под собой клиническую депрессию.

Базовый уровень дофамина (выработка и поддержание) складывается из множества повседневных мелочей, которые можно описать как физические, психически и социальные ресурсы. Здоровый человек получает равномерные порции дофамина в течение дня. А для шизофреников и наркоманов, например, характерны скачки уровня дофамина: то всплеск от маниакальной мечты, то все плохо и ужасно. Поэтому работа клинического психолога с психиатрическими пациентами во многом заключается в том, чтобы помочь человеку равномерно малыми порциями получать дофамин через очень простые бытовые мелочи, характерные для здорового (психически и соматически) обычного человека. К таким простым мелочам относятся рекомендации все время рассматривать мир и людей, с интересом наблюдая и получая удовольствие от общения с людьми, от книг и фильмов, от повседневных дел и пр. Тогда уровень дофамина будет на необходимом уровне с равномерно распределенным количественным поступлением в кровь. В этом случае шизофренику/наркоману не будет требоваться (на физиологическом уровне) уходить в выдуманный или наркотический мир за порцией удовольствия.

Этот же подход, когда человек постепенно восстанавливает способность равномерно в течение дня радоваться разным проявляениям жизни, я активно использую при работе с онкопациентами. Пожалуй, этот момент вызывает наибольшие трудности у пациентов, которые уже проходят или прошли основной курс лечения. Они "зависают" в переживаниях, где все как-то не особо хорошо, им очень трудно переключать внимание на то, что жизнь продолжается и в ней довольно много маленьких, но приятных моментов. 

Какие проблемы бывают при отклонении базового уровня дофамина от нормального уровня?

Если у человека низкий базовый уровень дофамина, то он на уровне биохимии не мотивирован на активные действия. Проводились исследования (J.Salamone, Коннектикутский университет), где крысам предлагалось 2 кучки еды, одна поменьше, другая в два раза больше, но за небольшим заборчиком на пути. Крысы с низким уровнем дофамина достоверно чаще предпочитали простой путь к еде, выбирали маленькую кучку поближе к себе.

Похожие исследования были и на людях. Исследовалась топография и концентрация дофамина у людей, которых принято называть хваткими, предприимчивыми и бездельников. Было обнаружено, что у первой группы людей активность наблюдалась в участках, отвечающих за мотивацию и награду (префронтальная кора и стриатум), а во втором случае – в области, отвечающей за оценку риска и эмоции (передняя островковая область мозга).

Вывод из этих исследований: низкий уровень дофамина заставляет людей работать меньше, т.к. это связывается с анализом затрат и преимуществ, а не с удовольствием как таковым. Выброс дофамина в кровь происходит в те моменты, когда человек получает удовольствие от чего-то. Другими словами, дофамин отвечает не столько за удовольствие как таковое, сколько за мотивацию к действиям. Отклонения от базального уровня ведут к тому, что пропадает "радость жизни" и человек мотивирован только на минимальные усилия по обеспечению своей жизнедеятельности. Поэтому-то так важна расхожая рекомендация психологов быть здесь и сейчас, находить радость в каждом моменте и выбирать работу, которая доставляет удовольствие!

При снижении базального уровня дофамина возникает эффект синдрома недостатка вознаграждения. В этом случае человек не просто становится апатичным, но и стремится любыми доступными способами повысить концентрацию дофамина. Если вспомнить, что в этот момент он не способен «на подвиги», то высок риск ухода за удовольствиями в алкоголь, наркоманию или простое переедание. Другими словами, низкий уровень дофамина увеличивает риск наркомании и любого зависимого поведения.

Существует так называемая дофаминовая ловушка (петля) или постоянная самомстимуляция. Что это такое и чем опасна?

Проводились исследования на мышах, в ходе которых стимулировались определенные зоны мозга (50-е годы 20 века). При этом у мышей была возможность самостоятельно это делать с помощью рычага. Было замечено, что стимулировать некоторые отделы мозга мыши могут до изнеможения и даже физической смерти, забывая обо всем. Когда мышкам отключали возможность самостимуляции, то потребовалось несколько недель (!), чтобы они перестали нажимать на рычаг (который уже не работал) и вернуться к обычному поведению.

Эти стимулированные в эксперименте области мозга характеризуются как «центры удовольствия» и передача импульсов там идет с помощью дофамина и дофаминовых рецепторов. Так была открыта «система поощрений» мозга, где главные нейромедиаторы – дофамин и серотонин.

Дофаминовая петля (ловушка) возникает в ситуации, когда дофамин вырабатывается не в случае получения результата, а в случае самого процесса поиска результата. Про дофаминовую петлю можно говорить в большом количестве бытовых примеров: переедание,бесконечные активности в соцсетях, постоянная проверка почты, смс, "пропущенных" звонков и пр. Другими словами, петля возникает тогда, когда человек начинает делать что-то от скуки, а не от потребности. Поощрения здесь - очень простые и легко доступные, в отличии от тех случаев, когда нужно приложить серьезыне усилия для получения чего-то важного для человека (не безделье!). И как только нейромедиатор становится переносчиком импульсов в цепочке получения удовольствия от поощрения, то желание получить все больше и больше наград становится основной заботой мозга. Ловушка захлопнулась!

Вывод на этом (строго научном) основании – опять же расхожие слова психологов про то, что важно иметь настоящие интересы в жизни, которые базируются на личных, очень индивидуальных потребностях и быть больше ориентированным на себя, на свои собственные оценки (интернальный локус-контроль). Опять же, говоря о пациентах (не только онкологический!), сложность работы клинического психолга в том, чтобы помочь человеку "вспомнить" все, что его радовало когда-то в жизни, потому что на момент психологической работы характерно почти тотальное отсутствие интересов. Такое положение дел легко объяснимо тем, что болезнь, особенно тяжелая, накладывает ограничения на бытовую и профессиональную сферу жизни человека, привычные рабости становятся недоступными. 

Не раскачивайте дофаминовую лодку!

Напомню, здоровый человек получает дофамин равномерно в необходимом количестве в течение всего дня. Поэтому, по возможности, нужно избегать наркотических (условно говоря) всплесков радости. Это объяснение лежит в основе рекомендаций грамотных психологов и различных восточных (и эзотерических) учений о том, что нужно быть эмоционально ровным и не только избегать негативных эмоций, но и не стремиться к вселенской радости. Часто такое состояние называют гармонией.

Люди, конечно же, не мышки. Но у каждого время от времени возникает желание как-то поднять свой уровень дофамина в крови. Нейромедиаторы не могут быть в лекарственной форме, но есть химические вещества, которые увеличивают концентрацию дофамина опосредованно – все наркотики, алкоголь, табак и некоторые антидепрессанты.

Кроме химических веществ уровень дофамина повышают некоторые действия (помните в начале статьи про влияние социальных ресурсов?): видеоигры, серфинг в интернете, просмотр порно, «дофаминовая» еда, погружение в свои фантазии и пр. действия, где есть дофаминовая петля. Вот мы и добрались до вопроса, который меня так напрягал раньше, когда речь заходила о том, как психолог может/не может помочь человеку жить той жизнью, о которой тот мечтает.

Что происходит на уровне физиологических процессов в нейронах при дофаминовой петле? Дофамин не удаляется из синаптического пространства, а накапливается там, приклеивается к рецепторам принимающей клетки и таким образом формируется «короткое замыкание». И мозг перестает понимать «что такое хорошо и что такое плохо». Другими словами, уходит критичность восприятия. Любая первая мысль человеку кажется прекрасной и удивительной. Внутренние переживания становятся очень яркими и приятными, сигналы из реального мира меркнут на их фоне.

Вот! Вот то, что очень опасно в работе психолога! Беда в том, что не все психологи понимают этот механизм и невольно фиксируют клиента в дофаминовой петле. В результате человек не растет как личность, а, с точностью до наоборот, деградирует.

На этом дело не заканчивается. После любой продуктивной фазы (выработки нейромедиатора) следует негативная. В этот момент воздействие наркотика заканчивается и уровень дофамина резко падает. Это сопровождается различными соматическими и психическими реакциями, от известной физической ломки до разнообразных тяжелых мыслей. В дальнейшем начинаются внешние проблемы (потеря работы, друзей, семьи), от которых становится еще тяжелее, но мозг уже не воспринимает природные удовольствия как достаточные и привычно тянется к наркотику (химическое вещество или какое-то действие). И снова возникает самостимуляция, только уже под давлением внешних обстоятельств.

Так вот, еще раз – не раскачивайте лодку! Не устраивайте себе качели из зависания в позитиве или негативе. Эти моменты вполне могут контролироваться человеком самостоятельно. И здесь будет кстати грамотные рекомендации психологов – переключить внимание. Об этом, а также о том, как общаться с людьми, попавшими в дофаминовую петлю, я напишу в следующей статье. Под людьми в дофаминовой петле я (в данном контексте) понимаю обычных людей, которые в течение дня могут нам встретиться не по разу: капризный ребенок, упрямый старик, скандалящий пациент или его родственник…

В заключении коротко напомню только о правиле переключения внимания – как только внимание зафиксировалось на чем-то (не важно, хорошем или плохом), то быстро найдите на что переключиться. Самое действенное – любые физические упражнения, типа приседания-наклонов. Потому что в это время мгновенно начинают работать другие области мозга и возникает пауза, за время которой «лишний» дофамин успеет уйти из синаптического пространства и разблокируется область мозга, которая «зависла» из-за дофаминовой петли.



Просмотров: 287
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Алкоголь – враг для дофамина: как это?
  • Загадка дофамина 3. Явление дофамина
  • Загадка дофамина 5. Мотивационная система мозга
  • Загадка дофамина. Фрагмент 1. Открытие "центров удовольствия"
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Признаки низкого уровня дофамина у мужчины, предвестника наступающей депрессии.
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Все мужики ко… Все бабы ду…Или статья о том, что все мужики когда-нибудь узнают, что бабы думают.
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Он опять ушел, потому что хочет общаться с другими. Что делать, когда мужчина приходит и уходит?
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Мои "пять копеек" о том, что все психологи работают только ради денег.
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Начало или продолжение пути... Или что делать, когда очень хочется что-то делать
  • «Булимия» мозга, или что делать, когда информации слишком много?
  • Отдохни от дофамина!
  • Что сделать, чтобы было столько денег, сколько нужно? Или даже чуточку больше
  • Где все, что было, где радость секса… и как все это пережить!?
  • Эпоха легкого дофамина
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • "Как мне делать только то, что по итогу приносит радость и удовольствие?"
  • Как понять, что низкий уровень развития не у меня?
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Загадка дофамина 2. Эксперименты доктора Хита
  • Загадка дофамина 4. Переосмысление старых открытий
  • Как поддержать мужчину? Что нужно делать, а что ни в коем случае нельзя?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь